Происшествия

Три года полтавский беспризорник, обладающий неординарными способностями в программировании, жил в… Компьютерном клубе

0:00 — 14 ноября 2003 eye 473

Благодаря милосердию чужой семьи одаренный мальчик пошел в школу, а интернат, где он сейчас живет, готов дать направление для поступления в вуз

Почему так бывает, что хороший умный человек вдруг опускается на самое дно? Никто не может ответить на этот вопрос. Вот и с мамой Артура Хобота случилась такая беда. Школьная медалистка, она с отличием закончила инженерно-строительный институт, а вот дальше ее жизнь не заладилась. Оставшись одна с маленьким ребенком на руках и не будучи замужем, Люда не сумела превозмочь возникшие трудности. Все чаще она уходила от тяжелой реальности в мир иллюзорного благополучия, прикладываясь к рюмке. Ее сын рос сам по себе, и виртуальный мир компьютерных игр становился для мальчика убежищем от действительности.

Опустившаяся женщина с ребенком оказалась никому не нужной ни на чужбине, ни на родине

В отличие от большинства посетителей компьютерных клубов, Артур не мог попросить или, на худой конец, незаметно вытащить у мамы деньги на игры. А мать зарабатывала тем, что собирала и сдавала в приемные пункты бутылки. В лучшие дни имела не больше пяти гривен. Этого хватало лишь для поддержания ее веселого состояния. Когда под вечер она встречалась с сыном в подъезде чужого дома, где они устраивались на ночлег, в ее карманах было пусто.

Мальчик говорит, что мама любила его и, когда они были вместе и у нее имелись деньги, всегда покупала ему пирожные. Но в основном Артур ел сухую «Мивину».

Правда, так было не всегда. Артур помнит, как они жили в Турции. Поначалу, еще совсем маленьким, мама оставляла его на бабушку, которая жила в Лебедине Сумской области, а сама ездила в заморскую страну за дешевым товаром. Потом женщина забрала сына с собой, и они надолго поселились в гостинице. Артур учился в первом классе турецкой школы, он до сих пор не забыл язык. Мама не работала. Во всяком случае, днем. По ночам она оставляла его одного, а возвращалась домой под утро пьяной. Однажды богатый турок, который предоставлял ей работу, отказался от ее услуг. Мать с ребенком оказались на улице без каких-либо документов и средств к существованию. Их вскоре депортировали из страны, и жизнь молодой женщины покатилась по наклонной.

Люда не раз обещала сыну бросить пить, однако это было выше ее сил. Поэтому они и не задержались у бабушки в Лебедине. Не успел Артур порадоваться переменам в своей жизни (он снова учился в школе, мог спать на кровати и вдоволь кушать), как мама опять засобиралась в дорогу. Она надеялась, что в Полтаве, где у нее были друзья, ее встретят, как родную. Увы, опустившаяся женщина с ребенком оказалась никому не нужной.

«Сидя перед монитором, я мечтал о школе»

-- У меня появилось много свободного времени, -- рассказывает Артур. -- Но тратить его на сбор бутылок или на пьяную компанию маминых друзей мне было неинтересно. И вот однажды я заглянул в компьютерный клуб. Он только открылся, и в нем еще стояли телевизоры с приставками. Но виртуальные игры меня настолько увлекли, что я стал бывать в клубе почти каждый день. В основном наблюдал, как играют другие. А потом появились современные компьютерные клубы, и ребята перешли в них.

На маленького постоянного посетителя очень быстро обратили внимание хозяева клуба. Со временем они разрешили ему играть бесплатно. Чувствуя себя в долгу перед ними, Артур стал предлагать свои услуги. Например, убрать помещение, поменять диски, сбегать ночью за пивом… Вскоре беспризорный парнишка дневал и ночевал в клубе. Когда уставал, шел в подсобку, где стоял топчан, и на несколько часов погружался в сон. А вообще за увлекательными играми время проходило незаметно. Однажды играл практически без перерыва восемнадцать часов кряду.

Так продолжалось три года. Обслуживающий персонал клуба настолько доверял Артуру, что в случае необходимости его оставляли за главного. Он мог быстро настроить компьютер и никогда не испытывал соблазна взять из кассы хотя бы гривню. За это его ценили и даже начали платить за работу. В последнее время пять-десять гривен Артур имел каждый день.

-- Не поверите, но, сидя перед монитором, я мечтал о школе, -- улыбается мой собеседник. -- Когда подходило первое сентября, я только об этом и говорил с мамой. Она обещала оформить документы, но так и не находила для этого времени. И я опять возвращался в компьютерный клуб.

Целый год Артур жил в семье друга

Здесь у подростка были друзья, среди которых оказался и Святослав Маслак -- такой же заядлый игрок, как и он. Но если Артура, брошенного на произвол судьбы, никто никогда не разыскивал, то родители Святослава, когда он исчезал надолго, подключали к поискам даже милицию.

-- Впервые Артур появился в нашем доме, когда мы запретили сыну посещать компьютерные клубы, -- вспоминает Вера Николаевна Маслак, мама Святослава. -- Тогда, два года назад, мы с мужем разыскивали ребенка трое суток по всему городу, заявили о его исчезновении в милицию. Это было уже не впервые, и мы знали, что он играет в каком-нибудь компьютерном центре. Походив по этим заведениям, я ужаснулась тому, что там твориться. Представьте себе, в двенадцать часов ночи перед монитором сидит ребенок девяти-двенадцати лет с красными глазами, а на экране -- кровь, стрельба, трупы… И никому из взрослых, которые находятся в клубе, до этого нет дела. А ведь родители, может быть, сходят с ума, не зная, где их ребенок.

