Мир

Не исключено, что скоро сотрудникам гаи снова разрешат изымать у водителей права и снимать с автомобилей номерные знаки, а штрафы за некоторые нарушения превысят тысячу гривен

0:00 — 12 апреля 2003 eye 196

Уже почти год украинские водители чувствуют себя на автодорогах вольготно. В мае 2001 года Верховная Рада приняла закон, запрещающий сотрудникам ГАИ отбирать у водителей права, снимать с автомобилей номерные знаки и ставить машины на штрафплощадку. А карать нарушителей теперь могут только суды. Однако вскоре все может измениться. Не исключено, что уже в четверг народные депутаты рассмотрят в первом чтении два законопроекта о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях. Один из проектов предложен Министерством внутренних дел, второй -- депутатом Владимиром Мазуренко. Оба законопроекта предлагают ужесточить ответственность за многие нарушения правил дорожного движения.

По словам первого заместителя госсекретаря МВД Украины Михаила Корниенко, министерство предлагает вернуть инспекторам ГАИ право штрафовать водителей на месте правонарушения. Ведь сейчас суды завалены админпротоколами на нарушителей, и судьи не в состоянии их рассмотреть (иногда это сто-двести протоколов в день). С 2001 года треть дел так и не была рассмотрена, а виновные избежали наказания. В результате резко возросло количество нарушений правил, участились трагедии на дорогах. В прошлом году произошло без малого 35 тысяч ДТП, в которых погибли почти 6 тысяч и травмированы 38 тысяч человек.

Однако МВД отказывается от практики взимать штрафы наличными. Если данный законопроект депутаты примут, инспектора ГАИ будут выписывать нарушителю квитанции, и водитель должен будет оплачивать их в Сбербанке. Чтобы нарушитель таки оплатил штраф, предлагается изымать у него водительское удостоверение -- пока не предъявит квитанцию об оплате. Кроме того, МВД просит законодателей опять разрешить ГАИ снимать номерные знаки с автомобилей, припаркованных в запрещенных местах, а в определенных случаях ставить транспортные средства на штрафплощадки.

На специальные площадки намерены ставить, прежде всего, крупногабаритные, тяжеловесные машины и автомобили, перевозящие опасные грузы, -- если нарушены правила, нормы и стандарты перевозки грузов и проезда таких автомобилей. Ведь такие нарушения могут стать причиной чрезвычайных ситуаций, разрушения или повреждения дороги, дорожных сооружений. Предполагается также предусмотреть в кодексе ответственность за самовольную установку на машинах разнообразных мигалок и «сирен» -- такие автомобили способны натворить на улицах немало бед, ведь их водители грубо нарушают правила, угрожая безопасности других участников движения. Если закон примут, то несанкционированные «мигалки» обойдутся водителю в 500--800 гривен штрафа.

А вот в законопроекте Владимира Мазуренко предусматривается увеличить (иногда в 20 раз) штрафы за некоторые грубые нарушения правил. Самое жесткое наказание может понести пьяный водитель -- штраф в размере от 50 до 100 необлагаемых минимумов, то есть до 1700 гривен (сегодня максимальный штраф -- 340 гривен). За превышение скорости от 20 до 50 километров в час, нарушение правил обгона и проезда перекрестков, проезд на красный свет предлагается штрафовать на сумму от 85 до 170 гривен, либо лишать водительских прав на срок до шести месяцев (сейчас штраф составляет 8,5--17 гривен). Штраф за превышение скорости более чем на 50 километров в час может составить от 170 до 255 гривен. Либо водителя лишают прав на срок от двух до шести месяцев. Если же водитель не пропустил пешехода на переходе, он может быть оштрафован на 34 -- 85 гривен (сейчас -- до 17 гривен). За создание аварийной ситуации предлагается наказывать штрафом в размере от 136 до 255 гривен или лишением прав на срок до одного года (сейчас -- 34--68 гривен). Если водитель не согласен с решением инспектора, протокол по-прежнему станут передавать в суд.

Авторы обоих проектов уверены, что принятие нового закона, ужесточающего ответственность, позволит улучшить ситуацию на дорогах и уменьшить количество аварий. Последнее слово за народными депутатами.