По его словам, история этого уголовного преследования появилась с одной целью -- прервать поставки в Украину энергоносителей, обеспечивавших ее энергетическую независимость от России
Подводя итоги прожитым страной годам (а их, как известно, история нашего независимого государства насчитывает уже аж 12), Президент Леонид Кучма в своей речи на торжественном заседании по случаю дня рождения Украины среди прочего заявил: «Несовершенное законодательство привело к тому, что общественные процессы, особенно экономические, выходят за его (законодательства) рамки и прячутся в тень». В итоге почти половина внутреннего валового продукта производится практически подпольно, то есть в тени, треть всей денежной массы крутится вне банковской системы, а ежегодный отток капитала за рубеж измеряется цифрой в миллиард гривен! По мнению главы государства, основной причиной такого положения является отсутствие механизмов защиты от промышленного пиратства, контрабанды и фальсификаций. Применение же этих механизмов приносит практически молниеносный и потрясающий результат. В качестве примера Леонид Кучма назвал, в частности, введение госмонополии в сфере контроля над производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табака посредством использования голографической акцизной марки. Соответствующий президентский указ действует немногим более восьми месяцев, но благодаря ему ежемесячно госбюджет увеличивается на 80 миллионов гривен. Несложные арифметические подсчеты показывают, что за год казна страны (а не счета занимающихся производством неучтенных, контрабандных сигарет и водки) пополнится миллиардом гривен.
Правда, вероятно, подобная приятная (особенно для бюджетников, чьи зарплаты напрямую зависят от наличия денег в госказне) тенденция радует не всех. Не успели еще высохнуть чернила под указом о введении госмонополии в сфере контроля над производством алкоголя и табака, как критикующие его выступления заполонили СМИ. Естественно, мало кто решился подвергать сомнению мотивы появления этого документа -- вывести из тени финансовые потоки, образующиеся после продажи фальсифицированной продукции. Поэтому мишенью атаки президентского распоряжения было избрано предприятие, которому поручено производство трудноподделываемых голографических защитных элементов для акцизов, -- СП «Голография». И похоже, перечень его недостатков довольно быстро исчерпался. Поскольку критики государственного метода борьбы с контрабандной и контрафактной продукцией сосредоточились на личности бизнесмена, причастного к созданию СП «Голография». По крайней мере, так утверждает он сам -- Юрий Сидоренко. По его словам, данное предположение напрашивается после анализа всего происходящего в последнее время вокруг борьбы властей с тенизацией рынка алкогольной и табачной продукции. Ее противники считают наиболее уязвимым местом бизнесмена его нынешнее местожительство -- Швейцарию и давнишнее уголовное преследование, известное больше как «дело Звягильского».
В связи с этим еще накануне парламентских каникул народный депутат Григорий Омельченко даже направил депутатский запрос в Генеральную прокуратуру. Мол, как обстоят дела с расследованием кражи у государства 25 миллионов долларов Юрием Сидоренко и другими должностными лицами? Ответа пока нет. Поэтому «ФАКТЫ» с тем же вопросом обратились к президенту «Дамиана-банка» Юрию Сидоренко:
-- Я уже привык к тому, что хорошо известные мне лица (имена их придется, видимо, вскоре назвать), пытаются время от времени в зависимости от их экономических или политических интересов шантажировать меня уголовным делом десятилетней давности. Что поделаешь, история их ничему не учит.
-- А что это за история?
-- История уголовного дела в разгар президентской кампании 1994 года была заварена для дискредитации тогдашнего правительства. Так называемое «дело Звягильского и «Дамиана-банка» открыли в мае 1994 года с одной целью -- прервать поставки в Украину энергоносителей, обеспечивавших ее энергетическую независимость от России. Чтобы в обязательно последовавшей бы за этим кризисной ситуации иметь «веские доводы» воздействовать на тогдашнее и будущее правительство.
-- Каким образом достигалась тогда энергетическая независимость от России?
