Вряд ли кого-то в нашей стране можно удивить открытием нового предприятия. Ежедневно в Украине их открываются сотни, если не тысячи. И все же новость о регистрации нового ЗАО «Никопольская трубная компания» следует признать неординарной. Причем не только для стотысячного Никополя -- города трубников. Но и для всей страны. Дело в том, что новое предприятие создано на базе цеха N2 Никопольского южнотрубного завода.
Легендарный цех, выпускавший столь же легендарную продукцию, в том числе и для советской оборонки, сегодня переживает второе рождение, на которое после долгих простоев уже никто и не надеялся.
С начала строительства в 1940 году цех был гордостью Советского Союза. В послевоенные годы на возведение самого большого в СССР трубопрокатного стана -- «стана 350» -- работала вся страна. Первую продукцию второй цех дал в ночь на 28 сентября 1947 года. Прокатанные в цеху трубы использовали авиастроители и судостроители, как гражданские, так и военные, почти все отрасли советской оборонки, зарождавшаяся в 60--70-е годы атомная энергетика. Некоторые виды продукции были уникальными для СССР -- трубы из высоколегированных и нержавеющих марок стали, а также из сплавов на основе титана.
С приходом экономического кризиса 90-х, когда основные потребители продукции завода в СНГ стали жить по принципу «не до жиру -- быть бы живу», цех столкнулся с серьезными проблемами. Наработанные в советское время хозяйственные связи были потеряны, заказов практически не поступало. То, что в былые времена составляло предмет гордости, в эпоху рыночных отношений превратилось в проблему. Цех был изначально ориентирован на выпуск специфической продукции со сравнительно небольшими рынками сбыта. Некоторые рынки вообще исчезли. Например, оборонка или судостроение.
К тому же заготовка для труб из специальных марок стали -- редкая и дорогая. Для ее закупки необходимы значительные оборотные средства. Да и приобрести ее можно далеко не на каждом металлургическом предприятии. Что же касается легендарного «стана 350», то он был построен в Румынии еще до войны и достался никопольчанам как часть послевоенных репараций. Отработал стан без малого полвека, да и остальное оборудование не молодеет. В 1998 году завод нашел возможность произвести капитальный ремонт цеха, но то было последнее масштабное мероприятие такого рода.
Как бы там ни было, в новый век цех вступил в кризисном состоянии -- без рынков сбыта и хозяйственных связей, без надлежащего сырьевого обеспечения, но с огромными долгами по зарплате рабочим, в бюджет и Пенсионный фонд. В это время на заводе шел процесс реструктуризации, и другие цеха, преобразованные в самостоятельные трубные предприятия, заработали стабильно. Пришедшие туда инвесторы выплатили задолженность по зарплате, рассчитались с бюджетом и Пенсионным фондом, наладили обеспечение производства, вложили средства в техническое перевооружение, обеспечили стабильную выплату текущей заработной платы, причем зарплаты очень даже неплохой. Нико Тьюб, НЗНТ (завод нержавеющих труб), ЮтиСт -- на эти предприятия цех смотрел с завистью и надеждой на приход инвестора.
В августе 2002 года, после полугодичного простоя, цех предпринял последнюю попытку организовать самостоятельную работу. Однако итоги работы, подведенные через два с половиной месяца Государственным трубным институтом, были неутешительными. За этот период было выпущено 1,5 тысячи тонн труб, что явно недостаточно для того, чтобы работать без убытков. Поэтому накопились новые долги: общая кредиторская задолженность возросла в три раза, задолженность по зарплате -- на 76 процентов, перед бюджетом -- на 66 процентов.
Попытка наладить стабильную работу силами самого цеха подтвердила печальную истину: при нынешнем состоянии оборудования и ситуации на рынке труб и заготовок это невозможно. Для того чтобы мощности работали без убытков, необходимо наладить производство на уровне как минимум 2 тысячи тонн труб в месяц. А для этого необходимо обладать не только средствами, но и опытом управления подобным производством, а также иметь рынки сбыта. Продукция же, как упоминалось ранее, у цеха весьма специфическая. И не каждая компания может эти рынки сбыта найти. Особенно если учитывать нынешнюю ситуацию на рынке труб.
Впрочем, если бы проблемы были только в этом! Летом прошлого года возле цеха появилась днепропетровская компания «ТСВ-груп», которая должна была обеспечивать цех трубной заготовкой и реализовывать его продукцию. Как уже упоминалось, эти обязательства выполнены не были. Объемы заказов были недостаточными для обеспечения безубыточной работы цеха. Да и перебои с обеспечением трубной заготовкой были. Причем, серьезные. Зато «ТСВ-групп» оказалась главным «фигурантом» в истории с никариновыми оправками.
История следующая. 8,8 тонны никариновых оправок, находившихся в собственности ОАО «НПТЗ», были предложены второму цеху за 40 тысяч гривен. НПТЗ, понимая, насколько сложно в нынешних условиях обеспечить загрузку цеха, пошел на продажу оправок по минимальной цене. Ведь оправки -- необходимый элемент в производственном цикле цеха N 2. Поскольку собственных оборотных средств у цеха не было, «ТСВ-групп» выступила посредником в этой операции.
Вот что писала 7 декабря 2002 года днепропетровская областная газета «Днепр вечерний»: «Фирма «ТСВ-групп» перещеголяла охранников из анекдота. У безденежного предприятия с огромными долгами по зарплате, рабочие которого недавно пикетировали заводоуправление, требуя каких-то выплат, она сумела взять 667480 гривен. Каким образом? За 707040 гривен продала ему те 8,8 тонны оправок, получив в 18 раз больше, чем заплатила за них, хотя изделия продолжали находиться в том же месте без движения Как сообщил директор по экономической безопасности ОАО «Никопольский южнотрубный завод» С. Ширнин, документы, связанные с этой сделкой, переданы в правоохранительные органы на экспертную оценку Но и так ясно, что уголовных деяний здесь не предусматривается. Аморально? Да!»
