Сегодня старший сын королевы Великобритании отмечает свое 55-летие, но настоящего праздника, видимо, не получится
55-летний юбилей наследника престола испорчен скандалом, вспыхнувшим в британской прессе в минувшие выходные. Бывший камердинер королевской семьи Джордж Смит обвинил Чарльза в бисексуальности. Историю, рассказанную слугой, попытались опубликовать все британские газеты, но удалось это только шотландской «Санди геральд». И то только в печатном варианте. Главный редактор не рискнул ставить материал на сайте издания в Интернете.
Мистер Смит, которому уже далеко за 50, довольно долго служил в резиденции Чарльза Кларенс-хаус. Он утверждает, что однажды стал свидетелем любовных забав принца и его ближайшего помощника Майкла Фосетта. Джордж не вовремя зашел в спальню хозяина и увидел его в кровати с мистером Фосеттом.
Верховный суд в Лондоне тут же наложил запрет на публикацию заявлений Джорджа Смита. Но вето имело юридическую силу только на территории Англии и Уэльса. Этим воспользовалась шотландская газета, однако уже через пару дней судья в Эдинбурге поддержал запрет и в Шотландии. В итоге «Санди геральд» оказалась в единственном числе. Казалось, что шум вокруг обвинений слуги удалось уменьшить, и тут уважаемая во всей Европе газета «Гардиан» подала иск в суд, добиваясь разрешения писать об этом. Без подробностей, но называя имена участников неприятной истории. И выиграла это право!
И вот теперь в Великобритании с ее старейшей в мире системой демократии сложилась парадоксальная ситуация. Верховный суд разрешил называть случившееся как «некий отдельно взятый инцидент» или просто «инцидент». Пресса, радио, телевидение используют данную формулировку, но Соединенное Королевство и весь мир знают, что скрывается под казенным словечком.
В день 55-летия принца Чарльза британское общество разделилось на две части. Одни считают, что бывший слуга решил заработать на старость и оклеветал своего хозяина. Эти люди верят в официальное заявление пресс-службы Кларенс-хауса, которая назвала историю Смита ложью, а обвинения в бисексуальности -- смехотворными. Другие полагают, что камердинер рассказывает правду. И его история многое объясняет.
В начале этого года бывший личный слуга покойной принцессы Дианы и ее доверенное лицо Пол Баррелл заявил о существовании некоего письма, которое леди Ди передала ему на хранение. В этом послании рассказывалось о случае сексуального насилия, которому подвергся один из слуг в Кларенс-хаусе со стороны помощника принца Чарльза. Письмо исчезло во время обысков в доме Баррелла, обвиненного в краже личных вещей Дианы, Чарльза и их сыновей. Пол дал понять, что этот документ, возможно, и был главной причиной свалившихся на него неприятностей. В письме говорилось о Майкле Фосетте. Все советовали принцу Чарльзу провести тщательное расследование, но он неожиданно сделал все, чтобы замять это дело. Фосетт оставался на службе до весны и лишь потом уволился по собственному желанию. Тогда никто не мог объяснить, почему Чарльз так рисковал, защищая своего помощника. История Джорджа Смита дала искомый ответ. В качестве еще одной косвенной улики против Чарльза приводится то обстоятельство, что все, даже самые серьезные газеты и журналы, стремятся опубликовать рассказ Смита. Значит, пресса в него поверила.
У сторонников принца свои доводы, но тоже косвенные. Смита уволили несколько лет назад за его пристрастие к спиртному. Однако Чарльз расстался со слугой по-хорошему: определил ему приличную пенсию и даже оплатил лечение Джорджа от алкоголизма в частной клинике. Очевидно, бывший камердинер все же затаил злобу на принца, или взялся за старое, и алкоголь затуманил ему память. Иными словами, пьяница-слуга -- человек ненадежный.
Но в одном британское общество сегодня едино: Джордж Смит, лжет он или нет, с легкостью разрушил то, что принц Чарльз с таким трудом и столько лет создавал -- расположение подданных. Наследник британской короны не в первый раз оказывается в центре скандала. 55 лет его жизни можно сравнить с американскими горками: сплошные взлеты и падения.
Старший сын в королевской семье -- участь не из легких. С детских лет Чарльз знал, что он когда-нибудь станет королем. Но для этого его мать Елизавета II должна либо отказаться от престола, либо умереть. Ни того, ни другого наследный принц ей не желал.
