Происшествия

Уволенный за финансовые махинации коммерческий директор фирмы пытался взорвать своих бывших коллег и их зарубежных партнеров

0:00 — 18 сентября 2003 eye 1696

На днях Шевченковский райсуд столицы… освободил его из-под стражи

Девятого июня нынешнего года в столичном офисе ЗАО «Укрзерноимпэкс» проводились переговоры между представителями австрийской компании и ЗАО относительно внедрения в Украине нового поколения экологически чистых удобрений. Предполагалось, что встреча затянется до позднего вечера, а наутро зарубежные партнеры агрофирмы должны были убыть по домам. Однако все произошло иначе.

Днем сотрудница фирмы услышала подозрительное тиканье в одном из шкафов в операционном зале. Проявив бдительность, она позвала охранника, и тот, заглянув в шкаф, обнаружил там две коробки из-под вина, в которых находились литровые пластиковые бутылки с бензином и запальное устройство, присоединенное к часовому механизму. И хоть обезвредивших устройство взрывотехников вызвали очень быстро, переговоры были сорваны. Кстати, как было установлено, устройство должно было сработать около восьми вечера, т. е. в разгар переговоров. Об этом сразу же после инцидента «ФАКТАМ» (наша газета сообщала о случившемся) рассказал начальник Шевченковского райуправления милиции Николай Крук. Он же сообщил, что уже к часу ночи 10 июня сотрудники уголовного розыска задержали бывшего коммерческого директора и охранника агрофирмы, которые установили в шкафу взрывопожарные устройства. Взорвись эти «бомбы», и пламенем неминуемо были бы отрезаны от выхода все сотрудники фирмы -- выйти из остальных помещений, минуя операционный зал, невозможно.

По этому факту было возбуждено уголовное дело по статьям 15 (»Покушение на преступление») и 194 (»Умышленное уничтожение чужого имущества путем взрыва») Уголовного кодекса Украины. А вот руководство фирмы и ее зарубежные партнеры расценили ЧП как покушение на теракт, непосредственно угрожающий жизни иностранных граждан. Именно так сформулировал свое беспокойство представитель фирмы «ZANKL», гражданин Великобритании, также ставший свидетелем и участником инцидента и сообщивший о нем в британское посольство и в Генеральную прокуратуру Украины. Президент ЗАО «Укрзерноимпэкс» Дмитрий Подвальников считает, что это преступление подорвало имидж Украины перед западными инвесторами, и с этим трудно не согласиться.

-- Но, несмотря на это, а также на то, что на «бомбе» были обнаружены отпечатки пальцев бывшего коммерческого директора, а взрывотехническая и судебно-химическая экспертизы подтвердили, что она была готова к взрыву в установленное на циферблате время, этот человек (экс-директор. -- Ред. ) сейчас на свободе, -- рассказал «ФАКТАМ» Дмитрий Федорович. -- Шевченковский райсуд столицы 12 июня вынес относительно него решение о содержании под стражей, а для его сообщника, бывшего охранника нашего ЗАО, еще до совершения преступления написавшего заявление об уходе и дорабатывавшего последние смены, суд избрал подписку о невыезде. В июне же экс-директор подавал апелляцию, но ее не удовлетворили. И вот 8 сентября тот же Шевченковский суд изменил ему меру пресечения и отпустил под подписку о невыезде. Честно говоря, это решение совершенно необъяснимо. Страшно представить, что бы было, если бы все произошло так, как он замыслил. А сейчас, оказавшись на свободе, он, по моим сведениям, пытается повлиять на свидетелей. Поначалу все вроде бы завертелось. Были проведены экспертизы, во время задержания подозреваемого у него дома были найдены патроны. Проводились и другие следственные действия. Но затем темп следствия, на мой взгляд, явно замедлился. Хотя я и раньше, еще до этого ЧП, обращался с заявлениями в СБУ и службу по борьбе с организованной преступностью Печерского района о том, что человек, подложивший нам «бомбу», работая коммерческим директором «Укрзерноимпэкса», подделал документы фирмы, на основании этих подделок открыл в «Экспобанке» расчетный счет, на который незаконно переводил средства с основного счета ЗАО. Проводил он и другие махинации, из-за чего, собственно, и был в конце концов уволен. После этого он пытался меня запугивать и, не добившись отмены решения об увольнении, видимо, решился на крайнюю меру. Мое заявление было передано в Шевченковское райуправление милиции -- следователю Ревенко. Но, несмотря на то, что изложенные в заявлении факты не могут не представлять интерес для следователей, которые ведут дело о взрывном устройстве, материалы эти к делу не приложены. Видимо, только в кино следствие стремится докопаться до истины, сопоставляя все факты. А ведь это не рядовое преступление. Если бы замысел злоумышленникам удался, был бы, как минимум, уничтожен весь седьмой этаж офисного здания, погибли бы люди. Почему же милиция, так активно проявившая себя вначале (за это мы ей, конечно, благодарны), не стремится довести дело до логического конца? Что ей мешает?

Этот вопрос «ФАКТЫ» пытались задать Олегу Лисицкому, начальнику следственного отдела Шевченковского РУГУ МВД Украины в Киеве.

-- Спросите у судьи, принимавшего решение об изменении меры пресечения подозреваемому, чем он руководствовался, -- отрезал Олег Владимирович, отказавшись комментировать сам ход следствия.

Судья Шевченковского райсуда Киева Олег Савицкий охотно объяснил, что изменил меру пресечения, во-первых, потому что дело практически завершено, и обвиняемому осталось лишь ознакомиться с ним, во-вторых, тот полностью признал свою вину и, в-третьих, имеет постоянное место жительства и несколько человек на иждивении. (Кстати, по нашим сведениям, на самом деле обвиняемый свою вину не признал и поэтому следствие по делу продлено еще на месяц. -- Ред. )

-- Но его бывшие коллеги утверждают, что, выйдя на свободу, этот человек пытается повлиять на свидетелей.

-- Если такие сведения есть, органы досудебного следствия (а это милиция и прокуратура) должны опять обратиться в суд с представлением. Хотя в деле есть свидетельские показания, и если они будут изменены, будет ясно, что для этого были основания.

-- На следующий день после освобождения нашего бывшего коммерческого директора мы обращались в прокуратуру Шевченковского района с просьбой вынести протест на решение суда, -- говорит Дмитрий Подвальников. -- Но протест в суд так и не был направлен. Да и ответа на свое обращение мы почему-то тоже не получили. Нами были направлены письма в Генеральную прокуратуру, а народный депутат Украины Виктор Капустин обратился с депутатским запросом по этому же поводу в Генпрокуратуру и Верховный суд. Пока тоже безрезультатно.

P. S. Наши попытки получить комментарий по этому делу в прокуратуре Шевченковского района успехом не увенчались -- оказывается, даже телефон курирующего следствие прокурора в этой организации является «государственной» тайной, которую кому попало (например, журналисту газеты «ФАКТЫ») доверить категорически отказались. Напомним читателям, что статьей, инкриминируемой обвиняемому по описанному делу, предусматривается лишение свободы на срок до 15 лет.