Происшествия

В центральном доме художника можно увидеть… Штирлица с обезьянкой на руках и инопланетян, пропалывающих картошку

0:00 — 26 ноября 2003 eye 279

В Киеве прошла выставка картин отечественных художников, которые войдут в постоянную экспозицию Музея современного искусства Украины. Основателем музея выступает известный меценат, народный депутат Украины Виктор Пинчук

Одна моя подруга боится сама ходить на выставки современного искусства. Ищет компетентного сопровождающего: мол, чего я туда одна пойду, я в этом не разбираюсь! Ей подавай куратора или искусствоведа, который все ужасы постмодернизма разжует да в рот положит. И оно понятно: потому что человек, попав на пару эстетских мероприятий, без комментария создателя не разберется, что значат арт-объекты и какой в них глубокий смысл сокрыт. И человек зевает и думает: ну его, это современное искусство… Однако выставка «Первая коллекция», на которой были представлены работы 50 ведущих украинских художников за последнее «независимое» десятилетие, такой не была!

Музей нужен для встречи художника со зрителем

Во-первых, отобранная коллекция действительно вобрала в себя все конкурентоспособное и интересное, что может представлять Украину в мировом арт-пространстве. Во-вторых, еще раз доказала, что барьера между страшным и ужасным современным искусством, а именно контемпорари артом, и его потребителем-зрителем попросту нет! И никакие толкователи-посредники не нужны: потому что искусство -- когда оно подлинное, разумеется, -- проникает в душу безо всяких посторонних комментариев. Толпой валившая на открытие в Центральный дом художника публика, а также радость и веселье, там царившие, -- тому подтверждение.

Мысль нашу подтвердил на пресс-конференции известный в Москве и Киеве галерист Марат Гельман, владелец наибольшей коллекции современного украинского искусства, проводивший экспертизу работ для будущего музея вместе с куратором «Первой коллекции» Александром Соловьевым и французским куратором Николем Буррио.

-- Музей выстраивает мост между профессионалом и современным зрителем, -- заявил Марат Гельман, -- чего не делают галереи и выставки. А ведь параллельное существование искусства и зрителя -- это уже не искусство. Музей же создан для встречи со зрителем.

Кроме того, важно, что увиденное когда-то на выставках и в галереях теперь обретает узаконенный статус, попадает в вечность, иначе говоря, становится музейным. И возможным этот проект стал благодаря частной инициативе. Основателем Музея современного искусства выступает известный меценат, коллекционер, народный депутат Виктор Пинчук. Часть работ, приобретенная коллекционером, составит постоянную экспозицию. Предполагается, что в музее будет представлено восточноевропейское искусство. Первым шагом по созданию экспозиции станет открытие выставки с украинскими авторами.

-- Для Виктора Пинчука шаг по созданию Музея современного искусства естественен, -- продолжает Марат Гельман. -- Современное искусство сложно для понимания, а Виктор Михайлович понимает сложное. Частная инициатива в этой области у нас обречена на успех: в Германии или в Америке нужно придумывать что-то новое, чтобы отличаться от других, а у нас пространство пока пустое, незаполненное, хотя ситуация созрела.

О необходимости создания подобной институции в Украине рассказал и сам Виктор Пинчук, посетивший выставку вместе с французскими экспертами.

-- Современное искусство делает человека раскованным, провоцирует, захватывает его, -- говорит Виктор Пинчук, -- и способно влиять на сознание. Это средство модернизации общества. И несмотря на то, что искусство в Украине не политизировано (и это прекрасно!), оно способно влиять на политиков. Ведь столкнувшись с высоким, настоящим, человек может забыть, что у него где-то там бизнес, борьба. Изменившись внутри, он прекратит неразумную драку. Я действительно мечтаю, чтобы этот проект перерос в настоящий центр современного искусства. Но одной только инициативы меценатов недостаточно, нужны усилия и со стороны художников. Потому что мало повесить работы на стены. Центры Соломона Р. Гугенхайма в Нью-Йорке и Питера Людвига в Кельне смогли стать настоящими живыми организмами с художественными школами, передвижными выставками, мультимедийными лабораториями, исследовательскими студиями и театрами. Надеюсь, нам многое удастся сделать и в Киеве.

Борщ в разрезе и костер в телевизоре

Теперь, собственно, о выставке. Многие работы коллекционерам, искусствоведам и прочей богемной публике давно и хорошо знакомы. Но, собранные вместе, они производят впечатление веселого, многоголосного хора, впрочем, достаточно «спетого». Потому что многие из претендентов на вечность в украинском пантеоне представляли страну на многих престижных мировых выставках и биеннале.

Итак, о веселье. Оно было и чистым, как слеза ребенка, и провокативным, на грани фола. Игорь Чацкин, к примеру, соорудил картину -»закусон»: в рядах из половинки бублика и сухарей красуется памятка «На завтро!». В уголке зала горел костер в телевизоре, прикрытом еловыми ветками. Наш костер в тумане светит — ненастоящий только, медийный костер. В качестве экспоната группа «Перцы» представила кастрюлю с застывшим борщом в разрезе: и какие-то там формулы красовались, сложные «пи». Словом, физика объясняла наше национальное блюдо. В живописном фантазме Александра Гнилицкого задумчивый штандартенфюрер Штирлиц заботливо держал на руках обезьянку: лысенькую такую, маленькую, жалостливую. Вариант жанра «Сталин и девочка». Особенный хохот вызывала видеоинсталляция Игоря Гусева «Рубашка-лягушка»: на белую, сложенную по-магазинному рубашку из проектора прыгала зеленая лягушка. Действо синхронно сопровождалось препротивной частушкой: рубашка-рубашка-рубашка -- лягушка! Причем причину хохота здраво объяснить невозможно -- настроение поднимается, и все тут! А чего стоят голубые голенькие инопланетяне, пропалывающие картошку на полотнах у Василия Цаголова! Юмор становится более горьким и жестким в видеопроектах Ильи Чичкана «Атомная любовь», где двое влюбленных в защитных скафандрах занимаются сексом в непосредственной близости от Чернобыльской АЭС. И в картинах Николая Маценко, где на фоне камуфляжной ткани красуются вертолеты и пулеметы с надписью «Сделано в Украине».

Также в «Первую коллекцию» вошли пронзительнотонкие работы Олега Голосия, нефигуративная живопись Тиберия Сильваши, эпатажные фото Арсена Савадова, сентиментальные картины Максима Мамсикова, скандальные полотна Александра Ройтбурда, а также арт от Олега Кулика, Олега Тистола, Сергея Браткова и Сергея Ануфриева и многих других. Тут тебе и живописный трансавангард, и одесский концептуализм, и львовский неоэкспрессионизм, и харьковская фотография: все значительное, что происходило в Украине с момента провозглашения Независимости.

Открытие получилось шумным: среди светской публики были замечены телеведущий Юрий Макаров и вратарь сборной Украины по футболу Александр Шовковский. Было много богемных персонажей и обычного, рядового зрителя (как та моя подруга), для которых и предназначен будущий музей. Никто не уходил с плохим настроением. Искусство, знаете ли, возвышает!