Правительство намерено разрабатывать бюджет на 2004 год уже с учетом новых ставок налогов
Правительственные кабинеты очень похожи друг на друга: Так что смена кресла главного налоговика страны на два других государственных кресла — первого вице-премьер-министра и министра финансов — почти не отразилась на обстановке в рабочем кабинете Николая Азарова. Массивный рабочий стол также завален бумагами. Как и прежде, почти треть помещения занимает длинный «стол совещаний». Вот только другая икона оберегает этот кабинет -- Николая Угодника, подаренная первому вице-премьеру на прошлый день рождения. А икону святого Матфея, покровителя мытарей, некогда стоявшую в его «главном налоговом» кабинете страны, Николай Янович забрал домой
Мы встретились с первым вице-премьером первого апреля. Так что даже в кабминовских стенах я не смогла удержаться от шутливого вопроса:
-- Николай Янович, вас уже успели разыграть?
-- Успели Сообщили о том, что украинский батальон в Кувейте перешел на сторону Саддама Хусейна.
-- Поверили?
-- Как вы думаете? Ведь в этом кабинете я привык к серьезной, очень серьезной информации
-- А вы сегодня шутили?
-- Нет. Мне кажется, что первому вице-премьер-министру и министру финансов шутить уже опасно
-- Да уж, с государственными деньгами не пошутишь Тогда давайте поговорим серьезно. Вы еще полгода назад заявляли, что Налоговый кодекс тормозится в парламенте. И что мы видим теперь: новый закон о налоге на прибыль уже принят, второй -- о подоходном налоге — на подходе
-- Все объясняется просто: правительство заняло активную позицию в проведении налоговой реформы. Первым шагом стало снижение со следующего года ставки налога на прибыль-- на пять процентов. Теперь началась работа над налогом на доходы физических лиц. Как вы знаете, он уже принят во втором чтении: предусмотрено введение единой ставки в размере 13 процентов.
-- Но к третьему чтению предстоит обсудить и согласовать множество спорных моментов. Например, нужно ли облагать налогом проценты, которые люди получают, размещая деньги в банке
-- Существуют общепринятые «правила игры»: налогом должны облагаться ВСЕ доходы. Другое дело -- по какой ставке. Эту ставку нам и предстоит обсудить
Поймите, предоставив льготу на один из видов доходов, мы нарушим основополагающий принцип -- равенства налогоплательщиков перед законом. Нигде в мире нет исключений по уплате налогов -- ни для судей, ни для прокуроров, ни для военнослужащих.
-- Но банкиры беспокоятся, что люди вообще перестанут обращаться в украинские банки
-- Проценты по депозитам облагаются во всех странах. Так что это новшество вряд ли приведет к оттоку капитала за рубеж. Проблема в другом: в Украине есть группа людей, которые хотят получать доходы по законам рыночной экономики, а налоги платить -- по социалистическим принципам. Например, человек положил в банке на депозит 1000 гривен под 10 процентов годовых. Сумма процентов за год составит 100 гривен. Этот доход является определяющим для его семейного бюджета?
-- Нет, но все же это достаточно значительная сумма
-- Тем не менее, если эти 100 гривен обложат пусть даже по максимальной ставке -- 13 процентов, то он заплатит всего 13 гривен. За год Другой пример: человек поместил на депозит миллион под те же 10 процентов. За год он получит только в виде процентов 100 тысяч гривен. И если с этой суммы возьмут налог? Естественно, такие люди противятся налогообложению процентов.
-- А как насчет необлагаемого минимума? Кстати, его в новом законе как раз назвали «социальной льготой».
-- Как бы его не назвали, необлагаемый минимум, очевидно, должен остаться -- это сумма, с которой брать налоги просто аморально.
-- Кстати, единая ставка подоходного налога (те же 13 процентов) уже давно работает в России. Вы обсуждали с министром по налогам России господином Букаевым результаты ее применения?
-- Конечно. Нам удалось достаточно подробно побеседовать с ним на эту тему в сентябре прошлого года. Букаев сказал однозначно: несколько месяцев будут проблемы с наполнением местных бюджетов (в которые, собственно, поступает подоходный налог). Но в целом вы выиграете: постепенно увеличатся отчисления, вырастут и, главное, выйдут из тени зарплаты.
-- А мы будем проводить налоговую амнистию?
-- Будем. Это важная составляющая налоговой реформы. Сейчас мы разрабатываем закон, который подробно распишет принципы ее проведения.
-- И когда же?
-- Мы планируем принять все базовые налоговые законы к июню. А после этого можно выносить на рассмотрение парламента уже весь Налоговый кодекс. Какие у депутатов могут возникнуть возражения, если все основные законы-статьи уже приняты?
