Происшествия

Отто скорцени должен был убить сталина, рузвельта и черчилля во время застолья по поводу дня рождения английского премьер-министра

0:00 — 28 ноября 2003 eye 851

60 лет назад блестящая операция советских разведчиков обеспечила успешный исход Тегеранской конференции

Поздней ночью в обстановке строжайшей секретности с подмосковной станции «Кунцево» отправился поезд под номером 501. Шесть пар колес с уникальными рессорами надежно удерживали спецвагон на рельсах. В нем ехал особый пассажир -- Иосиф Сталин. Сопровождали вождя на Тегеранскую конференцию Лаврентий Берия, Вячеслав Молотов и Клим Ворошилов.

Черчилль подарил Сталину меч, а Рузвельт заранее о подарке не позаботился

Вагон, в котором ехал на Тегеранскую конференцию Иосиф Сталин, был бронированным, с пуленепробиваемыми стеклами и весил 83 тонны. В нем размещались комфортное спальное купе, зал заседаний, библиотека и помещение для личной охраны.

-- Конечный пункт держался в строжайшем секрете, и я вел состав от станции к станции по команде коменданта поезда, -- вспоминает машинист спецпоезда Виктор Лион. -- Подъехали мы к станции «Грязи» и вдруг видим: летят низко немецкие бомбардировщики, штук 30. Наши зенитчики приготовились открыть огонь, но комендант не отдал приказа стрелять. У меня бешено колотилось сердце. Можно только представить, что бы от нас осталось, начнись бомбежка. Но самолеты, к счастью пролетели мимо.

Непростым оказался и путь через Атлантический океан самого современного и мощного на то время американского линкольна «Айова» с президентом США Рузвельтом на борту. Во время шторма с одного из сопровождавших «Айову» эсминцев вдруг сорвалась торпеда, и только чудом удалось избежать ее столкновения с кораблем президента.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль отправился на конференцию из Плимута на корабле «Ринал». Его сопровождали дочь Сара и сын Рэндольф. Личный архивист Уинстона Черчилля Мартин Гилберт рассказывал, что Черчилль любил брать в дальние поездки кого-то из членов своей семьи. Он обожал с ними петь песни в дороге и всегда чувствовал себя более комфортно, если рядом находились близкие люди.

Посольства Великобритании и СССР в Тегеране были расположены на одной улице, американская же резиденция находилась на другом конце города. Уже в Тегеране советская разведка доложила Молотову о масштабном нацистском заговоре, и дипломаты убедили президента США на время конференции пожить в советском посольстве, так как добираться каждый день на машине по узким улочкам города на конференцию президенту США было очень опасно. Рузвельт согласился поселиться в советском посольстве, чтобы получше узнать «дядюшку Джо», как они с Черчиллем за глаза называли Сталина. Черчилль тогда остался недоволен выбором Рузвельта и ворчал, что русские подкупили американского президента марками. Действительно, перед вселением в советскую резиденцию страстному филателисту Рузвельту подарили редкие советские марки. Одна из них была посвящена трансполярному перелету летчика Леваневского через Северный полюс. Для коллекционеров эта марка представляла очень большую ценность. Ее выпустили небольшим тиражом, а на нескольких экземплярах по ошибке американский город был написан с маленькой буквы «ф»: «Перелет Москва--Сан-франциско, 1926 год». Сейчас такая марка оценивается в 6 тысяч долларов.

Первый день конференции англичане обставили очень торжественно. Черчилль перед заседанием подарил Сталину дорогой меч с выгравированной надписью на русском и английском языках: «Отважным гражданам Сталинграда. Дар короля Георга VI в знак уважения британского народа». Рузвельт не позаботился заранее о подарке и чувствовал себя неловко. Правда, в спешке была написана грамота и вручена Сталину от имени американского народа, восхищавшегося героизмом советских людей в Великой Отечественной войне.

Шесть немецких «коммандос» перекрасили волосы в черный цвет, переоделись в иранскую одежду и на верблюдах прибыли на конспиративную квартиру

Тегеран в 1943 году был средоточием многих разведслужб. И, конечно же, информация о встрече глав государств «большой тройки» не могла пройти мимо их внимания. О готовящемся покушении нацистов на Сталина, Рузвельта и Черчилля первым тогда сообщил разведчик Николай Кузнецов, узнав, что в Берлине планируется операция против «большой тройки» под кодовым названием «Длинный прыжок». Осуществить ее собирались 30 ноября 1943 года (в день рождения Черчилля). Предполагалось, что участники конференции соберутся чествовать премьер-министра Великобритании за праздничным столом в английском посольстве. Но в деятельности разведки всегда нужно учитывать разницу между замыслом и исполнением. Замысел все-таки был, и его исполнителем назначили любимчика Гитлера Отто Скорцени, который до этого удачно выкрал у итальянских партизан Муссолини и стал после этого национальным героем.

Разведчик, Герой Советского Союза Геворк Вартанян вспоминает: «Мы отрабатывали агентов, которые были уже установлены, и старались выявить остальных. Нашей группе было поручено обеспечить безопасность этой конференции».

