Политика

Народные депутаты могут привлекаться к административной ответственности без согласия верховной рады

0:00 — 16 апреля 2003 eye 478

Правда, лишь в случае, если предупредительные меры и взыскания за совершенное парламентариями правонарушение не связано с их задержанием или арестом

Александр ГАЛУХ

«ФАКТЫ»

Некоторое время назад глава государства обратился в Конституционный суд с просьбой дать разъяснения понятию «неотложный прием», а также праву народного депутата беспрепятственно посещать административные здания и служебные помещения Администрации Президента и возможности привлечения парламентария к административной ответственности. Вчера Конституционный суд обнародовал решение по представлению Президента об официальном толковании ряда положений Закона «О статусе народного депутата Украины».

Обыскивать или задерживать парламентария без санкции Верховной Рады запрещается

Согласно действующему законодательству парламентарии пользуются правом безотлагательного приема как у руководителей госструктур, так и у директоров предприятий, организаций, независимо от форм собственности. Народные депутаты трактуют данную норму однозначно: по первому требованию любой руководитель обязан немедленно принять их без предварительного согласования сроков и продолжительности аудиенции. 24 сентября 2002 года в ходе осенних акций протеста около 50 народных депутатов во главе с Юлией Тимошенко, Александром Морозом и Петром Симоненко, ссылаясь на закрепленные законом права народного избранника, ворвались в здание президентской администрации и потребовали немедленной встречи с Леонидом Кучмой.

Глава Администрации Президента Виктор Медведчук, вышедший к оппозиционерам с депутатскими мандатами, попросил их покинуть помещение, а на встречу с Леонидом Кучмой делегировать на следующий день двух-трех народных депутатов для обсуждения сложившейся ситуации. При этом слова Виктора Медведчука о том, что действия парламентариев мешают нормальной работе главы государства, оппозиционеры не услышали и, объявив голодовку, расположились на ночлег прямо на ступеньках администрации. На следующее утро делегатов от оппозиции принял Леонид Кучма. Выслушав все, что они хотели сказать, Президент заявил, что уходить в отставку не собирается. На том, как говорится, и порешили. Если не считать возбужденного Генпрокуратурой второго уголовного дела по факту захвата и блокирования части государственного здания, которым является Администрация Президента.

Первое дело, в котором фигурировали Юлия Тимошенко, Петр Симоненко и Александр Мороз, касалось захвата народными депутатами телестудии Первого национального телеканала. Произошло это вечером 23 сентября 2002 года. Тогда парламентарии полтора часа блокировали студию УТ-1, требуя предоставить им прямой эфир. Незваных гостей пропустили, поскольку народный депутат действующего созыва при предъявлении удостоверения может беспрепятственно посещать любые объекты, будь то Администрация Президента или атомная электростанция. При этом обыскивать или задерживать парламентария запрещается.

Право народного депутата беспрепятственно заходить куда угодно, не распространяется на помещения, в которых находится Президент

Итак, согласно решению Конституционного суда, положения закона о статусе народного депутата, касающиеся немедленного приема парламентария должностными лицами, руководителями предприятий и организаций, независимо от их подчинения и форм собственности, не распространяются на Президента Украины. Иначе говоря, народные депутаты могут обращаться к главе государства с просьбой о безотлагательной встрече, но решение об этом он принимает по собственному усмотрению. Другие же представители органов государственной власти, руководители предприятий, общественных организаций должны безотлагательно принимать народных депутатов, но только после согласования времени и места встречи.

Кроме того, Конституционный суд подтвердил право народного депутата беспрепятственно посещать все учреждения и организации, независимо от их форм собственности и режима секретности. Однако народные депутаты должны учитывать, что на некоторых объектах установлен специальный режим доступа, требующий, в частности, предъявления или оформления других документов (а не удостоверения парламентария), проверки вещей, личного досмотра и т. д. Однако право народного депутата беспрепятственно заходить куда угодно не распространяются на помещения, в которых находится Президент, поскольку в его обязанности, определенные Конституцией, не входит обязанность принимать народного депутата. Впрочем, данное предупреждение не касается возможности беспрепятственного посещения народными депутатами Администрации Президента.

Конституционный суд также пришел к выводу, что народный депутат может быть привлечен к административной ответственности без согласия Верховной Рады в том случае, если предупредительные меры и взыскания за совершенное правонарушение не связаны с задержанием или арестом парламентария.