Еще я узнала, что вывеска «Закрыто» вовсе не означает, что клуб не работает. В нем, за закрытыми дверями, сидят подростки. Чтобы не хотелось спать, они без конца пьют кофе…

Так вот, Артур пришел к нам узнать, почему Святослав перестал появляться в клубах. Ребята долго о чем-то говорили, а потом сын спросил: «Можно Артур у нас переночует?». К тому времени я уже знала о его образе жизни. Святослав не раз приводил своего друга в кафе, которым я заведовала, чтобы накормить его. Никогда не забуду, с какой жадностью он ел! Словом, я разрешила остаться.

Когда мальчик разделся, я чуть не потеряла сознание -- все тело было покрыто коростой. Я впервые увидела эти страшные, разодранные в кровь красные прыщи. Несмотря на довольно позднее время, тут же поехала в круглосуточную аптеку за лекарствами. Аптекарь предупредила, что короста лечится не меньше недели. Не могла же я на следующий день выпроводить ребенка на улицу. Вылечили коросту и стали жить все вместе. Чувствовалось, Артуру нравится в семье, он соскучился по домашнему уюту.

… Артур оставался на одну ночь, однако задержался в семье друга на целый год.

«Я непутевая мать этого ребенка!» -- плакала Людмила, увидев сына

Вера Николаевна решила, что не отступит, пока не пристроит куда-нибудь этого обездоленного мальчика. «Да вы в своем уме? -- удивлялись знакомые, узнав о новых хлопотах Веры Маслак. -- Обворует вас и убежит». Но в семье думали не об этом, а о том, что будет с этим смышленым парнишкой, если отмахнуться от него и не протянуть руку помощи.

-- Я видела, как загорелись у Артура глаза, когда мы ходили с ребятами к одному программисту домой покупать компьютер, -- говорит Вера. -- Дело в том, что на семейном совете решили покончить с походами в компьютерные клубы, где предлагают диски весьма сомнительного содержания, и купить компьютер домой. Квартира у продавца оказалась богато обставлена, и на Артура обстановка произвела неизгладимое впечатление. «Вера Николаевна, когда я вырасту, обязательно выучусь на программиста и буду жить, как этот дядя», -- поделился со мной после визита Артур.

Только где и как учиться без единого документа? Пошла бывший педагог по всем инстанциям и знакомым, занимавшим руководящие должности. Отправили запросы в Лебедин. Но необходимые бумаги не приходили, а новый учебный год был уже на носу…

В конце концов директор школы-гимназии N 38 дал разрешение на то, чтобы мальчик присутствовал на уроках, пока придут официальные документы. Артур должен был идти в девятый класс, но, поскольку в его образовании был большой перерыв, приняли его только в шестой.

-- Мы не сомневались, что Артур сядет за парту, -- подключается к разговору муж Веры Николаевны Сергей Алексеевич. -- В конце августа я с мальчиками поехал на базар за покупками. Артура пришлось собирать в школу, как первоклассника. Купили ему все — от ручки и карандашей до костюма с бабочкой. Приодетый, с новеньким портфелем в руках, он остался ждать меня возле входа в рынок. И вдруг, пока я закупал продукты, к нему подошла мать.

Грязная, опустившаяся женщина бросилась обнимать сына, а люди, торгующие рядом, стали кричать на нее, чтобы не приставала к чужому ребенку. «Я его мать! -- плакала она. -- Я его непутевая мать!».

Это было за четыре месяца до ее страшной смерти. В прошлом году, когда стояли лютые декабрьские морозы, 36-летняя Людмила Хобот замерзла на улице. Врачи не смогли спасти ее…

В 14 лет Артур остался круглым сиротой. И хотя перед самой смертью мама рассказала сыну, что его отец живет в Полтаве, мальчик не стал его разыскивать. Кто знает, как отец к нему отнесется?

Возвращаться в Лебедин ему, по сути, не к кому. После смерти мамы Артур написал письмо бабушке, однако ответа так и не дождался. Жива ли еще старушка? А тете племянник, похоже, не особо нужен. Она тоже, как и сестра, любит выпить.

И подросток принял решение: пойти в школу-интернат. Он когда-то очень боялся там оказаться. Но когда родители его друга остались без работы, понял, что иного выхода нет. Сколько можно быть нахлебником?

-- Артур сам отправился в интернат для детей-сирот, узнал, какие документы нужны, и однажды поставил нас перед фактом, -- рассказывает Вера Николаевна. -- Причем после сдачи зачетов, минуя седьмой класс, оказался сразу в восьмом. Честно говоря, нам его очень не хватает. За год он стал нам родным. Артур очень внимательный, работящий, умный. Жаль, что сейчас мы не можем его забрать к себе хотя бы на выходные -- статус учебного заведения не позволяет. Но мы часто его проведываем, а он звонит нам.

Директор школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Алевтина Ключинская тоже не нахвалится новым учеником:

-- Хотя Артур недавно в нашем коллективе, он пользуется авторитетом среди сверстников. а недавно защищал честь интерната на городском турнире по программированию. Точные науки ему даются легко, а вот по украинскому языку занимается дополнительно. Мне нравится в нем целеустремленность. Надеюсь, мы выдадим мальчику направление на учебу в высшее учебное заведение, он этого заслуживает.