Они будут покрывать на сто процентов все затраты коммунальщиков
Жителям столицы предстоит пережить две крупные реформы, которые напрямую касаются каждого из нас, -- в жилищном и коммунальном хозяйстве. В жилищном хозяйстве реформа с лета уже началась, а вот в коммунальном -- со дня на день, как только сессия Киевсовета проголосует за программу ее проведения. Мероприятия эти очень дорогие, но откладывать их уже невозможно: и Евросоюз подгоняет -- приведите, мол, все в порядок, если в Европу хотите, да и коммунальное хозяйство уже трещит по швам.
Напомним, что в коммунальное хозяйство входит множество отраслей: энергетическая, водопроводно-канализационная, газовая, дорожного хозяйства, санитарной очистки, освещения города, зеленое хозяйство, службы, занимающиеся противооползневыми работами, ритуальные службы. Здесь, по словам начальника главного управления коммунального хозяйства Киевской горгосадминистрации Михаила Шпарика, накопилось столько проблем и долгов, что вообще все может развалиться.
За последние десять лет снизились качество работ и объемы предоставляемых услуг, а заниженные тарифы для населения, недостаточные дотации отраслей не позволяют коммунальному хозяйству развиваться и быть современным.
Стоимость задуманной реформы, рассчитанной на 2003--2005 годы и на период до 2010 года, огромна: чтобы поднять отрасль до европейского уровня, до 2006 года нужно вложить в нее более шести миллиардов гривен, а до 2010-го -- еще более четырех миллиардов. Эти средства планируется получать из государственного, городского и районных бюджетов, за счет предприятий жилищного хозяйства, средств инвесторов и населения.
Отрасль ожидают рыночные преобразования, приватизация, сдача в концессию Будут установлены новые, приемлемые и для бизнеса и для населения, тарифы на услуги, которые бы восполняли затраты коммунальных предприятий, давали им возможность развиваться. Тарифы эти и цены формировать станут открыто, в том числе и на газ, электроэнергию, другие коммунальные услуги. А социально незащищенным киевлянам предоставят адресную помощь.
Коммунальная сфера, считает Михаил Шпарик, привлекательна для инвесторов, от которых город ждет помощи для внедрения ресурсосберегающих технологий и оборудования, обновления коммуникаций, которые сейчас приносят службам одни убытки.
Не в лучшем положении и жилищное хозяйство, долги которого кредиторам -- 829 миллионов гривен, в то же время самому хозяйству задолжали еще больше -- 931 миллион гривен. Отсутствие средств -- основная причина плохого качества предоставляемых населению услуг и невыполнения жэками всех предписанных им обязанностей.
-- Программа реформирования и развития жилищного хозяйства рассчитана на период 2003--2005 и до 2010 года, -- говорит начальник главного управления жилищного хозяйства Киева Дмитрий Гуленко. -- На первом этапе (2003 год) мы обкатываем «пилотный» проект в Оболонском районе столицы на базе управления жилищного хозяйства. Многие его полномочия передаем жэкам, которые станут районными эксплуатационными управлениями (РЭУ) и начнут привлекать к обслуживанию жилья частные компании и предприятия.
На втором этапе (2004--2005 годы) будет поделена и закреплена ответственность собственников жилья -- за его содержание, а руководящие организации станут выполнять масштабные работы по эксплуатации и ремонту жилфонда. На этом этапе опыт Оболонского района распространим на весь город. Трансформируются также действующие ныне жилищно-строительные кооперативы и общества собственников многоквартирных домов-кондоминиумов (сейчас их в столице 258), будут созданы и объединены в ассоциацию кондоминиумы в новостройках. Так, к 2010 году предстоит увеличить число кондоминиумов в Киеве до 1200.
Третий этап (2006--2010 годы) -- превращение управлений жилищного хозяйства в открытые акционерные общества с контрольным пакетом акций в собственности территориальной общины (чтобы привлечь в жилищно-коммунальную сферу частный капитал и сформировать систему негосударственного управления жилым фондом).
На развитие жилищного хозяйства по предложенной схеме планируется до 2010 года израсходовать 5,96 миллиарда гривен, в том числе на реконструкцию жилого фонда -- 2,78 миллиарда гривен.
Еще одна задача: до 2007 года заставить злостных неплательщиков вернуть долги по квартплате и другим услугам.
С 2005 года будут введены тарифы, которые покроют 100-процентные затраты по содержанию домов и придомовых территорий. Тогда у эксплуатационных организаций появится возможность формировать фонд развития, который ежегодно будет составлять 60--80 миллионов гривен. Адресная социальная помощь тоже предусмотрена: деньги перечислят на персонифицированные счета граждан (в том числе и по оплате жилья). А в 2005 году планируется внедрить систему выдачи субсидий наличными деньгами.