Благодаря личному вмешательству Леонида Кучмы удалось решить проблему создания в Украине Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии Министерства здравоохранения
О судьбе маленького мальчика из Владимира-Волынского, которого спасли киевские специалисты, а также о ситуации, сложившейся в детской кардиохирургии Украины, «ФАКТЫ» писали в минувшем году (материал «Никто из хирургов не хотел оперировать нашего новорожденного Сережку, считая, что такой сложный порок сердца исправить нельзя», 1 ноября, 2002). После выхода статьи Президент Украины дал поручение разобраться, почему Центр кардиохирургии новорожденных Института сердечно-сосудистой хирургии АМН Украины не получает достаточного финансирования. Вопрос рассмотрели Верховная Рада Украины, Кабинет министров, Министерство здравоохранения. Результат усилий всех ветвей власти -- создание Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии Министерства здравоохранения Украины. Министр здравоохранения Андрей Пидаев назначил директором этого центра известного кардиохирурга доктора медицинских наук Илью Емца.
-- Я не устаю повторять: если врожденный порок сердца исправить в раннем возрасте, буквально в первые дни или месяцы жизни, то ребенок вырастет практически здоровым, -- говорит Илья Емец. -- Каждый год в Украине рождается около шести тысяч детей с пороками сердца. Без хирургической помощи треть из них умирает, не дожив до года. А тех, кого мы оперируем, в 95% случаев удается спасти даже при самых сложных пороках. Одного из первых пациентов нашего отделения -- Мишу Кикотя -- мы, так же, как и Сережу, прооперировали в первый месяц после его рождения по поводу очень сложного порока. Теперь мальчику двенадцатый год, и сердце у него в порядке.
Сережке, герою публикации «ФАКТОВ», исполнился год и три месяца. Мальчонка бегает, лопочет, аппетит у него отменный.
-- Мы нарадоваться не можем на Сережу и понимаем, что все могло быть по-другому, -- говорит бабушка малыша Лилия Анатольевна. -- Все врачи считали, что спасти ребенка невозможно, говорили, что он «не жилец». Мальчик синел и задыхался. Из Владимира-Волынского, где мы живем, внука отправили в Луцк. Определив, насколько сложный у него порок сердца, снарядили реанимобиль в Киев, в Институт сердечно-сосудистой хирургии. Сережа оказался там на третий день жизни. Илья Николаевич Емец, детский кардиохирург, провел сложнейшую операцию, которую, как считают специалисты, можно поставить на ступеньку выше, чем пересадка сердца. Хирургу пришлось конструировать сосуды и восстанавливать перегородку сердца. Удалось. Никакие лекарства сейчас Сережа не принимает. Чувствует себя хорошо. В ближайшее время мы хотим приехать в Киев на консультацию к Илье Николаевичу.
На пресс-конференции, состоявшейся в Министерстве здравоохранения Украины, журналистов ознакомили с Постановлением Верховной Рады, касающимся оснащения центра кардиохирургии новорожденных. В нем говорится, что центр должен взять на себе функции профильного учреждения здравоохранения, создать сеть кардиохирургической помощи детям раннего возраста. Он будет подчиняться Минздраву, функционировать как отдельное юридическое лицо на базе Института сердечно-сосудистой хирургии АМН Украины, и, в соответствии с распоряжением Кабинета министров, получит также новое здание, которое предстоит переоборудовать.
-- Уже выделены деньги на покупку аппаратуры, -- продолжает Илья Емец. -- Предполагается отремонтировать помещения для центра. На этой неделе мы получили ценнейший подарок от Национального фонда «Украина -- детям», почетным президентом которого является Людмила Николаевна Кучма -- систему мониторинга для наблюдения за физиологическими параметрами пациентов. Такая система необходима для того, чтобы после сложной операции контролировать состояние ребенка.
-- Это уникальное оборудование, и его аналогов в Украине пока нет, -- говорит директор фонда «Украина -- детям» Владимир Авраменко. -- Известно, что даже после виртуозно сделанной операции угроза жизни малыша остается. В реанимации ребенок фактически еще между жизнью и смертью. Если же работа его сердца и других органов ежеминутно находится под контролем современной аппаратуры, то шансы выжить у детей становятся намного выше. Стоимость системы мониторинга -- 590 тысяч гривен. Уверены, что эти траты не напрасны.
Хирурги не боги. Но часто именно от их профессионализма зависит, жить появившемуся на свет ребенку или умереть, а еще -- от того, в каких условиях работают врачи.