Происшествия

Три года виталий шикоряк оставался в неведении, что фотографию его сынишки «макдональдс» использует в своей рекламе по всей украине

0:00 — 15 апреля 2003 eye 376

Киевлянин требует компенсацию в размере 100 тысяч долларов. Сегодня Дарницкий районный суд Киева приступит к рассмотрению его иска к дирекции сети ресторанов

Обедая в популярном ресторане быстрого питания Макдональдс, мы практически не обращаем внимания на развешанные там рекламные плакаты и бумажные листовки с изображением детей. Но представьте: берете с подноса гамбургеры, пепси-колу, мороженое, а под ними на рекламной бумажке красуется фото вашего Петечки, или Ванюши, или Зоеньки -- с жирными отпечатками на глазках и кофейными следами на щечках!… Возмутился и киевлянин Виталий Шикоряк. Сегодня Дарницкий районный суд Киева приступит к рассмотрению его иска к дирекции сети ресторанов McDonald's в Украине, которая использовала в рекламных целях фотографию его четырехлетнего сына Димы.

Отцу мальчика предложили 500 долларов в качестве компенсации морального ущерба

На открытие нового ресторана на Минском массиве столицы в 1999 году компания «Макдональдс» пригласила ребятишек из соседних детсадов. Со своей группой пришел и Димочка Шикоряк. Дети играли, угощались сладостями и не замечали, что вокруг ходит какой-то дяденька и их фотографирует. Три года спустя Виталию Иосифовичу, отцу Димы, позвонили родственники из Ялты и поздравили: «Твой сын -- суперзвезда!» «Какая еще звезда?» -- не понял Виталий Иосифович. Родственники рассказали ему: только что, обедая в местном Макдональдсе, сидели аккурат напротив изображения Димочки -- ослепительно улыбающегося, в симпатичном фраке…

Поняв, что фотографию его сына незаконно использовали в рекламной кампании, Виталий Шикоряк решил добиться справедливости. Он с фотоаппаратом обошел несколько киевских «Макдональдсов» и действительно в семи из них, расположенных в спальных районах, обнаружил фото своего мальчугана. Со сделанными снимками он направился в офис компании «Макдональдс» в Украине.

-- Меня встретили два юриста, -- вспоминает Виталий Иосифович. -- Извинились за недоразумение (якобы они не знали, что фотография не была согласована с родителями «модели»), пообещали снять фото моего Димы с рекламных щитов и предложили 500 долларов в качестве компенсации морального вреда. Но я не понял их «арифметики», к тому же мне не понравилось, как со мной разговаривали. И принял решение добиваться правды через суд. Ведь дирекция «Макдональдс» нарушила Закон Украины» О рекламе» (запрещается использовать в рекламных целях фотографии граждан, сделанные без их согласия).

«Мы просто тиражировали понравившийся нам кадр»

Истец требует взыскать с ответчика около 100 тысяч долларов -- по представлениям его адвоката, такова дневная сумма выручки сети ресторанов «Макдональдс» в Украине (ведь фото Димы растиражировано по всей стране!). Я связалась с украинским офисом «Макдональдса», чтобы узнать мнение компании на этот счет.

-- Макдональдс не имеет никакого отношения к нарушению Закона «О рекламе», -- утверждает менеджер по связям с общественностью Юлия Митрофанова. -- Дело в том, что нашей рекламной кампанией в 1999 году занималось рекламное агентство «Имидж GGK». Это их вина, что фотограф не взял разрешение у родителей мальчика. Мы просто тиражировали наиболее понравившийся нам кадр из фотосессии. Проще простого было бы теперь «перевести» обвинение на «Имидж GGK», но проблема в том, что, к сожалению, это агентство уже прекратило свое существование…

По словам Юлии Митрофановой, юрист украинского офиса компании «Макдональдс» Артур Плескач первоначально предлагал пострадавшей семье 500 долларов, потому что именно столько, по расценкам модельного бизнеса, стоит сняться у профессионального фотографа. А что сам Димочка? Рассудив, что ему уже семь лет и он вполне может иметь собственное мнение, я попросила Виталия Иосифовича подозвать его к телефону и задала вопрос: нравится ли мальчишке видеть свое изображение в рекламе «Макдональдса»? «Нравится, -- ответил мне Дима. -- Я там такой красивый получился… Не понимаю, зачем папа все это затеял, и почему мы больше не ходим в Макдональдс».

Что так рассуждает ребенок -- понятно. Но странно, что такими же соображениями руководствовались взрослые дяди, «отправившие» лицо мальчика на подносы с бутербродами…