Происшествия

Всеукраинские газеты в день их выхода «укрпочта» доставляет читателям… Не всегда и не везде

0:00 — 20 ноября 2003 eye 799

Генеральный директор предприятия Владимир Мухин объясняет это тем, что указы Президента, касающиеся организации системы децентрализованной печати общегосударственных изданий, не выполняются

Главному редактору газеты «Факты и комментарии» А. Е. Швецу

Уважаемый Александр Ефимович!

В газете «Факты и комментарии» за 31 октября 2003 года опубликована статья Ирины Коциной «В разгар президентской избирательной кампании Украина может лишиться многих центральных ежедневных газет».

Разделяя обеспокоенность автора ситуацией, сложившейся в сфере распространения печатных средств массовой информации, хотел бы высказать свою точку зрения на поднятую проблему. Считаю, что деловой, взвешенный диалог будет полезным для всех, кто причастен к важному государственному делу -- развитию информационного пространства Украины.

Был бы весьма благодарен Вам, уважаемый Александр Ефимович, за опубликование моего ответа на статью.

С уважением, Генеральный директор Украинского государственного предприятия почтовой связи «Укрпочта» В. Г. Мухин

Справка: «Укрпочта» -- национальный оператор почтовой связи Украины. Миссия предприятия -- предоставление универсальных услуг почтовой связи на всей территории Украины (пересылка писем, почтовых карточек, посылок, бандеролей). Персонал -- 115 тысяч работающих. Почтовая сеть -- 15780 объектов. Транспорт -- 4347 единиц.

Только «Укрпочта» и «Укрзалiзниця» в полной мере выполняли президентские распоряжения, регулирующие доставку СМИ

Анализируя возможные последствия от сворачивания практики распространения периодических изданий по подписке, автор статьи в «ФАКТАХ» «В разгар президентской избирательной кампании Украина может лишиться многих центральных ежедневных газет» по сути не касается причин, вызвавших наметившиеся тенденции. Думаю, что этому вопросу следует уделить больше внимания. Тем более, что не все здесь так просто и однозначно.

Еще 15--20 лет назад распространение печати являлось делом общегосударственного значения, одним из приоритетных направлений идеологической работы «руководящей и направляющей». Поэтому подписка на периодику далеко не для всех являлась делом добровольным. Хотя финансовые возможности отдельно взятой семьи, предприятия, организации, учреждения позволяли потратиться не только на «обязательные» издания, но и на кое-что для души. Если в 1970 году объемы разовых подписных тиражей составляли 59,6 млн. экземпляров газет и журналов, то в 1985 году этот показатель равнялся уже 78,8 млн. Наибольшее число -- 97 млн. экземпляров подписных изданий приходится на 1990 год -- пик политической активности в стране. Из них только 15,1 млн. составляли газеты и журналы, издаваемые в Украине. В последующие годы объемы подписки пошли на убыль. Но несмотря на это, информационный рынок Украины ежегодно пополняется сотнями новых газет и журналов самых разнообразных жанров.

В 1994 году Президент Леонид Кучма издал Указ «Про заходи щодо впорядкування цiн на окремi перiодичнi видання», который положил начало созданию системы государственной поддержки периодики. В частности этим и последующими указами от налога на добавленную стоимость были освобождены подписка на газеты и журналы, учредителями которых являются Верховная Рада, Кабмин, центральные и местные органы государственной исполнительной власти, творческие союзы, трудовые и журналистские коллективы редакций, услуги предприятий полиграфии, связи, транспорта, обеспечивающие печатание и распространение прессы. Был установлен также предельный размер рентабельности и ограничены тарифы на перевозку железнодорожным транспортном газет и журналов. Во исполнение указов Президента, соответствующего постановления правительства и распоряжения Минтранспорта «Укрзалiзниця» установила с декабря 1997 года тарифы на перевозку периодики в размере 0,05 гривен за вагонокилометр и 0,46 гривен -- на перевозку остальной почты.

Безусловным положительным аспектом указов Президента являлось то, что многолетний опыт распространения периодики, накопленный в советское время, адаптировался к современным условиям. Однако следует отметить, что только «Укрпочта» и «Укрзалiзниця» обеспечили в полной мере выполнение этих указов.

