Культура и искусство

Создатель «ералаша» борис грачевский: «платите 40 тысяч долларов, и я сниму вашего ребенка»

0:00 — 17 сентября 2003 eye 2036

В сентябре легендарному детскому юмористическому киножурналу исполняется 30 лет

Наверняка многие не знают в лицо Бориса Грачевского, хотя в кино- и телемире он персона знаменитая. Вот уже три десятилетия Грачевский -- бессменный директор и художественный руководитель детского юмористического киножурнала «Ералаш», сборника веселых историй, полюбившегося не одному поколению девчонок и мальчишек, а также их родителям. Грачевский -- человек тусовочный. Без него не проходит ни одно мало-мальски светское мероприятие или кинофестиваль. Встретиться с Борисом Юрьевичем удалось в одном из ялтинских ресторанов, за кружкой пива. На южный берег он приехал как почетный гость фестиваля продюсерского кино «Кино-Ялта». Кстати, гости-звезды обращались к Борису Юрьевичу не иначе как «главный Ералаш».

«Пугачева в свое время отказалась, а Киркоров хочет сняться в «Ералаше»

-- Что-то ни разу не слышал, чтобы вас по имени-отчеству называли.

-- Я уже привык. Отзываюсь на «отца-основателя» и «главный Ералаш».

-- Учту. Кстати, кто имя такое классное киножурналу придумал?

-- Уже и не помню кто. Поначалу нас «Фитильком» называли. Но я был категорически против. Долго мучались. В панике в сентябре сделали первые два «Ералаша», еще не понимая точно, что и как… Никак не могли придумать имя для передачи и объявили конкурс. Было получено много писем, люди звонили, предлагали. Ничего не подходило. И вот, когда мы уже совсем отчаялись, в редакцию пришло коротенькое письмецо: «Предлагаю назвать ваш журнал «Ералашем». Ученица 7-го класса». И все -- ни имени, ни фамилии, ни номера школы. Мы подумали: «Ну что такое ералаш? Путаница, неразбериха». Нас вполне устраивало такое толкование. С тех пор так и называемся. Сразу же попали в план: стали делать четыре «Ералаша» в год, потом шесть, а последние два года -- двенадцать «Ералашей» по три сюжета в каждом.

-- Долго снимаете одну историю?

-- На экране это несколько минут, а снимаем день-два. Иногда три. Я считал: из 36 «Ералашей» в прошлом году мы 22 переснимали.

-- Представляю, сколь дорогое это удовольствие…

-- Но цель оправдывает средства. К каждому сюжету композитор специально пишет музыку, мультипликатор делает заставку. На кинопленку снимаются суперпопулярные личности. Все, как в настоящем кино.

-- И на сколько тянет один выпуск?

-- Около 40 тысяч долларов.

-- Как же тогда удается приглашать суперзвезд? Неужто без гонораров работают?

-- Практически без… Гонорары небольшие. Звезды соглашаются на съемки легко. Знают, что их увидит вся страна. Некоторым мы переплачиваем по собственному желанию. Например, Наталья Крачковская согласилась сниматься за символическую сумму. Но мы заплатили в два раза больше, учитывая состояние здоровья Натальи Леонидовны. На съемках истории, где она играет продавщицу мороженого в театральном фойе и во время антракта ее сметает с ног толпа детей, Наталья Леонидовна сильно застудила спину… Да разное бывало. Столько знаменитостей снимали!

-- Разве что Пугачевой не было.

-- Алла мне уже не интересна. Когда-то давно мы хотели ее снять. Даже сценарий был готов. Но Пугачева фыркнула. Зато сейчас, наверное, прибежала бы, да не надо…

Кстати, мне Филя как-то намекал, что с удовольствием снялся бы в «Ералаше». Предложил Наташе Королевой сыграть интересную роль. Так эта дубина сначала отправила меня к своему администратору, а потом заныла: «Не-еа! Мне фина-ал не нравится! Так не годится! Что-о вы!». Вместо нее эту роль сыграла актриса Алиса Гребенщикова -- дочка Бори Гребенщикова. Смешная зубастая девчонка. Она играет учительницу. Проводит урок, а один из учеников бросает любовную записку «Я вас люблю!» однокласснице, но признание попадает на стол училки. Алиса сама зубастая, про сусликов что-то классу рассказывает… Мне потом никто не верил, что мы ей зубы не наклеивали, что это у нее такие родные.

Скоро будет Дима Нагиев сниматься. Генка Хазанов говорит, что его лучшая кинороль -- в «Ералаше». Он играл учителя-практиканта в итальянской школе. Нас, кстати, тогда на половине отснятого сюжета пожарные выгнали. Снимали в школе, где Генкина бабушка раньше была директором. Помню, сильно волновался Макс Галкин, сыгравший школьного учителя. Но он молодец!

«Дети-актеры получают по 500 рублей в день»

-- Сложно было с ним работать?

-- Наоборот. А вот недавно мы снимали сюжет с Гафтом. Он играл колдуна, к которому приходит мальчик и просит приворожить понравившуюся девчонку. Дает фотографию, а там две девочки. Одна толстая, другая худенькая. «Какая?» -- спрашивает маг. -- «Та, что красивая!». «Понимаю!» -- говорит герой Гафта. После колдовства понравившаяся девчонка по-прежнему ноль внимания на пацана, а толстая начинает за ним гоняться. Он опять прибегает к колдуну: «Вы что натворили? Я же просил ту, что справа, -- красивую… » Гафт извиняется: «Прости. Просто мне всегда толстенькие нравились!» Мы договорились, что Гафт, признаваясь в своей любви к толстеньким, немного стесняется и взгляд игривый строит. Гафт наотрез отказался -- испугался, вдруг его обвинят в том, что он играет педофила. Даже не пришел на озвучивание, сославшись на болезнь.

