Происшествия

Никто не имеет права навязывать водителям платные… Услуги

0:00 — 13 ноября 2003 eye 308

Да и останавливать их на дорогах закон разрешает только работникам ГАИ и дружинникам

Не далее как в октябре в «ФАКТАХ» была опубликована заметка о неправомерности действий сотрудников экологических служб, останавливающих автомобили. После ее выхода многочисленные звонки автолюбителей, возмущенных тем, что на трассах появились дополнительные контролеры, которые, к тому же, еще и штрафуют, заставили нас вернуться к теме. Так что все-таки происходит на автодорогах Украины? Какие службы имеют право преграждать путь водителям? С какой стати взимаются поборы и какими полномочиями наделен общественный экопатруль? Такими вопросами мы озадачили Департамент ГАИ МВД Украины.

«Водители вправе не подчиняться требованиям работников экослужб»

Сотрудник пресс-службы Департамента Сергей Левицкий сообщил, что экоструктуры не имеют отношения к их ведомству. Появлением экологических патрулей мы обязаны решениям местных властей. В Киеве, например, создано коммунальное предприятие «Экотранс», выставляющее свои посты в разных районах города, подобные структуры есть и в других регионах Украины. Эти службы призваны оказывать услуги по экологическому контролю автотранспорта. Работники Госавтоинспекции наслышаны о принудительных остановках автомобилей на дорогах страны. Однако, как подчеркнул С. Левицкий, законы Украины «О милиции» и «О дорожном движении», а также Правила дорожного движения наделяют исключительным правом останавливать автотранспорт и составлять соответствующие протоколы работников автоинспекции и дружинников.

«Поэтому водители вправе не подчиняться требованиям работников экослужб», -- утверждает С. Левицкий. Экосервис может осуществляться лишь по желанию владельца автомобиля. Но если услуги по экоконтролю выхлопов и выдаче талона токсичности у экологов Киева стоят от 20 до 40 грн. , в зависимости от типа автомобиля, то в структуре ГАИ их окажут всего за 11 грн.

В разных областях страны вблизи неработающих постов ГАИ появляются посты экологов, причем, они не всегда задействуют автотранспорт, окраска которого соответствует ГОСТу. Использование экоработниками атрибутики автоинспекторов, похожей на гаишную форменной одежды, а также специального жезла (а ведь согласно Правилам пользоваться им могут только автоинспекторы и работники военизированной инспекции безопасности дорожного движения) порой вводят автомобилистов в заблуждение. А какой законопослушный водитель не остановится, видя перед собой автоинспектора!

-- Да, работникам экослужб позволено проводить осмотр технического состояния автомобилей, -- продолжает С. Левицкий. -- И за эти услуги они берут деньги. Правда, проводить экотестирование «зеленые» должны в рамках профилактико-разъяснительной работы и только в случае добровольного обращения граждан. Поэтому предпочтительнее всего было бы размещать посты общественных экослужб возле станций техобслуживания и других пунктов, где без особых усилий можно устранить выявленные неполадки. Например, в случае возникновения у иногороднего водителя сомнений в техническом состоянии своего автомобиля, он может обратиться за помощью на экопост при въезде в город и получить все возможные рекомендации и советы, предшествующие визиту на СТО. В то время как специализированное экологическое подразделение ГАИ осуществляет уже жесткий экоконтроль.

И если водителю удалось без проблем проскочить профилактический пост, то от столкновения с экопатрулем ГАИ он вряд ли сможет уйти. У нас и спрос другой -- владелец машины рискует даже лишиться номеров. Их, конечно же, возвратят, но только после устранения неполадок. Экологическая служба ГАИ, в состав которой входят только офицеры, мобильна, оснащена специальным оборудованием. Она осуществляет полноценную экспресс-диагностику, получая дотации из бюджета. Остальные экослужбы -- на хозрасчете. Не это ли обстоятельство делает их столь активными? Их рвение, судя по вашим вопросам и имеющейся у ГАИ информации, уже «оценили» автолюбители на дорогах страны.

«Содержание вредных веществ в отработанных газах порой в 10 раз превышает допустимые нормы»

Вопреки такой категоричности Госавтоинспекции, экологи продолжают отстаивать свое законное право останавливать машины. Начальник производственного отдела киевского КП «Экотранс» Александр Хромушин объяснил:

-- Несмотря на обвинения в наш адрес, мы не устаем повторять, что не штрафуем водителей, а оказываем платные услуги по определению вредных веществ в выхлопах автомобилей. Наша платная деятельность так же естественна, как продажа газеты, к примеру. Останавливая транспорт, мы располагаем вполне законными аргументами. На нашей стороне Закон «Об охране окружающей природной среды» и Правила дорожного движения, которые запрещают эксплуатацию автомобиля, в выхлопных газах которого превышена норма СО и СН. По Решению исполкома Киевгорсовета народных депутатов от 1989 года каждый владелец автомашины обязан ежеквартально проверять транспортное средство на вредность отработанных газов.

Ведь в ухудшение окружающей среды вносит свою лепту и многочисленная (более чем 450-тысячная) киевская автоармада. А все мы -- ее заложники. По нашим наблюдениям, продолжает Александр Хромушин, 30 процентов машин эксплуатируются на пределе возможностей (в основном, это транспорт из стран СНГ), иномарки спасает то, что они вовремя обслуживаются на техстанциях. Иногда содержание вредных веществ в 3--5, а порой и в 10 раз превышает допустимые нормы. Как же мы можем стоять в стороне? Сейчас установлено 16 наших постов и семь, принадлежащих ГАИ. Но городской программой по улучшению экологии транспорта предусмотрено создание еще 50 общественных постов.

Киевсовет обязал нашу организацию работать и спрашивает с нас за эту работу. Разумеется, мы вправе останавливать авто. Ведь в состав наших патрулей входят члены общественного формирования по охране общественного порядка, общественные инспектора экоконтроля. Приказом Минэкологии за 2002 год им делегировано право «останавливать транспортные (в том числе плавучие) средства… » для проверки. Сотрудничающие с нами контролеры имеют удостоверения экоинспекторов, полученные после соответствующей подготовки.

Мы неоднократно доказывали свои права при проверках контролирующими органами, ссылаясь в т. ч. и на Закон Украины «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы». Обычно мы наставляем водителя. Считаю, что проверка одного из них заставляет и других делать верные выводы. Но порой даже при проверке автомобиля с выданным на СТО талоном токсичности, по свежим следам, обнаруживается несоответствие фактических и указанных в талоне показателей…

По мнению адвоката Марины Лебедевой, комментарий экологов вызывает удивление. Поскольку платные услуги оказываются лишь тем, кто хочет их получить и может оплатить. Если же речь идет о рынке услуг, то любой гражданин вправе выбрать сам, где удобнее и дешевле их получить. Немаловажно и то, что такие услуги не должны ассоциироваться в сознании водителей со штрафом (то есть с наказанием). Действительно, общественные инспектора имеют право остановить транспорт для проверки (и составить соответствующий протокол), но без принуждения, давления на водителя и попытки навязывания каких-либо услуг тут же, на месте.