-- За три месяца в Украину через ее морские порты нами было поставлено более одного миллиона тонн нефтепродуктов по цене на 30 процентов дешевле, чем предлагала Россия. В течение 9 лет многие бизнесмены пытались повторить эту схему, но безуспешно.
-- Но все-таки в вашей деятельности правонарушения были, ведь вас судили, пусть не в Украине, но в Швейцарии?
-- Я и мои тогдашние коллеги по работе в «Дамиана-банке» предстали перед швейцарским судом, который в ходе слушаний признал, что работа наших фирм, проведенная совместно с украинским правительством, пошла стране во благо, а не во вред.
-- То есть?
-- Я процитирую основные выводы приговора швейцарского суда: «Из анализа ситуации, сделанного украинской судебной властью при принятии решения об отсутствии состава преступления в действиях Звягильского четко следует, что в целом операция «Гленкура» (фирмы, входящей в наш холдинг) оказалась благоприятной для сельского хозяйства, основной отрасли страны ». Можно продолжить: « Преимущество, которое могли из этой операции извлечь подсудимые, представляет собой преимущество коммерческого характера, и не может быть квалифицировано незаконным».
Но это было потом, в 2000 году, а в начале эпопеи, в 1996 году, Федеральный суд Швейцарии отказал Украине в экстрадиции меня и моих коллег, потребовав передать все документы по рассмотрению уголовного дела на территорию этой страны. Украина как участник Договора о международной правовой взаимопомощи требование выполнила. Но весьма своеобразно. Тогдашняя следственная группа Генеральной прокуратуры материалы хорошо отсортировала: документы против нас были переданы все, а доказывающие нашу невиновность, остались в Украине. Мне, кстати, предлагали выкупить материалы расследования. За два миллиона долларов. Впрочем, это все -- технические нюансы. А главный, юридический, состоит в том, что нельзя рассматривать одно уголовное дело на территории нескольких государств сразу. Согласно мировой практике, определяется одна страна, которой другие государства, являющиеся участниками Договора о международной правовой взаимопомощи, обязуются передать все имеющиеся у них материалы по рассматриваемому делу. Генеральная прокуратура эту международную норму тогда проигнорировала.
С 1996-го по 2000 год прокуратура Швейцарии и соответствующие следственные органы вели свое расследование. В 2000 году был суд присяжных. Он сделал выводы: никакого ущерба государству Украина на сумму 20 миллионов долларов нанесено не было; деньги, которые были дебетованы со счетов концерна «Украгротехсервис», то есть 20 миллионов долларов, являлись задолженностью этого концерна фирме «Гленкур» за поставленные нефтепродукты. А спустя три года правительство Швейцарии вообще сняло условный приговор по мне и убрало из криминального реестра упоминание об этом уголовном деле
-- Как отреагировали на этот приговор украинские следователи?
-- После проигрыша швейцарского процесса руководство следственной группы дало интервью украинским и местным газетам, в которых посетовало, что, мол, швейцарский суд не все понял. Последовавшие после этого комментарии вряд ли понравились следователю: упрекать правосудие страны, основным бизнесом которой являются финансы, в недопонимании схем расчетов, по меньшей мере, нетактично. Более того, швейцарские судьи прекрасно поняли, сколь капризна и своеобразна украинская Фемида, записав в приговоре: «Украина никогда не признает решение суда, каким бы оно ни было». То есть признали, что хоть Украина и подписала Договор о международном правовом сотрудничестве, выполнять его она будет по своему усмотрению. В связи с этим я очень хотел бы получить ответ на вопрос: к чему мы стремимся? Мы хотим быть в международном сообществе, или мы хотим требовать сотрудничества с международным сообществом только когда нам это выгодно? А если нам это не выгодно, мы сразу говорим: нет, это неправильное международное сообщество.
-- Если все настолько очевидно, то какой же смысл сейчас ворошить «дело Звягильского»?
-- Смысл -- в страхе, что будут названы имена людей, фабриковавших это дело. К тому же он перекликается с желанием добавить ложку дегтя в успешный голографический проект, который препятствует распространению фальшивой алкогольной и табачной продукции. С желанием тех, кто этим занимается и знает, что я имею отношение к СП «Голография».