Британцам нравились в Чарльзе многие качества, которые он проявлял с молодых лет. У принца есть собственное мнение по различным вопросам в области политики, экономики, искусства. И он не боится его высказывать. Он пишет прекрасные акварели. Разбирается в архитектуре. На этом и строилась поначалу популярность наследника британского престола. Ее пик пришелся на 1981 год.
Зимой Букингемский дворец объявил о помолвке Чарльза и леди Дианы Спенсер. Британцы до сих пор с умилением вспоминают день их свадьбы -- 29 июля. (В 2001 году был проведен опрос общественного мнения, и более половины респондентов заявили, что для них свадебная церемония Чарльза и Дианы показалась ожившей сказкой. -- Авт. ) Толпа из 600 тысяч человек заполнила улицы Лондона. Венчание проходило в соборе святого Павла, куда были приглашены 3500 гостей -- высший свет Европы, мировые политики и государственные деятели. Велась прямая телетрансляция, которую посмотрели 750 миллионов человек. В стране был объявлен выходной.
Невеста выглядела настоящей принцессой. На 20-летней Диане было роскошное платье из старинных кружев от Эммануэль со шлейфом, длина которого составляла 7,62 метра. К радости публики леди Ди поднималась по ступенькам собора очень медленно -- три с половиной минуты, давая возможность всем разглядеть свой наряд. Стоя уже перед архиепископом Кентерберийским, жених и невеста занервничали. Диана запуталась, произнося полное имя Чарльза, а принц забыл несколько слов, произнося клятву супружеской верности. Из собора в Букингемский дворец новобрачные ехали в открытой карете. А потом еще вышли на балкон и поцеловались перед ликующей толпой
Несколько лет они считались идеальной парой. 12 июня 1982 года принцесса Диана родила Уильяма, а 15 сентября 1984 года Гарри. Британцы были в восторге. А семейная жизнь уже начала рушиться -- Диана узнала о существовании Камиллы Паркер-Боулз.
В начале 90-х правда выплеснулась наружу. Леди Ди в глазах общественности являлась жертвой неверного и безразличного мужа. Британцы были на ее стороне. Чарльза презирали и ненавидели. Популярность королевской семьи стала резко снижаться. Отношения с родственниками мужа у Дианы были испорчены.
16 июня 1992 года журналист Эндрю Мортон опубликовал книгу «Ее правдивая история», в которой утверждалось, что Диана глубоко несчастна в браке и даже пять раз пыталась покончить с собой в середине 80-х. И напрасно Букингемский дворец заявлял, что супруга принца Чарльза не имеет никакого отношения к писанине Мортона. В глазах британцев наследник престола окончательно превратился в чудовище.
Они расстались в 1993 году, оформив развод официально 28 августа 1996 года. Через год леди Ди погибла в автомобильной катастрофе. По логике вещей, ее трагическая смерть должна была полностью уничтожить Чарльза.
Так оно и казалось сначала. В гибели Дианы в первую очередь винили ее бывшего мужа. Мол, его поведение и безразличие толкнули принцессу в объятия других мужчин. В результате она превратилась в мишень для папарацци, которые преследовали ее денно и нощно.
Но шло время. Чарльз ни разу не позволил себе ни словом, ни делом омрачить светлую память Дианы. Наоборот, он всякий раз вставал на ее защиту, когда готовились к печати различные книги о принцессе. Британцы видели, насколько стали близки Чарльз и его сыновья. Он был для них по-настоящему заботливым и любящим отцом. Принц вел себя по-мужски во всех отношениях. Даже в том, что касалось Камиллы. Он не отказался от своей старой любви ни в угоду общественному мнению, ни в угоду собственной семье. Изо дня в день делал все для того, чтобы Букингемский дворец и подданные приняли эту женщину. И Чарльз одержал победу! Камилла получила возможность появляться с ним в обществе. Ее приглашает в гости Елизавета II. Ей не нужно более покидать резиденцию Чарльза, когда туда на каникулы или праздники приезжают Уильям и Гарри. Все это не могло не вызывать уважения к принцу Чарльзу. Он вернул себе популярность. Опросы общественного мнения еще недавно показывали, что большинство британцев считают, что он будет хорошим королем. А особо рьяные подданные даже стали поговаривать, что Елизавете II следовало бы уступить трон старшему сыну.
А теперь, в день 55-летия принца, британцы чувствуют себя обманутыми. Если история, рассказанная слугой Джорджем Смитом, окажется правдой, Чарльзу не позавидуешь.