Аморально хотя бы потому, что цех получил увеличение кредиторской задолженности примерно на 600 тысяч гривен. Председатель независимого профсоюза цеха Юрий Кузнецов назвал эту комбинацию «откровенным обманом цеха». И его правоту трудно оспорить.
Были моменты, когда казалось, что цех N 2 превратится в музейный экспонат. И что о нем будут вспоминать только в прошедшем времени. И что если цех вызовет чей-то интерес, то это будут какие-нибудь историки или краеведы. Даже когда наблюдательный совет НПТЗ принял решение создать на базе второго цеха предприятие с привлечением инвестора, в успех мероприятия не очень-то верилось. В самом деле, редкий инвестор захочет потянуть за собой шлейф кредиторской задолженности и долгов по зарплате, сформировавшейся во время работы цеха в составе НПТЗ. На ремонты оборудования нужны достаточно большие средства. Обеспечить новое предприятие трубной заготовкой -- это тоже вложения, которые необходимо сделать сразу, а эффекта ждать довольно долго.
По подсчетам специалистов, объем инвестиций, необходимых для организации безубыточной работы предприятия, составляет около 30 миллионов гривен, а срок их окупаемости -- шесть-семь лет. После заседания наблюдательного совета, в октябре прошлого года, директор НПТЗ Дмитрий Белокуров говорил: «Инвестор -- это структура, которая должна идти на большие затраты осмысленно, с открытыми глазами. Он должен иметь известность, доброе имя и репутацию, стабильное и прочное положение на рынке труб, иметь значительные финансовые ресурсы. Но даже если инвестор будет соответствовать этим требованиям, ему все равно придется сложно. У проблем второго цеха -- самого большого в своем роде на всем пространстве бывшего Союза -- и размах соответствующий. Слишком велики на сегодняшний день объемы работ, которые предстоит провести по ремонту оборудования, обеспечению заготовкой, продвижению на рынки сбыта, поиску заказчиков и установлению с ними прочных контактов. Поэтому надеяться на то, что инвестор придет и сразу решит все проблемы, нельзя. Предстоит большая и сложная работа».
И все-таки инвестор для второго цеха нашелся. Наблюдательный совет НПТЗ утвердил бизнес-план создания ЗАО «Никопольская трубная компания», разработанный объединением банка «Кредит-Днепр» и фирмы «Байп». «Кредит-Днепр» хорошо известен никопольчанам как управляющая компания ОАО «Никопольский завод ферросплавов», где и зарплаты значительно выше среднегородских, и выплачиваются они регулярно. «Байп» специализируется на реализации украинских труб в дальнем зарубежье -- на Ближнем Востоке, в Азии, Африке и Америке, имеет долгосрочные договорные отношения с производителями трубной заготовки, а также с крупнейшим производителем труб в Украине -- корпорацией «Интерпайп».
Но главное -- инвесторы не строят воздушных замков и полностью отдают себе отчет в том, что возрождение цеха -- процесс сложный и долговременный. «Для любой компании, -- говорит председатель правления банка «Кредит-Днепр» Игорь Солнцев, -- главной целью деятельности является получение прибыли. Мы также преследуем эту цель. Однако мы в то же время учитываем масштабность и сложность проекта, необходимость решения социальных проблем. Поэтому мы взяли на себя обязательства не только по техперевооружению, но и по погашению задолженности по заработной плате (а это 2,7 миллиона гривен). Но первоочередная наша задача -- обеспечение безубыточной работы предприятия, то есть достижение того уровня производства, который был определен специалистами трубного института -- минимум 2 тысячи тонн труб в месяц. Достижение этой цели предполагает обеспечение нового предприятия необходимыми оборотными средствами, трубной заготовкой, энергоносителями. И самое главное -- обеспечение возможности реализации этой продукции в необходимых объемах. Проанализировав ситуацию на рынках и свои возможности по обеспечению работы предприятия, мы пришли к выводу, что проект по цеху N 2 -- реален и мы сможем обеспечить такой объем выпуска и реализации продукции, который позволит предприятию работать без убытков».
Правда, первый месяц работы наступил не так скоро, как рассчитывали и надеялись и инвесторы, и рабочие. Предусмотренные законом процедуры увеличили срок регистрации предприятия на полтора месяца. Получилось, что инвесторы внесли деньги в уставной фонд нового ЗАО еще в январе, а регистрация состоялась только недавно, в апреле. Однако переходный период пережили. Не в последнюю очередь благодаря тем же инвесторам, которые еще до регистрации ЗАО начали выполнение своих инвестиционных обязательств, в частности, выплату долгов по зарплате.
Как бы там ни было, сегодня, после госрегистрации, «Никопольская трубная компания» имеет все основания начать работу. То, что еще полгода назад казалось невозможным -- возрождение легендарного второго цеха, в котором разуверились, пожалуй, все, за исключением его рабочих, -- теперь стало реальностью. Разумеется, и инвесторы, и сотрудники цеха понимают, что «светлое будущее» не наступит завтра. Но верят в то, что объединение усилий даст реальный результат.
-- Ситуация в трубной отрасли сейчас не самая благоприятная, -- говорит Игорь Солнцев. -- Это связано с рядом ограничений как на российском рынке, так и на рынках Евросоюза и Восточной Европы. Организация стабильной работы цеха N 2 на долгосрочный период -- задача непростая, это понимает и руководство НПТЗ, и работники предприятия, и профсоюзы. Но я уверен, что, объединив усилия, мы сможем ее решить.