Как только Валентине Витальевне вставили новые зубы из термопласта, который обычно используют для изготовления клапанов сердца и детских игрушек, она полностью выздоровела. Стоматологи небольшого городка Черняхов Житомирской области делают качественно новые протезы и осчастливили уже более 12 тысяч пациентов со всей Украины и даже других стран
-- Было время, когда я работала медсестрой в стоматологическом кабинете, -- говорит Валентина Билавина. -- Так что беззубых ртов повидала немало. Знала, что протезы подходят не всем. Но когда лишаешься даже части зубов, хочется «восполнить пробелы» -- сделать протезирование. Пошла на это и я. Изготовили мне обычный протез из акриловой пластмассы, так называемые «мосты» с металлическими креплениями. Как надела -- во рту привкус железа, жжение, выдержать невозможно. Я к врачу. А он мне в карточке пишет: «Адаптация к протезированию». Шло время, привыкнуть я так и не смогла. Мои домашние, видя, как я мучаюсь, стали уговаривать поменять протез, сделать его на золотом припое. По цене он тоже получился «золотой». Я так надеялась, что протез мне подойдет! А результат оказался тот же. Жжение во рту не прошло. Но не могла же я ходить без двадцати двух зубов! Поэтому продолжала носить протез. А чувствовала себя все хуже. Похудела, ослабела, быстро уставала.
Валентину Витальевну направляли в онкодиспансер, подозревая рак, затем к эндокринологу, считая, что у нее больна щитовидная железа или начинается диабет. Но изучив литературу об акриловых протезах, женщина решила обратиться к аллергологам и сдать специальные анализы, чтобы установить, какие компоненты зубного протеза могут вызывать аллергию.
-- Мне удалось разыскать такую лабораторию, -- продолжает Валентина Витальевна. -- И вот что оказалось: у меня сильнейшая аллергия и на акриловую пластмассу, и на золото. Если бы я знала об этом раньше! Врач сказал, что иммунитет серьезно подорван и виноваты в этом искусственные зубы. И тут в «ФАКТАХ», в 2000 году появилась статья о докторе из небольшого городка Черняхов Житомирской области Василии Нагурном, который делает протезы из термопласта. Этот материал используют даже для изготовления клапанов сердца. Он не содержит аллергенов и подходит практически всем. Статью принес муж, он же сказал:"Валечка, возможно, это твое спасение". Я благодарна судьбе, что прочла эту газету и обратилась за помощью к доктору Нагурному, который вернул мне здоровье и подарил «голливудскую улыбку».
-- Как только я прочла в «ФАКТАХ» статью о докторе Нагурном, сразу же ему позвонила, -- вспоминает Валентина Билавина. -- Он принял меня, но сказал, что пока помочь не может. Чтобы изготовить мне протез, надо кое-что усовершенствовать в технологии. Для меня же главным было получить новые зубы как можно быстрее. «Пусть они будут хоть зеленые, меня это не пугает,» -- говорю. Но ждать все же пришлось. Сначала Василий Анатольевич сделал мне «контрольные зубы», чтобы ни в чем не ошибиться, а лишь затем постоянные. Так я вновь обрела улыбку. У меня было такое ощущение, как будто зубы выросли сами, настолько легкими и удобными оказались протезы. Яблоки грызть пришлось сразу: так доктор проверяет, хорошо ли «лежит» протез, и корректирует его. Это несложно, потому что материал мягкий. Аллергия прошла, здоровье восстановилось. Уже почти год я с новыми зубами. Но и сейчас, как вспомню свои «хождения по мукам», настроение портится.
За три года до встречи с Василием Нагурным Валентина Витальевна обошла многих известных столичных врачей -- стоматологов, онкологов, эндокринологов. Врач УЗИ ей честно признался: «Клянусь, что ничего у вас не нахожу». Она «чахла», а причину выяснить не удавалось.
-- Странно, что никто из специалистов не догадался посоветовать: «Сделайте аллергические пробы, выясните, в каком состоянии у вас иммунитет», -- продолжает Валентина Билавина. -- Я ведь сама предположила, что у меня аллергия, и сама искала лабораторию, где проводят необходимые анализы. У меня взяли кровь из вены, я сняла коронку для анализа -- и через четыре дня результат исследования был готов. Выяснилось, что мой организм не воспринимает не только акриловые пластмассы, но даже золото. В течение нескольких лет протез постоянно отравлял меня, и в результате ситуация стала почти катастрофической: количество защитных клеток в крови было очень низкое, развилась интоксикация организма и «вторичная временная иммунная недостаточность». Даже столичные стоматологи и зубные техники не знают, что можно точно определить, как действует изготовленный ими протез на иммунитет пациента. Кроме того, есть множество статей о вреде акриловых пластмасс, но зубные протезы из этого материала все равно не снимают с производства, несмотря на то что выход найден.
Рассказывая свою историю, Валентина Витальевна не перестает сокрушаться:
-- В Украине тысячи людей, которым не подходят акриловые зубные протезы, но они об этом не догадываются и списывают свои болезни только на старость. Невозможно подсчитать, скольких людей спасла бы новая технология изготовления безвредных термопластовых протезов. К сожалению, кроме черняховских врачей и тех пациентов, кому это нужно, по-моему, никого новый метод не интересует.