-- Вас, кстати, никогда не обвиняли в чрезмерном внимании к детям?

-- Никогда. Правда, сам, бывает, шучу, что я главный педофил страны. А вообще мне нравятся девушки 18--20 лет. Красивые…

-- У вас прямо-таки фабрика звезд. Многие из юных актеров стали знаменитыми.

-- У меня снимались многие нынешние звезды. Девочка, которая теперь известна как певица Глюкоза. Юлька Волкова, одна из «Татушек». Парни из «Смэша» оба засветились в «Ералаше». Один снялся, другой поет всем известную песенку в начале выпуска: «Мальчишки и девчонки, а также их родители… » Раньше эту песенку в заставке пела Камбурова. Снимались и Саша Лойе, Федька Стуков, который зовет меня кинопапой.

-- Родители часто навязывают вам своих чад?

-- Ой, и деньги суют: «Мой ребенок такой талантливый! Возьмите его!» Говорю: «Оплачивайте полностью весь кинопроцесс. Платите 40 тысяч долларов. Но даже в этом случае, если результат мне не нравится, в прокат сюжет не попадет». У меня есть своя театральная школа «Ералаш», в которой учатся дети с 3--4 лет. Она вылизывает все. Правда, часто бывают трудности со съемками… поцелуев. Это у взрослых все легко и просто, а вот с детьми в чувства не поиграешь.

-- Дети работают за гонорар?

-- Причем, очень приличный! 500 рублей (почти 100 гривен) в день -- это неплохо. Съемки -- серьезный, тяжелый труд. У нас один мальчик живет в Твери. Так он в четыре утра выезжает, чтобы вовремя приехать на студию.

«Моя квартира состоит из трех. В ней есть все: джакузи, баня, тренажеры… »

-- Ваши жена и дети продолжают творческие начинания отца?

-- Сын и дочь закончили ВГИК. 24-летняя Ксения работает со мной, а сын Максим, которому уже тридцатник, президент крупной нефтяной компании. Жена Галина дома сидит. Кстати, мы с супругой последний раз были вместе в Ялте 35 лет назад. На съемках картины «Варвара-краса -- длинная коса». Я работал тогда администратором. Кстати, первая и последняя моя роль состоялась именно в «Варваре-красе». По сюжету царь сидел на бережку, ловил рыбу, а из воды высовывалась рука и звучал голос за кадром: «Должок!» Так вот, рука по локоть -- моя. Узнаешь? (смеясь, вытягивает руку).

Это был единственный случай, когда Галя навестила меня в экспедиции. Жена у меня не тусовочный человек, математик, кандидат наук. 100-процентная хохлушка. Упертая жутко.

-- А познакомились как?

-- Я в 1968 году пришел из армии. Инвалидом 2-й группы. Серьезно пострадал: перелом свода основания черепа. Моя прежняя девушка даже не приехала навестить меня в больницу. Кончилось тем, что приятель пригласил посмотреть мультфильмы. Познакомил с девушкой. Она мне сразу понравилась. Никогда не забуду, на ней были ядовито-розового цвета рейтузы, я таких в жизни не видал. А ее круглые коленки меня неимоверно волновали. Я, пришедший из армии, буквально на стенку лез. Встреча оказалась роковой. 33 года мы женаты, 35 вместе.

Весной у меня будет юбилей -- 55 лет. На 50-летие сын подарил BMW, на 51 год -- золотые часы с бриллиантами, которые стоили, как новый «Мерседес», а на 52-летие -- «Рендж Ровер». До этого две квартиры…

-- Значит, с жилищными условиями у вас все в порядке?

-- Моя квартира состоит из трех. Есть две собаки… Да что там говорить, до этого ТАКОГО в жизни пришлось хлебнуть! У меня было тяжелое детство. Отец работал массовиком-затейником в доме отдыха, мы вчетвером жили в 6-метровой комнатке. Не было даже своей кухни, есть ходили в рабочую столовую. Пережив эти лишения, я очень ценю комфорт. Благодаря сыну у меня идеальная квартира, в которой есть все: джакузи, баня, тренажеры.

-- Если бы вам сказали о такой перспективе лет тридцать назад…

-- Не поверил бы ни за что! А уж про кино и подавно! После школы, в 1964 году, я поступил в вуз, готовящий специалистов по двигателям летательных аппаратов, и скрупулезно изучал эту модную тогда науку. Бредил самолетами, космосом… Мне даже довелось поработать у знаменитого академика Королева! Но однажды понял, что не смогу всю жизнь просидеть в лаборатории. Я всегда помнил, как в 12 лет впервые попал на съемочную площадку кино и этот процесс меня безумно увлек. Однажды я отправился в поисках работы на киностудию имени Горького. Вакансий не было. Пришлось искать блат. По «звонку» меня устроили… грузчиком. Таскал мешки, грузил машины, реквизит. Я никогда не боялся работы. Даже сейчас на съемках могу совершенно спокойно взять и передвинуть шкаф -- мне плевать. Другое дело, что я никому не позволю сесть мне на голову: ни ребенку, ни известному артисту. Но тогда работа на киностудии была потрясающим временем! На моих глазах творилось великое кино: Шукшин снимал картину «Странные люди», Кулиджанов -- «Преступление и наказание», Герасимов -- «У озера». Я подолгу сидел на киностудии. У нас коллектив подобрался интеллигентный, все с высшим образованием. Все умные такие! И все грузчики! Мы обсуждали в своем кругу постановки, сценарии, игру актеров. Потом мне эти посиделки очень пригодились в работе над «Ералашем». О прошедшем времени я вспоминаю только с благодарностью…