Происшествия

Способно ли государство бороться с теневой приватизацией своей собственности?

0:00 — 23 октября 2003 eye 206

Ответ на этот вопрос прозвучит в ходе очередного судебного разбирательства по поводу законности дополнительной эмиссии на Ингулецком горно-обогатительном комбинате

Список методов приватизации наиболее привлекательных с точки зрения получения прибыли украинских предприятий, кажется, не завершится на уже апробированных. Желающие получить в управление тот или иной промышленный объект проявляют чудеса изобретательности в поисках способов обхода задекларированных Фондом госимущества механизмов приватизации. По крайней мере, такое впечатление складывается у экономических экспертов, наблюдающих за развитием ситуации вокруг Ингулецкого горно-обогатительного комбината. Вот уже почти полгода длятся судебные тяжбы с участием этого предприятия.

Разгорелся сыр-бор нынешней весной, когда акционеры решили увеличить уставной фонд открытого акционерного общества «ИнГОК» на 33 процента за счет дополнительной эмиссии акций и стало известно о попытке регистрации в Госкомитете по ценным бумагам этих дополнительных акций. Мол, за счет этого предприятие получило бы дополнительные средства на модернизацию. Однако это лишь одна сторона медали. Сведущие в приватизационных делах специалисты сразу же усмотрели в выпуске дополнительных акций попытку определенной финансово-политической группы получить полный контроль над комбинатом, минуя приватизационные хлопоты, то бишь конкурсы. Дело в том, что в случае проведения дополнительной эмиссии государственная доля в приватизационном пакете ИнГОКа уменьшилась бы с 50 процентов до 38. То есть таким образом правительство в лице Фонда госимущества попросту утратило бы контроль над одним из крупнейших в стране горно-обогатительным комбинатом. Зато его бы обрели инициаторы допэмиссии, как утверждают СМИ, близкие к финансово-промышленной группе «Приват» структуры (по неофициальной информации, компаниям, близким к «Привату», на данный момент уже принадлежат 49 процентов акций ОАО «ИнГОК»).

Далее несложные подсчеты показывают, чего могло лишиться государство, и что оказалось бы в руках частных компаний. А именно -- основываясь на доле производимой Ингулецким ГОКом продукции его приватизационную стоимость можно оценить в 670 миллионов гривен. Но в результате допэмиссии контрольный пакет акций -- 60 процентов -- будет принадлежать не государству. И Фонд госимущества с его 38 процентами вряд ли может рассчитывать на получение для нужд бюджета страны 600 миллионов гривен. Как говорится, приватизационную музыку будут заказывать держатели более солидного количества акций. Поэтому ФГИ ничего не останется делать, как снизить цену до номинальной, то есть до 60 миллионов гривен. Таким вот нехитрым образом государство может недосчитаться как минимум полмиллиарда гривен.

Подобные методы лишить украинское правительство контроля над одним из крупнейших в стране ГОКов Президент назвал мошенническими. А Фонд госимущества через суд заблокировал выпуск дополнительных акций -- сначала в столичном хозяйственном суде, а затем, после жалобы акционеров ИнГОКа, и в Киевском апелляционном хозяйственном суде доводы ФГИ были признаны вескими. Впрочем, на 22 октября было намечено очередное судебное разбирательство по поводу законности допэмиссии на ИнГОКе, которое и должно продемонстрировать способность государства противостоять непрозрачным играм. Остается добавить, что теневыми процессами приватизации госсобственности заинтересовались не только судебные, но и следственные органы. По сообщению пресс-службы Генпрокуратуры, это ведомство предотвратило попытку отчуждения государственной части имущества в уставном фонде Ингулецкого горно-обогатительного комбината. А Днепропетровская областная прокуратура занялась более тщательным изучением ситуации на комбинате.