-- Но ведь довольно надежным способом защиты от подделки считается и акцизная марка
-- Сейчас считается, после внедрения голографической защиты. Интаглио-печать (своеобразное тиснение, ощутимое в момент касания. -- Авт. ), которую применял Банкнотно-монетный двор при изготовлении, не делала марку надежной, защищенной от подделки. И в моем распоряжении заключается доказательство этого -- официальная экспертиза Министерства финансов партии поддельных, правда, высококачественных, если такое определение применимо к фальшивке, акцизных марок. Отличить их от подлинных может только профессиональный эксперт. В фальшивке не только прощупывается тиснение, но есть даже вкрапления микроволокон, таких как и на гривневых банкнотах. Однако несколько в другом виде, чем надо, что и выдает подделку. Вот вам ответ на вопрос, насколько интаглио-печать защищает марку.
Фальшивые акцизы производятся для того, чтобы избежать контроля со стороны государства за количеством производимой продукции. А значит, чтобы уклониться от отчислений в бюджет. Поэтому-то в сохранении акцизных марок старого образца на алкоголь и табак заинтересованы ряд бизнесменов и политиков, причастных к контрабандному обороту этой продукции. Именно они активно противостоят использованию голографической защиты марок. Их противоборство новшеству объясняется еще и тем, что старая марка акцизного сбора не являлась документом строгой отчетности. То есть за ее подделку нельзя привлечь к уголовной ответственности.
-- Но стоит ли игра свеч?
-- Судите сами. В течение семи лет, пока акцизная марка выпускалась на Банкнотно-монетном дворе, максимальные объемы ее производства составляли всего 4 миллиарда 400 миллионов штук в год. При этом 3 миллиарда 600 миллионов марок печатались для табака, и всего 800 миллионов -- для алкоголя. Но как только были внедрены марки нового образца со сквозной нумерацией и голографической защитой, произошел мгновенный скачок: лишь за полтора месяца производители этой продукции заказали 2 миллиарда 300 миллионов марок! То есть полугодовой заказ по прежним меркам! Вот откуда в бюджете страны появляются ежемесячно 80 миллионов гривен. И это только от продажи водки! По состоянию на 1 сентября 2003 года в госказну от продажи табака с акцизными марками с голографической защитой поступило 543 миллиона гривен, что на 115 миллионов гривен больше, чем в прошлом году, когда в ходу была простая акцизная марка. Каждый месяц в госбюджет от реализации алкоголя и табака с голографическими защитными элементами поступает в среднем на 30 процентов больше средств, чем раньше. Представляете, на какую сумму прежде реализовывалась левая продукция? При этом следует учесть, что до сих пор никто не заказывал марки нового образца на импортные алкоголь и табак. Просто контрабандисты пользуются тем, что старые до сих пор остаются в ходу. А что такое старые марки, мы уже с вами знаем по результатам экспертизы.
-- Вы хотите сказать, что и сейчас используются поддельные марки старого образца?
-- Да, именно так. В ходу поддельные марки старого образца без голографической защиты. Они изготавливаются в соседних странах и нелегальным путем завозятся на территорию Украины. Затем подделки тайно распространяются среди производителей алкогольной и табачной продукции. Чтобы «оградить» их от уплаты государственного акцизного сбора. Доказать это очень просто. Вот один лишь факт. Государственная налоговая администрация никогда не заказывала на три-четыре месяца вперед марки акцизного сбора на Банкнотно-монетном дворе. БМД перестал печатать марки еще в мае 2003 года. Поэтому вопрос, откуда у производителей табака и водки такие большие запасы марок, -- риторический.
-- Только ли эти лазейки используют люди, для которых целью являются личные средства, а не государственные интересы?
