Украина

С начала октября бензин на заправках начнет постепенно дешеветь

0:00 — 13 сентября 2003 eye 223

Чтобы снизить цену, Национальная акционерная компания «Нефтегаз Украины» планирует завезти из-за рубежа недорогое топливо

Вслед за подорожанием продуктов питания, которое правительству удалось довольно успешно погасить, в Украине возникла новая проблема -- дефицит и резкое подорожание нефтепродуктов. В принципе к трудностям с топливом весной и осенью уже можно было привыкнуть, так как без этого раньше не обходился ни один сезон. В последнее время, однако, все нормализовалось и о проблемах с соляркой начали забывать. Наверное, именно поэтому устремившиеся недавно вверх цены на бензоколонках были восприняты с некоторой настороженностью.

Больше всего горючее подорожало в Ровенской, Луганской, Харьковской и Хмельницкой областях

Как сообщили «ФАКТАМ» в консалтинговой компании «ЮПЕКО», с 10 августа по 10 сентября в среднем по Украине дизтопливо на АЗС подорожало на 22,9 процента, бензин А-76 -- на 23,9 процента, А-92 -- на 8,9 процента, А-95 -- на 7,8 процента.

Особенно сильное подорожание было отмечено в Ровенской, Луганской, Харьковской и Хмельницкой областях. Здесь за месяц, прошедший с начала повышения цен на топливо, стоимость солярки выросла на 20--24 процента (на 28--35 копеек за литр).

Самый большой контраст цен на бензин был отмечен в Ровно и Хмельницком, а также в Черкассах -- тут бензины А-76 и А-80 подорожали на 21--31 процент (на 28--42 копеек за литр). Были неприятно удивлены ценами водители, заправлявшие свои «Жигули» и «Москвичи» бензином А-92 в Хмельницком, Кировограде, Черкассах -- здесь рост стоимости составил 17--19 процентов (от 28 до 31 копейки за литр). Примерно на столько же подорожал в этих регионах и на Полтавщине элитный А-95.

Глядя на такой не очень веселый расклад, закономерно возникает вопрос: «А не пора ли запасаться бензином и соляркой впрок?»

-- Ни в коем случае, -- говорит исполнительный директор «ЮПЕКО» Сергей Куюн. -- Сегодня рынок переживает последние дни кризиса и постепенно начинает «выздоравливать». И не исключено, что о купленной нынче канистре «про запас» завтра придется пожалеть -- ведь цены на заправках могут снизиться.

Эксперты считают, что самое страшное уже позади. К сожалению, рынок «разбушевался» по понятным причинам. Мировые цены на нефть все лето повышались. Дорожало сырье и в России, откуда Украина получает 80 процентов необходимого ей объема нефти. Например, если в начале года тонна черного золота обходилась в сумму до 100 долларов, то летом она стоила 150, а сегодня -- 200 долларов.

Учитывая дороговизну нефти и остающиеся низкими цены на нефтепродукты в Украине, нефтеперерабатывающие заводы были вынуждены снизить размеры закупок, что, соответственно, сказалось на производстве топлива. Однако даже такой дорогой нефти хватило не всем -- остановили свои мощности нефтепереработчики Дрогобыча и Херсона.

А тут подоспели и селяне, которым понадобилось топливо для уборки урожая и посева зерновых. Тем более что в нынешнем году посевные площади должны быть увеличены, чтобы избежать повторения проблем с зерном. Да и кукурузу, свеклу и подсолнечник убрать надо -- эти культуры в нынешнем году дали хороший урожай. Одним словом, топлива надо много, а его нет. Вот и пошли цены на нефтепродукты вверх, испугав и автолюбителей, и министров.

Если выпустить на рынок большие объемы топлива, то цены на него в конце концов стабилизируются

Кстати, правительство уже начало принимать меры по исправлению ситуации. На прошлой неделе нефтяные компании и Кабинет министров подписали соглашение, в соответствии с которым поставщики нефтепродуктов пообещали отпускать солярку для нужд сельского хозяйства по фиксированной цене 1700 гривен за тонну (10 сентября средняя цена дизельного топлива на рынке составляла немногим менее 2000 гривен).

Недавно поступили и первые отчеты о проделанной работе: заводы в Лисичанске и Кременчуге уже отправили на поля первые цистерны с «льготным» горючим. Но предупредили, что по таким ценам получит топливо только тот, кто действительно работает на земле: покупатель должен предоставить справки о наличии у него пахотной земли, сельхозтехники, а также другие документы. Так что топливо, по всей видимости, у аграриев будет.

Что касается горожан, то им приходится сложнее -- цены на заправках кусаются.

-- А какие цены у нас должны быть, если завод повысил отпускную цену на 20--25 процентов? И даже по таким ценам бензин трудно купить, -- говорит директор киевской фирмы, имеющей бензоколонку в Дарницком районе столицы.

Стабилизацией цен на городских АЗС занялась Национальная акционерная компания «Нефтегаз Украины». Ее руководство решило завезти дизтопливо из-за рубежа. Расчет прост: если выпустить на рынок большие объемы топлива, то будет снят ажиотаж и цена в итоге стабилизируется.

При этом, как сказал журналистам председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко, компания ничего не заработает на этих поставках.

-- Будем продавать по себестоимости, не время сегодня зарабатывать, -- говорит Юрий Бойко.

В компании «ЮПЕКО» уверены, что спад ценовой волны не за горами. Нефтяники в последнее время увеличивают объемы переработки сырья. «Нефтегаз Украины» вместе с нефтетрейдерами поможет заморскими нефтепродуктами. Кроме того, и мировые цены на нефть стабилизировались, обещая в ближайшее время несколько снизиться.

По прогнозам специалистов, уже к третьей декаде сентября первоочередный спрос будет удовлетворен, а к началу октября, на заправках, скорее всего, будет отмечено падение цен на нефтепродукты. Конечно, быстрым оно не будет, но главное, что и подорожания бензина больше не предвидится.