В сентябре 1997 года Верховная Рада приняла Закон «Про пiдтримку засобiв масової iнформацiї та соцiальний захист журналiстiв». Статья 9 этого документа тариф на доставку газет и журналов ограничила 40 процентами от заявленной редакцией себестоимости издания. И эта норма распространяется уже на все издания (кроме рекламных и эротических), в том числе и коммерческие.

Понимая, что ограничение тарифов приведет к потере доходов, парламент ввел норму о компенсации предприятиям-распространителям убытков, понесенных от доставки периодических изданий, за счет госбюджета. Однако на практике все оказалось далеко не так.

Тарифы на услуги по подписке и доставке прессы устанавливаются двумя(!) нормативно-правовыми актами

Уже в 1998 году «Укрпочта» от этого вида деятельности недополучила 15 миллионов гривен, в 1999 -- 16,2 млн. грн, в 2000 -- 14,42 млн. грн, в 2001 -- 14,4 млн. грн, в 2002 году -- 12,8 млн. грн. Лишь в 2000 и 2001 годах предприятию компенсировали аж… 1,88 млн. грн. Из-за убыточности в декабре 2000 года «Укрзалiзниця» отказалась от перевозки периодики по льготному тарифу и установила единую ставку оплаты пробега почтовых вагонов в размере 0,90 грн. за вагонокилометр. В итоге транспортные расходы «Укрпочты» увеличились в 18(!) раз. О сложившейся ситуации предприятие уведомило Госкомитет по информационной политике, Национальный союз журналистов Украины, однако понимания и поддержки в этом вопросе не нашло.

Каких усилий и затрат коллектива потребовали меры по переходу на доставку прессы и почты собственным автотранспортом, пусть останется за рамками этой статьи! Но это негативно отразилось на финансовом состоянии «Укрпочты» в целом и каждого работника в отдельности.

Навести порядок в этой сфере попытался Кабмин в сентябре 2001 года, приняв постановление «Про вдосконалення порядку проведення передплати перiодичних друкованих видань». Госкомсвязи и информатизации по согласованию с Министерством экономики было поручено утвердить тарифы на подписку и доставку периодики, рассчитанные в соответствии с фактическими затратами на предоставление этих услуг. Вторым пунктом постановления Кабмин обязал Госкомсвязи вместе с Минэкономики и другими заинтересованными структурами разработать и подать до 10 декабря 2001 года предложения по внесению изменений в законодательные акты в части оптимизации тарифов на подписку и доставку печатной периодики.

К сожалению, именно этот пункт постановления оказался до настоящего времени невыполненным. Более того, на протяжении 2002 года Верховная Рада утвердила внесенные группой народных депутатов, лоббирующих интересы отдельных центральных изданий, поправки к Закону «Про пiдтримку засобiв масової iнформацiї та соцiальний захист журналiстiв», которые усугубляют положение госпредприятий-распространителей.

О несовершенстве отдельных норм этого закона, касающихся ограничений тарифов на подписку и доставку периодики, говорит тот факт, что споры и дискуссии вокруг этой проблемы продолжаются. А с февраля текущего года в Конституционном суде находится представление 48 народных депутатов о несоответствии отдельных норм этого закона Конституции. Тем временем тарифы на услуги по подписке и доставке прессы регулируются двумя(!) нормативно-правовыми актами -- законом Украины и постановлением правительства. У издателя есть выбор. У «Укрпочты» его нет! Она по-прежнему несет убытки.

Практика доставки ежедневных газет через почтовую сеть в мире отсутствует

Безусловно, важнейшим фактором, влияющим на количество подписчиков центральных (и не только) изданий, является качество доставки. Следует признать, что в этом вопросе действительно не все благополучно. Не всегда и не везде «Укрпочта» доставляет читателям всеукраинские издания в день выхода. В чем причина? Попробуем разобраться.

Прежде всего необходимо отметить, что в мире по сути отсутствует практика доставки ежедневных газет через почтовую сеть. Именно поэтому ценен опыт, наработанный в советское время. Тогда понимая, что даже при стабильно работающем железнодорожном, авто- и авиатранспорте почта физически не может доставить подписчикам из единого центра газеты и журналы в день их выхода, государство создало систему децентрализованной печати периодики. Практически все союзные и республиканские газеты печатались в областных типографиях и уже ночью доставлялись на почту в центры экспедирования вместе с местной прессой.