Статья о зубных протезах из термопласта появилась в «ФАКТАХ» три года назад. А письма от благодарных читателей приходят до сих пор. Около 12 тысяч человек уже пользуются такими протезами. В Черняхов приезжали люди из Польши, Израиля, Германии. Им тоже удалось помочь. Не замечать достижений черняховских стоматологов уже невозможно. Стало известно о них и руководству нашей страны. Недавно Леонид Кучма издал Указ о присвоении Василию Нагурному звания «Заслуженный врач Украины». Но изменится ли теперь отношение его коллег к новой технологии? Проявят ли они заинтересованность?
-- Когда я собиралась в Черняхов, некоторые стоматологи меня отговаривали: мол, ничего вам там не сделают, только время и деньги на поездку потратите, -- говорит Валентина Билавина. -- Как обстоят дела на самом деле, никто из таких специалистов знать не хочет. А ведь в Черняхове готовы обучить тех, кто проявляет интерес с новой технологии. О конкуренции не думают, потому что беззубых ртов в Украине хватит на всех.
Я побывала в черняховской клинике и поговорила со многими пациентами. Люди привозят в кулечках по шесть-семь протезов, которые не могут носить, потому что слизистая из-за них воспаляется. В коллекции доктора Нагурного есть уникальный экземпляр зубного протеза, подаренный одним из пациентов -- полностью металлическое «произведение» весом около 100 граммов. Пациент страдает аллергией на акриловые пластмассы, а врач таким образом пытался найти выход, чтобы помочь ему.
-- Важнейшая особенность термопласта в том, что он биологически инертен и не содержит аллергенов, -- объясняет Василий Нагурный, главный врач стоматологического центра поселка Черняхов. -- Идея заменить акриловые пластмассы термопластом принадлежит доктору медицинских наук, профессору Эвальду Варесу, который живет и работает в Донецке. Чтобы воплотить ее в жизнь, пришлось продолжить исследования Эвальда Яновича. Изделия из термопласта обычно выпускают огромными партиями, используя стандартные металлические формы. А протезирование всегда индивидуально, и для него нужны гипсовые формы. Трудность состояла в том, чтобы придумать изоляционный раствор, благодаря которому протез после «выпечки» при температуре более 200 градусов легко отделялся бы от гипса. Мне со своим сыном, зубным техником, удалось это сделать. На технологию получен патент. Протез получается прочным, эластичным. Его нельзя сломать или разбить, а, значит, и чинить не придется. Это уже немало: известно, что акриловый протез ломается в среднем раз в два года. И человеку, который после сорока лет начинает пользоваться искусственными зубами, приходится менять до 20 протезов в течение следующих 30--35 лет.
С помощью термопласта можно восполнить любое количество недостающих зубов -- от одного до 32. И при этом врач не пользуется бормашиной, чтобы прикрепить протез к сохранившимся зубам, не обтачивает, не портит их и обходится вовсе без металлических крючков, которыми протезы обычно крепятся к зубам. «Усики» для крепления отливаются из того же термопласта. Вес протеза -- 4--5 граммов. К врачу достаточно прийти два раза -- и пациент с зубами.
-- Сказать, что наша технология подходит абсолютно всем, нельзя, -- предупреждает Василий Нагурный. -- Многое зависит от состояния десен. Человек ведь должен жевать зубами, а не слизистой, а при протезировании нагрузка переносится на нее. Главное для пациента -- не упустить время, когда беды еще можно избежать. Мы начали строительство стоматологического центра помощи малоимущим людям. Но своими силами завершить работы практически невозможно. Надеемся, что кто-то откликнется и поможет нам.
-- Кариесом сейчас страдает 100% населения, -- утверждает профессор Эвальд Варес. -- Пародонтоз диагностируется у 85%. В протезировании зубов нуждаются все люди старше 30 лет. Почему так происходит? Эмаль зубов -- самая твердая структура в организме -- создана для постоянной и усиленной работы. Но современные методы приготовления пищи лишают зубы возможности трудиться. Есть старая поговорка: «Кто долго жует, тот долго живет». И если не удается сохранить свои зубы, то протезирование просто необходимо, чтобы не развились болезни желудочно-кишечного тракта. Вот только качество зубных протезов должно быть таким, чтобы из-за них не страдало качество жизни. Доказано, что в толще акрилового протеза находятся такие химические соединения, которые, попадая в ротовую полость, часто вызывают аллергию. А термопласт абсолютно безвреден. Это материал, из которого, по сообщениям японских специалистов, в разных хирургических клиниках мира в 2002 году были установлены 1,5 миллиона искусственных суставов, 900 клапанов сердца и миллионы других структур. В Украине термопластовые зубные протезы получили самую высокую государственную оценку качества -- положительные заключения Киевского института высокомолекулярных соединений и Киевского института экологии и токсикологии.
Кстати, таких заключений нет ни у одного вида зубных протезов, изготовляемых из акрила. И стоматологи об этом знают. Почему же до сих пор так мало последователей у профессора Вареса и доктора Нагурного?