Драгоценности в стиле ювелирной живописи, выполненные украинскими мастерами, хранятся в частных коллекциях Иосифа Кобзона и Кристины Орбакайте
Золото-бриллианты -- ценность непреходящая. Однако мода на огранку, камни, технологии все время меняется. Если в советские времена некуда было деться от штампованных колечек, то сейчас пришло время авторской работы. В конце концов, в старые добрые времена каждая приличная семья имела своего врача и своего ювелира.
Украина впервые представила свои достижения в области ювелирного искусства на российской выставке «Luxury -- ценности для избранных» творениями дизайн-студии «Золото 77», неоднократного победителя «Ювелир Экспо Украина». Особенно российских экспертов и гостей выставки, среди которых были Илзе Лиепа, Том Клайм, Вера Васильева, поразил «Венок Винсента» -- колье-фантазия на тему подсолнухов Ван Гога, выполненное художником-ювелиром Т. Шалашным. Хотя наши оценили его скромно, в 25 тысяч долларов, россияне считают, что настоящая цена шедевра приближается к 100 тысячам. И есть за что: подсолнухи и шелковый шарф художника выложены из 700 камней, среди которых 280 аметистов и аметринов, остальные -- турмалины, огненный опал, черные и цветные бриллианты. Впрочем, колье не продается и останется в Украине, хотя среди публики -- членов закрытого «Золотого клуба» и представителей российской элиты -- было немало желающих его купить. К тому же, некоторые уникальные украшения, выполненные в дизайн-студии в единственном экземпляре, хранятся в частных коллекциях Иосифа Кобзона, Кристины Орбакайте и других известных людей.
Ювелирная живопись -- так характеризуется стиль, в котором работает компания «Золото 77». Живопись -- не единственный модный мотив, вдохновляющий ювелиров сегодня.
-- Сейчас в украшениях модна индивидуальность, -- отметила глава компании «Золото 77» Наталья Вакуленко. -- Одним из самых распространенных жанров стал крест. Причем крест как светское украшение. Он может напоминать по форме мальтийский, может походить на орден и носиться как подвеска. Массивные кресты c бриллиантами, самоцветами, эмалями -- примета времени. Реабилитировали себя и забытые броши на лацканы -- новая форма элегантности. В Европу пришла мода на шелковые шнуры, каучук, разноцветный шелк, велюр и бархат для подвесок. Очень популярны восточные темы в украшениях -- японские и китайские: в этом мы на сезон опередили даже таких авторитетов, как «Шопар» и «Картье». В моде кольца, похожие на самурайские мечи, и перстни с фигурками-миниатюрами. Актуален технократический стиль: холодные, хайтековские формы. Очень модна асимметрия, белое золото, черный жемчуг, эмали.
Мы одними из первых предложили украшения-трансформеры. К примеру, в колье «Калина» работы художника-ювелира Ю. Белика отстегиваются детали -- ветвь с ягодами-кораллами и певчая птица, которые можно носить отдельно и как брошь, и как заколку.
Колье по-прежнему остается прерогативой вечера. Форма может быть самой разной, фантазийной: например, наши ювелиры создали украшения в форме яблоневого цвета, паука, витражных осколков в готическом стиле, обрамленных каплями из голубых топазов, колье-ошейник с черным жемчугом и гранатами.
Помимо рубинов, сапфиров и изумрудов, сейчас актуальны яркие камни: синие лазуриты, тсавориты глубокого зеленого цвета, демантоиды, по блеску приближающиеся к бриллиантам, танзаниты голубовато-фиолетового оттенка. В моде сочетание, казалось бы, несочетаемого -- лазуриты или бирюза с бриллиантами. Полтора года назад хитом стали цветные бриллианты. Они дороже обычных и бывают черными, желтыми, голубыми, розовыми и даже коньячного цвета. Самый дорогой бриллиант -- пурпурный -- продан на аукционе «Кристис» почти за миллион долларов!
Ценятся редкие камни: к примеру, полихромный топаз, где голубой цвет плавно переходит в винный. И по-прежнему в цене остаются ручная работа и индивидуальный стиль.
-- Определить приоритеты в современной ювелирной моде не сложно благодаря прессе, Интернету и выставкам, -- считает Наталья Вакуленко. -- Может показаться, что существует глобальное стилевое единство. Не думаю, что это интересно. Иногда ощущается потребность надеть украшения, выпадающие из модных тенденций. И это также особый стиль. Экономическое состояние, географическое расположение и менталитет общества обусловливают общие вкусовые преимущества. Радикальные изменения стиля -- революционное явление, рождение нового всегда несет элемент разрушительного, ведь это отказ от стереотипов. Я думаю, гнаться за модными тенденциями не так уж и почетно для творческой личности.