Историк английской разведки Найджел Вест рассказывает: «Любая серьезная информация не поступает только из одного источника. Одно из первых сообщений о замыслах немцев поступило от Николая Кузнецова, потом такая же информация была и от иранцев, немца и группы Амира. Я недавно написал книгу совместно с бывшим агентом ФБР, который знал Отто Скорцени. После войны он в Мадриде встречался с Отто и подтверждает, что тот действительно планировал убийство «большой тройки», но не довел его до конца».

В помощь немецким резидентам в августе 1943 года в 70 километрах от Тегерана были десантированы шесть немецких «коммандос». Они перекрасили волосы в черный цвет, переоделись в иранскую одежду и на верблюдах прибыли на конспиративную квартиру. Вскоре их радиостанция была запеленгована советскими и английскими разведчиками, радиограммы перехвачены, и всю группу арестовали. Перед конференцией, в сентябре 1943 года, в Тегеран был заслан опытный советский резидент Агаянц. Под его руководством в Тегеране арестовали около семисот немецких агентов. Особенно успешно была проведена операция по аресту немецкого резидента Франца Майера. Историк-востоковед Юрий Кузнец рассказывает: «Франц Майер прокололся довольно-таки анекдотично. В трактире возле вокзала, играя в нарды, он вдруг не сдержался и заорал на своего соперника: «Как ты смеешь переигрывать меня?!» Затем нанес ему несколько ударов и схватился за пистолет. Тем самым Майер как бы разорвал иранскую оболочку, выставив наружу свою арийскую сущность. Соперник же не стал ждать дальнейших событий. Он выпрыгнул в окно и побежал по улице, оглашая ее криком: «Караул! Смотрите, здесь сидит немецкий агент!» Майер, испугавшись, оставил свой тяжелый чемодан и бросился бежать по крышам. Чемодан оказался битком набит различными документами, агентурными списками. Майера выследили до конспиративной квартиры».

«… Пока мы ждали разрешения из Москвы, англичане уже выводили из дома Майера, -- вспоминал подробности операции разведчик Геворк Вартанян. -- Мы стояли и чуть не плакали от отчаяния. Ведь мы первые его выследили и сами хотели его арестовать!»

В городе было два водоканала, проложенных к английскому посольству и дворцу шаха. Только по ним можно было попасть в английскую резиденцию. В день рождения Черчилля у входа в канал был задержан немецкий агент. В художественном фильме «Тегеран-43», где артиста Армена Джигарханяна спускают на веревке в подземный водоканал, приукрашено только то, что на самом деле немецкий агент не успел туда вообще спуститься. Отлично законспирированную многочисленную немецкую агентуру не только выявили, но и обезвредили. Советским разведчики, чьи имена и сейчас мало кому известны, разрушили планы нацистов.

Выпив виски на банкете в английском посольстве, Сталин воскликнул: «Нет, наша водка все-таки лучше!»

Вечером 30 ноября 1943 года лидеры трех государств действительно собрались за праздничным столом. Разведчица Зоя Зарубина, наблюдавшая за фотографами на конференции, многие годы спустя рассказывала о забавном эпизоде, произошедшем во время застолья: «Когда Сталин увидел большое количество приборов возле тарелки, то, улыбнувшись, наклонился к переводчику Черчилля Бирсу и сказал: «Ну, знаете, тут целая экскурсия. Может, вы мне подскажете, что чем взять?» Потом стали разносить коктейли. Сталин удивленно воскликнул: «Это еще что? Этого я пить не буду, дайте мне водки». Водки не нашлось, и ему налили виски. Он выпил одним залпом и воскликнул: «Нет, наша водка все-таки лучше!», тем самым, развеселив всех присутствующих. А переводчик Сталина Валентин Бережков позже рассказывал: «Не все была политика, были и просто человеческие отношения. Черчилль представил Сталину свою дочь Сару и сына Рендольфа. Были также обильные ужины с угрями, икрой и поросятами. Кухни самые разные: грузинская, французская, русская, английская».

Суперхит «Тегеран-43» посмотрели более ста миллионов телезрителей. «Мы соединили художественный вымысел и историческую правду, -- рассказывал режиссер фильма Владимир Наумов. -- Интересно переплетались политические отношения с просто человеческими. Примером тому момент, который сейчас известен уже многим. При входе в зал главы государства все присутствующие должны были вставать. Сталин все время опаздывал и входил в зал заседаний последним, так что Черчилль вынужден был всякий раз вставать. Рузвельт не вставал по причине болезни -- он сидел в инвалидной коляске. Рассказывали, что Черчилль ворчал: «Я вот тоже опоздаю как-то, пусть тогда Сталин встает». На следующий день Черчилль, опоздав на 10 минут, обнаружил, что Сталина в зале заседаний еще нет. И ему опять пришлось вставать, когда тот входил в зал».

Общеизвестно, что Тегеранская конференция прошла весьма успешно. Никаких посягательств на жизнь ее участников не произошло. Кроме того, что за четыре дня конференции были подписаны все намеченные соглашения, ее участники лучше узнали друг друга. Сегодня можно с уверенностью сказать, что именно советская разведка провела блестящую операцию, обезопасив глав трех государств.

По материалам документального фильма «Операция «Эврика» или Тегеранское застолье» (телеканал «Россия») подготовила Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»