Украина

Транспортные и жилищно-коммунальные льготы не будут отменять ни в этом, ни в следующем году

0:00 — 2 сентября 2003 eye 385

То, что ветеранов войны и труда пригласили в жэки для «подтверждения своих прав на льготы», связано всего лишь… с формированием Единого государственного реестра льготников

Жители столицы не понаслышке знают, что в августе подступиться к жэкам было практически невозможно: в приемные дни там выстраивались многочасовые очереди. И все потому, что киевских ветеранов войны и труда пригласили в отделы субсидий «подтвердить свои права на льготы» для включения в Единый государственный автоматизированный реестр льготников. Более того, для этого требовалось собрать и принести ряд документов. Тем, кто этого не сделает, в объявлениях обещали, что «возмещение по льготам проводиться не будет».

В страхе потерять свои привилегии льготники явились в инстанции. Все. Одновременно… И попали в водоворот бюрократической карусели, когда после пяти часов стояния в очередях они «принесли не то, не так, не туда, в общем, идите и принесите все завтра… »

«Никто в стране не знает, сколько у нас льготников и какими услугами они пользуются»

«ФАКТЫ» решили выяснить, зачем так настоятельно «приглашали» льготников в отделы субсидий и действительно ли отменят привилегии тем, кто туда не придет. На наши вопросы ответил начальник отдела персонификации социальных выплат Министерства труда и социальной политики Украины Виталий Мущинин.

-- Виталий Вадимович, самый главный вопрос: в связи с чем так срочно призвали льготников?

-- Вернемся к истокам. Дело в том, что сегодня в Украине существует 46 законодательных и других нормативно-правовых актов, на основании которых льготами, различными видами компенсаций и социальных гарантий пользуется почти 40 процентов всего населения Украины.

Такая развитая система льгот стала следствием стремления государства в начале 90-х годов, в условиях экономической нестабильности, защитить малообеспеченных людей и тем самым не допустить резкого падения их жизненного уровня. При этом нормативно-правовые акты принимались в основном без учета происходивших в обществе изменений и новых социально-экономических реалий. В результате большинство социальных программ оказалось не согласовано между собой. Многие из них дублируют друг друга. Кроме того, в стране не хватает денег на обеспечение всех этих льгот.

-- Как именно нужно обеспечивать льготы? Людям же деньги на руки на дают.

-- Все очень просто. Ведь квартиры льготников отапливаются, там есть свет, газ, вода, из домов вывозят мусор. И за все это они либо вообще не платят, либо платят с существенной скидкой. По идее, затраты водоснабжающим, коммунальным, газовым, энергетическим службам должно возмещать государство. И оно это делает. Да вот проблема: никто у нас в стране не знает, сколько льготников и какими услугами они воспользовалось. Сейчас невозможно точно рассчитать ни затраты предприятий на обслуживание льготников, ни, соответственно, расходы бюджета.

Чтобы упорядочить систему льгот, компенсаций и социальных гарантий, в 2002 году правительство утвердило Стратегию замены системы льгот адресной денежной помощью. Например, не возить льготников бесплатно, а выдавать им льготные талоны на проезд. Но это будет не скоро -- возможность перехода на денежную помощь сейчас еще обсуждается. А пока правительство решило упорядочить систему льгот, создав Единый государственный реестр лиц, имеющих право на льготу. В этом году Кабинет министров поручил внести в реестр сведения о льготах, которыми пользуются ветераны войны и труда. В следующем году будет формироваться реестр ветеранов военной службы, СБУ, милиции, прокуратуры, госохраны (которые тоже имеют право на льготы) и льготников-чернобыльцев.

-- Получается, что государство просто решило выяснить, сколько в стране льготников, какими услугами (коммунальными, транспортными) и в каком объеме они пользовались.

-- Это несколько упрощенная трактовка, хотя и верная.

-- И реестр создается для того, чтобы улучшить учет и контроль расходов бюджета на возмещение льгот? Права и интересы конкретного льготника в данном случае прямо не затрагиваются.

-- В целом, да.

-- Зачем же тогда этот ажиотаж? Эти категорические формулировки? Ведь, по сути, люди добровольно помогают государству создать реестр льготников.