-- Если бы ответ на этот вопрос был прост, в Украине не было бы сейчас нынешних проблем. И вторая в Европе по размерам страна, которая по определению не может быть бедной, не плелась бы в хвосте. Но, к сожалению, пытаясь угодить всем сразу иностранным державам, украинские политики -- и нынешние, и прежние -- слишком доверяют рекомендациям, как обустроить свой дом, и кредитам под непонятные проценты. И это вместо того, чтобы принять в государстве нормальные законы, защищающие интересы нации, и добиться поголовного их исполнения. Вместо того, чтобы вспомнить о 92-й статье нашей Конституции, гласящей, что только законами Украины определяется статус национальной валюты и статус иностранных валют на территории страны. Не за горами десятилетний юбилей Основного Закона. Но!.. Кто назовет сейчас хоть один документ из области валютного регулирования Украины? Я готов поклониться человеку, который перечислит все существующие 135 (!) нормативно-правовых актов, устанавливающих правила оборота валюты. И при этом -- ни одного закона! В состоянии ли кто-либо хотя бы просто назвать количество этих документов, не говоря уже о том, чтобы разобраться? Вопрос риторический, но ответ напрашивается совершенно определенный. Подобное количество документов появилось не потому, что нет светлой головы, способной свести это в один, но грамотный и четкий закон. Эта чехарда нужна для следующего: что и как бы ни делал бизнесмен или простой гражданин, всегда найдется пункт, который он нарушит. Эта чехарда нужна для чиновников, перед которыми придется унижаться банкиру или просто человеку, прося разрешения перечислить за границу тысячу долларов на лечение или обучение своего ребенка. И, как вы понимаете, не факт, что он разрешение получит.
Вот какие ценности отстаивают некоторые наши политики, создавашие акты, но забывшие о законах и о том, что каждый человек имеет право на движение собственного капитала.
Коммерческий индустриальный банк выступил с инициативой создания рабочей группы по подготовке закона, который даст людям возможность пользоваться плодами своего труда, своими средствами. Посмотрим, что из этого получится. И кто будет против того, чтобы выбить, наконец, почву из-под ног тех, кто обвиняет Украину в отмывании денег. Кстати, интересный вопрос: хоть один банк или хоть один человек, которого обвинили в финансовых махинациях, проводил операции в гривнях? Нет. Так чьи же банковские системы отмывают деньги? Думаю, этот вопрос не нуждается в комментариях!
Теперь проанализируем прозрачность любого украинского банковского счета. Наверняка ни в одной стране мира не существует такого перечня организаций и структур, которые могут затребовать информацию по любому счету. Подобным правом наделены милиция, СБУ, налоговая служба.
-- О чем это говорит?
-- О том, что Украина не в состоянии защитить свои права. И свои законы. И свои интересы. Что есть политики, целенаправленно препятствующие повышению благосостояния людей. Ведь те, кто не хочет возрождения государства сегодня, понимают, что надо просто заставить банки быть подотчетными заокеанским экспертам, и уже только поэтому не будет никакого экономического роста. Но коль мы готовы по первому топанью ноги отдать свою финансовую систему на растерзание западных экспертов, то пусть они нам хотя бы расскажут,как у них все происходило сто лет назад, когда их демократии формировались.
Швейцария, например, изначально была бедной страной, но достигла своего нынешнего положения за счет качества оказываемых услуг. В первую очередь, банковских. А их уровень в значительной мере определяется обязательной конфиденциальностью счетов. Если этот пример не впечатляет, то посмотрите, что сделала Прибалтика -- она не модернизировала свое промышленное производство, не достигла колоссального роста ВВП, а просто создала банковскую систему, способствующую притоку капиталов. И у стран Прибалтики не было никаких проблем со вступлением в Европейский Союз
А мы продолжаем ждать ценных указаний по поводу того, на что мы в своей стране имеем право, какую систему можем создавать Как можно этому противостоять? Путь только один: меньше просить кредитов у Запада -- и сразу все станет на свои места. Тогда никто не будет вправе диктовать, как нам жить, что делать. Но этот путь действенен лишь в том случае, если мы уверены, что на самом деле не хотим поменять собственную систему ценностей на ту, которую нам навязывают. Пока такой уверенности среди многих украинских политиков я не чувствую.