В мае правительство начнет разрабатывать бюджет на следующий год. И мы намерены это делать уже на новой налоговой основе. Вот как сильно я убежден в том, что все необходимые законы будут приняты (при этих словах Азаров даже улыбнулся. Как-то со значением. -- Авт. ).
Так что в 2004 году наступит очень удачный момент для проведения налоговой амнистии: будет создан максимально благоприятный финансовый климат, который может привлечь в украинскую экономику не только иностранный капитал, но и те деньги, которые наши сограждане вывезли за границу. Сейчас эти средства работают на благо других государств А могут поработать и на Украину.
-- То есть налоговая амнистия «потрясет» страну тоже в следующем году. И как она будет проводиться?
-- Предполагается, что в течение года мы не будем применять санкции за уклонение от уплаты налогов к людям, которые добровольно задекларируют свои зарубежные капиталы и вернут их в страну. Скорее всего, мы возьмем своего рода «регистрационный» сбор -- скажем, 2 процента амнистированной суммы.
-- И сколько денег в результате может вернуться в Украину?
-- Мы ожидаем, что за следующий год в страну вернется полтора--два миллиарда долларов. А прямые поступления в бюджет обеспечит регистрационный сбор -- два процента этой суммы (30--40 миллионов долларов. -- Авт. ).
Как видите, налоговая реформа сейчас движется так быстро, как никогда раньше.
-- И как вам только это удалось?
-- Правительство вместе с депутатами создало достаточно активную рабочую группу, и мы РАБОТАЛИ. Кроме того, обладая полномочиями и первого вице-премьер-министра, и министра финансов, я мог оперативно и, главное, эффективно решать все проблемы. Прямо в своем кабинете. Это, как минимум, помогло избежать затяжных согласований. Так что совмещение было дальновидным решением Президента Украины.
-- А ведь были противники совмещения этих двух должностей
-- Это не самая страшная проблема, с которой нам пришлось столкнуться. У нового правительства три-четыре месяца ушло только на решение насущных проблем, которые просто мешали нам нормально работать
-- Вы имеете в виду санкции FATF?
-- И не только. Если вы помните, весь прошлый год шли разговоры о сокращении расходов бюджета — секвестре. Новое правительство «унаследовало» в ноябре ситуацию достаточно критическую: дефицит финансовых ресурсов составлял около 8--8,5 миллиарда гривен! Однако нам все-таки удалось закончить прошлый год без долгов по всем социальным выплатам.
А с этого года мы впервые перешли на автоматическое выполнение расходных статей бюджета. Существует бюджетная «роспись», которую беспрекословно исполняет Государственное казначейство. Ни правительство, ни Министерство финансов сейчас не вмешиваются в распределение денег. Теперь ни под моей дверью, ни под дверью премьер-министра нет толп просителей, которые нуждаются в деньгах, дотациях, доплатах Кстати. к 31 марта все расходные статьи бюджета были полностью профинансированы.
Ну и конечно же, санкции FATF, которые «свалились» на нас в декабре. Это был сильнейший удар по имиджу страны. Но нам удалось найти общий язык с парламентом и оперативно принять все необходимые законы. Более того, 16 апреля в Украине будет проводиться международный семинар по борьбе с отмыванием грязных денег. А это значит, что нам есть что показать международным экспертам.
-- Но мы все еще в «черном» списке
-- Быстро такие ситуации не решаются. Но я думаю, что выводы апрельского семинара станут весомым аргументом за исключение нашей страны из «черного» списка.
-- Насколько я понимаю, после существенного снижения ставок основных налогов первые несколько месяцев следующего года Украина будет испытывать некоторые финансовые трудности
-- Правильно. Но мы собираемся компенсировать это полной отменой налоговых льгот. Получится ли это? Многое зависит от «доброй воли» парламента.
-- И сколько вы рассчитываете собрать в 2004 году?
-- Сейчас доходная часть бюджета составляет около 50 миллиардов гривен. В следующем году мы планируем получить около 55 миллиардов.
-- И это при снижении-то ставок! За счет чего?
-- В первую очередь, за счет оживления экономики. Этому будут способствовать снижение налогового давления и выход финансовых оборотов из тени. Мы ожидаем, что в следующем году ВВП вырастет на 7--8 процентов.
Кроме того, мы планируем за два года повысить среднюю зарплату на 25 процентов. А это приведет к увеличению покупательной способности жителей нашей страны и оживлению производства.
В целом снижение налогового пресса и улучшение имиджа Украины должны поспособствовать привлечению инвестиций в страну.
-- А что, кредиты мы больше брать не будем?
-- Как вы знаете, не так давно был повышен международный кредитный рейтинг Украины. Это значит, что в нашей стране стабильная финансовая ситуация и мы -- достаточно надежный заемщик. Поэтому Украина может себе позволить делать займы тогда, когда ей это будет ВЫГОДНО. Нам уже не нужно одалживать деньги на любых условиях. Это очень сильная позиция страны.