В Киеве прошла выставка картин отечественных художников, которые войдут в постоянную экспозицию Музея современного искусства Украины. Основателем музея выступает известный меценат, народный депутат Украины Виктор Пинчук
Одна моя подруга боится сама ходить на выставки современного искусства. Ищет компетентного сопровождающего: мол, чего я туда одна пойду, я в этом не разбираюсь! Ей подавай куратора или искусствоведа, который все ужасы постмодернизма разжует да в рот положит. И оно понятно: потому что человек, попав на пару эстетских мероприятий, без комментария создателя не разберется, что значат арт-объекты и какой в них глубокий смысл сокрыт. И человек зевает и думает: ну его, это современное искусство Однако выставка «Первая коллекция», на которой были представлены работы 50 ведущих украинских художников за последнее «независимое» десятилетие, такой не была!
Во-первых, отобранная коллекция действительно вобрала в себя все конкурентоспособное и интересное, что может представлять Украину в мировом арт-пространстве. Во-вторых, еще раз доказала, что барьера между страшным и ужасным современным искусством, а именно контемпорари артом, и его потребителем-зрителем попросту нет! И никакие толкователи-посредники не нужны: потому что искусство -- когда оно подлинное, разумеется, -- проникает в душу безо всяких посторонних комментариев. Толпой валившая на открытие в Центральный дом художника публика, а также радость и веселье, там царившие, -- тому подтверждение.
Мысль нашу подтвердил на пресс-конференции известный в Москве и Киеве галерист Марат Гельман, владелец наибольшей коллекции современного украинского искусства, проводивший экспертизу работ для будущего музея вместе с куратором «Первой коллекции» Александром Соловьевым и французским куратором Николем Буррио.
-- Музей выстраивает мост между профессионалом и современным зрителем, -- заявил Марат Гельман, -- чего не делают галереи и выставки. А ведь параллельное существование искусства и зрителя -- это уже не искусство. Музей же создан для встречи со зрителем.
Кроме того, важно, что увиденное когда-то на выставках и в галереях теперь обретает узаконенный статус, попадает в вечность, иначе говоря, становится музейным. И возможным этот проект стал благодаря частной инициативе. Основателем Музея современного искусства выступает известный меценат, коллекционер, народный депутат Виктор Пинчук. Часть работ, приобретенная коллекционером, составит постоянную экспозицию. Предполагается, что в музее будет представлено восточноевропейское искусство. Первым шагом по созданию экспозиции станет открытие выставки с украинскими авторами.
-- Для Виктора Пинчука шаг по созданию Музея современного искусства естественен, -- продолжает Марат Гельман. -- Современное искусство сложно для понимания, а Виктор Михайлович понимает сложное. Частная инициатива в этой области у нас обречена на успех: в Германии или в Америке нужно придумывать что-то новое, чтобы отличаться от других, а у нас пространство пока пустое, незаполненное, хотя ситуация созрела.
О необходимости создания подобной институции в Украине рассказал и сам Виктор Пинчук, посетивший выставку вместе с французскими экспертами.
-- Современное искусство делает человека раскованным, провоцирует, захватывает его, -- говорит Виктор Пинчук, -- и способно влиять на сознание. Это средство модернизации общества. И несмотря на то, что искусство в Украине не политизировано (и это прекрасно!), оно способно влиять на политиков. Ведь столкнувшись с высоким, настоящим, человек может забыть, что у него где-то там бизнес, борьба. Изменившись внутри, он прекратит неразумную драку. Я действительно мечтаю, чтобы этот проект перерос в настоящий центр современного искусства. Но одной только инициативы меценатов недостаточно, нужны усилия и со стороны художников. Потому что мало повесить работы на стены. Центры Соломона Р. Гугенхайма в Нью-Йорке и Питера Людвига в Кельне смогли стать настоящими живыми организмами с художественными школами, передвижными выставками, мультимедийными лабораториями, исследовательскими студиями и театрами. Надеюсь, нам многое удастся сделать и в Киеве.
Теперь, собственно, о выставке. Многие работы коллекционерам, искусствоведам и прочей богемной публике давно и хорошо знакомы. Но, собранные вместе, они производят впечатление веселого, многоголосного хора, впрочем, достаточно «спетого». Потому что многие из претендентов на вечность в украинском пантеоне представляли страну на многих престижных мировых выставках и биеннале.
Итак, о веселье. Оно было и чистым, как слеза ребенка, и провокативным, на грани фола. Игорь Чацкин, к примеру, соорудил картину -»закусон»: в рядах из половинки бублика и сухарей красуется памятка «На завтро!». В уголке зала горел костер в телевизоре, прикрытом еловыми ветками. Наш костер в тумане светит — ненастоящий только, медийный костер. В качестве экспоната группа «Перцы» представила кастрюлю с застывшим борщом в разрезе: и какие-то там формулы красовались, сложные «пи». Словом, физика объясняла наше национальное блюдо. В живописном фантазме Александра Гнилицкого задумчивый штандартенфюрер Штирлиц заботливо держал на руках обезьянку: лысенькую такую, маленькую, жалостливую. Вариант жанра «Сталин и девочка». Особенный хохот вызывала видеоинсталляция Игоря Гусева «Рубашка-лягушка»: на белую, сложенную по-магазинному рубашку из проектора прыгала зеленая лягушка. Действо синхронно сопровождалось препротивной частушкой: рубашка-рубашка-рубашка -- лягушка! Причем причину хохота здраво объяснить невозможно -- настроение поднимается, и все тут! А чего стоят голубые голенькие инопланетяне, пропалывающие картошку на полотнах у Василия Цаголова! Юмор становится более горьким и жестким в видеопроектах Ильи Чичкана «Атомная любовь», где двое влюбленных в защитных скафандрах занимаются сексом в непосредственной близости от Чернобыльской АЭС. И в картинах Николая Маценко, где на фоне камуфляжной ткани красуются вертолеты и пулеметы с надписью «Сделано в Украине».
Также в «Первую коллекцию» вошли пронзительнотонкие работы Олега Голосия, нефигуративная живопись Тиберия Сильваши, эпатажные фото Арсена Савадова, сентиментальные картины Максима Мамсикова, скандальные полотна Александра Ройтбурда, а также арт от Олега Кулика, Олега Тистола, Сергея Браткова и Сергея Ануфриева и многих других. Тут тебе и живописный трансавангард, и одесский концептуализм, и львовский неоэкспрессионизм, и харьковская фотография: все значительное, что происходило в Украине с момента провозглашения Независимости.
Открытие получилось шумным: среди светской публики были замечены телеведущий Юрий Макаров и вратарь сборной Украины по футболу Александр Шовковский. Было много богемных персонажей и обычного, рядового зрителя (как та моя подруга), для которых и предназначен будущий музей. Никто не уходил с плохим настроением. Искусство, знаете ли, возвышает!