И это лишь по самому скромному тарифу
О том, что участие в президентской кампании является весьма дорогим удовольствием, догадываются многие. Равно как и понимают -- простого желания, вроде «хочу быть президентом и все тут», в этом увлекательном и захватывающем действе явно недостаточно. Причем одним из факторов успеха традиционно являются деньги. Комитет избирателей Украины, изучив опыт финансирования прошлых выборов, пришел к выводу, что реальная сумма затрат одного кандидата или его группы поддержки составит (с учетом приписок и традиционных краж в избирательных штабах) как минимум 100 миллионов долларов. Кстати, официально на организацию и проведение президентских выборов в госбюджете на 2004 год заложено около 150 миллионов гривен (30 миллионов долларов) на всех участников избирательной гонки.
Впрочем, Комитет избирателей Украины (КИУ) не претендует, как говорится, на истину в последней инстанции. Как сообщил «ФАКТАМ» пресс-секретарь КИУ Александр Черненко, обнародованные в исследовании цифры условны, поскольку при подсчете не учитывался настоящий рейтинг потенциальных кандидатов, их информационные и административные ресурсы, степень противодействия конкурентов и тому подобное. Также не принималась во внимание и цель участия кандидата в избирательной кампании. Из опыта украинских избирательных кампаний известно, что соискатель выборной должности не всегда ставит перед собой цель победить. Иначе говоря, цели бывают достаточно далеки от тех, которые публично озвучиваются кандидатами. Одни просто хотят привлечь внимание к своей личности, других на роли кандидатов назначают политтехнологи из лагеря более реальных и мощных претендентов.
Поэтому эксперты ограничились подсчетами средств, необходимых для технологического обеспечения более-менее результативной избирательной кампании за полгода до выборов. Например, кандидату в президенты сбор одного миллиона подписей в свою поддержку обойдется в 100 тысяч долларов США. Это если платить за один автограф 50 копеек. К примеру, на прошлых парламентских выборах некоторые партии оценивали одну подпись в гривню, а то и больше.
Бригада из 20 тысяч агитаторов, которые за 100 долларов в месяц будут сновать по подъездам и дворам, пугать мирных людей листовками, а также обклеивать предвыборными плакатами, как обоями, троллейбусные остановки, обойдется кандидату в общей сложности в шесть миллионов долларов. При этом изготовление внешней агитпродукции (листовки, плакаты, письма к уважаемым ветеранам и т. д. ) будет стоить не менее 10 миллионов «зеленых». Правила хорошего тона во время избирательной кампании подразумевают также охмурение электората с помощью рекламы на телевидении. Этот процесс не из дешевых, судя по предполагаемым затратам -- 15 миллионов долларов. Столько же придется выложить за популяризацию светлого образа соискателя президентской должности в печатных СМИ, а также за издание собственной газеты кандидата. Но масс-медиа могут и не справиться с поставленными задачами. Тогда претенденту придется взять часть их обязанностей на себя и отправиться в агитационный тур по стране. А это плюс еще как минимум два миллиона долларов в графе «Расходы». На финансирование союзников, подставных кандидатов и кандидатов-двойников уйдет еще один миллион. И не менее 10 миллионов долларов кандидат должен оставить в «заначке» на взятки должностным лицам и другие непредвиденные расходы.
Создать избирательный штаб кандидата, то есть арендовать помещение, обеспечить зарплату сотрудникам, оплатить их транспортные расходы, прикупить кое-какое оборудование выльется приблизительно в 100 тысяч долларов. Как подсчитали в Комитете избирателей Украины, за шесть месяцев этот штаб «сожрет» 600 тысяч валюты. Однако для достойного представительства и борьбы в масштабах государства кандидату необходимо иметь сеть избирательных штабов во всех областях страны. А для поддержки энтузиазма в работе и преданности общему делу необходимо ежемесячно «вливать» 20 тысяч долларов. Итого: в 25 областях на протяжении полугода работа будет кипеть за три миллиона долларов.
Но это лишь полдела. Необходимо учесть двухмесячный труд двух членов в каждой из 225 территориальных избирательных комиссий, то есть приплюсовать к расходам 150 тысяч долларов. Работа же и обучение члена избирательного участка во время выборов стоит 6 миллионов 930 тысяч долларов (в Украине 33 тысячи участковых избирательных комиссий, в каждую из которых кандидат, по идее, должен делегировать двоих человек). Надо полагать, что за бюджетные 200 гривен вряд ли кто-то согласится активно следить за соблюдением интересов того или иного кандидата в территориальных избирательных комиссиях, а также на участках в день голосования.
Как известно, во время выборов на избирательных участках могут происходить довольно-таки странные вещи. Например, неизвестные позволяют себе активно советовать гражданам, за кого нужно голосовать, или затолкать в урну для голосования пачку бюллетеней. Фиксировать и по возможности предупреждать подобные нарушения призваны наблюдатели. Оптимальный для заинтересованного в успехе своей кампании кандидата в президенты вариант -- делегировать по 2 человека на каждый из 33 тысяч участков. Конечно же, не с пустыми руками, а по 20 долларов каждому за труды. В целом это составит всего один миллион 650 тысяч долларов.
В общей сложности кандидату необходимо иметь более 71 миллиона долларов. Но поскольку особенности проведения выборов по-украински предполагают значительные приписки и кражи в избирательных штабах, которые могут доходить до 40 процентов, то вся кампания обойдется кандидату в 100 миллионов долларов. В Комитете избирателей считают, что проведение выборов станет поводом для серьезных инвестиций в экономику Украины со стороны кандидатов в президенты. Ведь во время избирательной кампании будет создано около миллиона временных рабочих мест для тех же наблюдателей, агитаторов, сборщиков подписей