Как же обстоят дела сейчас? Упомянутые указы Президента, касающиеся организации системы децентрализованной печати общегосударственных газет, не выполнены.

Практически все центральные газеты кроме, пожалуй, «ФАКТОВ», печатаются в Киеве. Из экспедиции издания поступают на почту порциями с 18. 00 до 24. 00 часов. Подготовка, загрузка… Одним словом, только к полуночи транспорт «Укрпочты» выходит на магистральные маршруты. В лучшем случае к утру следующего дня автопоезда прибывают в ближние областные центры, к полудню -- в отдаленные, и лишь к вечеру -- в Луганск, Донецк, Симферополь, Ужгород, Севастополь. А уже оттуда в районы, из районов -- в сельские отделения связи и наконец, в почтовый ящик подписчика. Ежедневно, преодолевая огромные расстояния, при любой погоде почтовые машины везут десятки тонн центральных газет из Киева в регионы Украины. Правильно ли это? Возможно ли достигнуть требуемого качества доставки периодики без применения апробированной годами практики? А ведь по данным «Укрпочты» областные полиграфкомбинаты готовы выполнить заказы, заинтересованы в этом и местные власти. Кто же против? Как явствует из ответа председателя Национального союза журналистов Украины Игоря Лубченко, это экономически не выгодно издателям ежедневных центральных газет. И я их понимаю! Пока действуют законодательные ограничения, уравнивающие цену на доставку всеукраинских газет с ценой доставки районной газеты, редакция не будет спешить с переходом на децентрализованную печать.

Организация печати части тиража в регионах, как это сделали «ФАКТЫ», безусловно, шаг в нужном направлении. И несмотря на то, что для этого нам потребовалось привлечь дополнительный транспорт на региональные маршруты, внести изменения в наработанную технологию доставки, мы благодарны коллективу газеты за это начинание и будем всячески его поддерживать. Однако принципиальное улучшение качества доставки возможно лишь при одновременном переходе ежедневных центральных изданий на децентрализованную систему печати.

Чтобы уменьшить затраты, «Укрпочта» вынуждена укрупнять районные узлы связи и сокращать персонал

Существенное влияние на объемы подписки оказывает техническое состояние почтовых ящиков в многоквартирных домах, являющихся собственностью жэков. Как правило, они находится в крайне запущенном состоянии. Но местные власти на эту проблему закрывают глаза. А кто же будет подписываться на газету, если ее сохранность в почтовом ящике не гарантирована? Не просто и тем, кто привык ходить за газетами в киоски розничной торговли. В начале девяностых годов правительством Украины было принято решение о передаче всех киосков «Союзпечати» в собственность местных органов власти. В итоге немногие из них используются по назначению. А для того, чтобы восстановить утраченное, «Укрпочте» сейчас необходимо вложить только на приобретение новых киосков более 100 млн. грн. Однако гарантии, что для их установки будут выделены удобные места, нет. Эти места уже заняты другими. Через свою сеть «Укрпочта» ежегодно реализует около 18 миллионов экземпляров газет и журналов, но это ничтожно малая часть утраченного.

Не случайно из всех затронутых проблем наиболее болезненной является тарифная политика. Ведь вопросы ценообразования существенно влияют на развитие и совершенствование продукта. За последние пять лет убытки «Укрпочты» от доставки периодики составили более 70 млн. гривен, рентабельность снизилась с 12,9% до 1,5%. Средняя заработная плата по предприятию составляет 350 гривен, почтальона -- 195 гривен. Это при том, что за этот же период доходы предприятия увеличились более чем в два раза. В основном, на 45 процентов, за счет оказания непрофильных услуг. Однако без заработанных коллективом дополнительных средств невозможно содержать огромную почтовую сеть, особенно в сельской местности. И исключительно ради уменьшения затрат «Укрпочта» вынуждена укрупнять районные узлы связи в отдельных областях, а также сокращать управленческий персонал.

Но и получаемые предприятием доходы уже не покрывают растущие затраты. Благодаря усилиям почтовиков и издателей объемы подписки за последние пять лет возросли на 23,5 процентов! Сумеет ли предприятие в таких условиях сохранить практику доставки периодических изданий по подписке в будущем? Ответ на этот вопрос зависит от оперативности решения существующих проблем. А они действительно есть, и затрагивают интересы сотен издательств, стотысячный коллектив «Укрпочты», миллионов подписчиков, интересы государства.