-- Такая проблема возникла преимущественно в Киеве, где проживает большое количество льготников. Нужно собрать и обработать много данных, а необходимой технической базы и кадров не хватает. К середине лета выяснилось, что в то время, когда в некоторых регионах формирование реестра было завершено на 70--80 процентов, Киев фактически только приступил к сбору данных… Мы в самое ближайшее время решим данный вопрос и примем меры, чтобы успокоить людей.

-- Это крайне необходимо. Ведь уже поползли слухи, что льготы -- транспортные и квартирные -- исчезнут. Причем уже со следующего года. А вместо них будут доплачивать деньги. Даже называлась сумма -- 14 гривен в месяц. Так что давайте расставим все точки над «i». Льготы отменять будут?

-- Нет.

-- Ни в этом, ни в следующем году?

-- Ни в этом, ни в следующем. Вопрос об отмене льгот как таковых вообще не стоит. Дело в том, что в 2004 году планировался переход на адресную социальную помощь, однако Межведомственная комиссия (в состав которой входят представители правительства, парламента, профсоюзов) пришла к выводу, что такой переход невозможен без создания необходимых условий. Например, требуется внести изменения в законодательную базу (а это -- 46 законов и подзаконных актов), сформировать реестр льготников, решить вопросы материально-технического обеспечения соответствующих подразделений.

Кроме того, нужно учесть в расходах бюджета затраты на адресные денежные выплаты (к примеру, замена льгот адресными выплатами по жилищно-коммунальным услугам только одной категории -- ветеранам войны -- требует около 3 миллионов гривен). И, наконец, необходимо отработать этот механизм прежде, чем распространять его на всю страну.

-- Сделать предстоит немало. Да и суммы понадобятся существенные. И все же, когда льготы могут заменить адресной помощью?

-- Объективно у нас появится возможность начать этот процесс не ранее, чем в 2005 году.

«Никаких ксерокопий документов предоставлять в отделе субсидий не нужно»

-- Что ж, давайте тогда расскажем людям, что им нужно сделать для того, чтобы быть учтенными в Государственном реестре льгот.

-- Практическая часть формирования реестра (сбор информации) возложена на местные управления социальной защиты. В частности, этим занимаются отделы субсидий и льгот.

-- То есть льготник должен прийти туда и…

-- И заполнить персональную учетную карточку. При этом сотрудник отдела обязан ему помочь.

-- Что требуется указать в карточке?

-- Фамилию, имя-отчество, идентификационный номер, дату рождения, данные паспорта, адрес регистрации. Отмечается также, к какой категории льготников человек относится (ветеран труда, инвалид войны, участник войны, участник боевых действий и так далее), и номер документа, который дает право на льготу (например, номер ветеранского удостоверения). Кроме того, в карточке указываются состав семьи льготника -- родственники, проживающие вместе с ним.

-- А какие документы нужно предоставить?

-- Очень важный вопрос. Некоторые отделы требуют от ветеранов ксерокопии всех документов (паспорта, ветеранского удостоверения). А ведь это -- лишние расходы для малообеспеченных людей. Поэтому я подчеркиваю, что никаких ксерокопий льготники предоставлять не должны. От них требуется:

* паспорта (свой и членов семьи, которые проживают вместе с ним);

* справка из жэка (форма N 3) о площади жилья, о том, чем оно оборудовано (есть ли центральное отопление, газ, вода и так далее) и сколько людей зарегистрировано по данному адресу;

* справки об идентификационных номерах, присвоенных налоговой службой льготнику и членам его семьи, проживающих вместе с ним;

* документ, подтверждающий право на льготы (удостоверение ветерана войны или труда), и пенсионное удостоверение (если человек уже вышел на заслуженный отдых).

На основании перечисленных документов уполномоченный сотрудник отдела социальной защиты должен заполнить персональную учетную карточку льготника. В случае необходимости, сотрудник отдела может снять копию паспорта (то есть переписать паспортные данные) и заверить ее.

-- И больше ничего?

-- Больше ничего. Предоставив эти данные, люди помогут государству оплатить их льготы.

P. S. Большинство льготников -- пожилые люди. Они добровольно помогают государству формировать Единый реестр лиц, имеющих право на льготы. И чиновникам, участвующим в этом непростом для обеих сторон процессе, следует относиться к ним с должным почтением и вниманием. Нам так кажется…