Происшествия

Вечно скитавшийся по квартирам в москве и петербурге петр ильич чайковский говорил, что только в каменке на украине чувствует себя дома и может оставаться самим собой

0:00 — 2 августа 2003 eye 766

Год 110-летия со дня смерти великого композитора для его бесценного фортепиано в каменском музее может оказаться последним

О том, что музею Чайковского в Каменке приходится туго, я узнала от побывавшего там туриста из Австрии. Поклонник великого композитора ахал и охал, рассказывая о том, что минувшей зимой сотрудники музея чуть ли не собственным дыханием обогревали комнату, где стоит бесценный экспонат -- личное фортепиано Петра Ильича.

«В окрестных селах вам скажут: «Лебединое» -- это сказка их озера»

Директор музея Галина Таран не торопится рассказывать корреспонденту «ФАКТОВ» о своих бедах, а ведет меня по комнатам, как экскурсанта. Галина Михайловна родилась и выросла в Каменке, поэтому знает экспозицию музея со школьных лет. Но больше других экспонатов ее поражали посмертные маски Пушкина и Чайковского. С трудом представлялось, что эти гении гуляли, как простые смертные, по аллеям каменского парка, сидели в комнатах зеленого домика, как называли его владельцы усадьбы. И уж, конечно, не предполагала, что станет хранительницей их памяти.

Сначала Галина Михайловна была экскурсоводом в музее. Теперь она здесь директор, хотя ей больше подходит статус хозяйки дома -- такая аура у этого музея, такая у него история.

Основанная в XVII веке беглыми крепостными, Каменка много раз переходила из рук в руки царедворцев, пока князь Потемкин Таврический не подарил ее своей племяннице -- Екатерине, по первому браку Раевской, по второму Давыдовой. Объединившись, два рода сделали Каменку одним из культурных центров империи. Здесь собирались будущие декабристы, обсуждая жизнь своего тайного общества, сюда приезжал близкий им по духу Пушкин, который и теперь скульптурно «присутствует» в усадьбе.

Сестра Петра Ильича Чайковского вышла замуж за одного из сыновей декабриста Василия Давыдова. Рожденный во время ссылки, он прав владения не имел, но по приглашению брата Николая стал управляющим имения и поселился с семьей в одном из флигелей. Символично, что впоследствии в этом флигеле обосновалась детская музыкальная школа.

-- К сестре в Каменку Петр Ильич приезжал 28 лет подряд, -- рассказывает Галина Михайловна. -- Если его спрашивали, куда он едет, а он отвечал, что домой, это значило -- в Каменку. Вечно скитавшийся по съемным квартирам в Петербурге, Москве, здесь он чувствовал себя дома. И настолько свободно, что люди, казалось бы, хорошо его знавшие, просто не узнавали Петра Ильича! Обычно Чайковский был столь замкнутым, что даже будучи приглашенным в гости, долго не решался позвонить у двери в колокольчик. А от необходимости знакомства с новым человеком буквально страдал. В Каменке же Петр Ильич слыл затейником и заводилой.

-- Некоторые источники утверждают, что в Каменку Чайковский отправился, придя в ужас от отношений с женой -- уже через две недели после свадьбы! Здесь же был очарован племянником Володей, чувство к которому многие годы питало творчество композитора.

-- С женой Петр Ильич разъехался в 1877-м, а в Каменке бывал с 1865-го. Жена его Антонина приезжала к Александре Ильиничне жаловаться на мужа, и та была сначала на ее стороне. Однако потом поняла: брата нужно принимать таким, каков он есть. Что же касается племянников, Петр Ильич их всех любил. И «Щелкунчика» написал сначала только для них. Володю же как раз оберегал от людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Но, видимо, эта беда была у них в роду.

Я вот что хочу сказать: если нам во время экскурсии задают подобные вопросы, мы считаем, что что-то сделали не так. Петр Ильич как-то сказал, что не хотел бы быть знакомым со Львом Толстым, поскольку писатель для него -- это «Война и мир». Точно так же Чайковский -- это «Лебединое озеро», «Евгений Онегин», «Времена года» и все то, что нас потрясает и возвышает…

-- Кстати, о «Временах года» -- какие же места вы себе представляете, слушая их? -- прошу я припомнить свою собеседницу.

-- Дело здесь не в конкретных пейзажах, а в тональности. Если случаешь концерт, скажем, в Киеве, то чувствуешь: это наши, каменские, дожди, снега. И зной, и ветер…

-- А может, это вам кажется?

-- Ой, что вы! В окрестных селах люди обязательно вам скажут: «Лебединое» -- это сказка их озера. А украинская тема звучит во многих произведениях Петра Ильича -- если быть точной, то в 32.

«Экспонаты музея гибнут на глазах… »

-- Но вряд ли Чайковскому так хорошо работалось бы в Каменке, если бы его бытом не занималась сестра, -- продолжила Галина Таран. -- Из старой прачечной сделали домик в три комнаты, где жил композитор со своим слугой. И фортепиано, которое стоит теперь в музее, купили специально для Петра Ильича -- хороший немецкий инструмент. В семье был рояль, но сестра хотела, чтобы Петр Ильич имел в своем распоряжении отдельный инструмент. Днем композитор работал, а по вечерам мог музицировать для себя -- после перенесенного нервного срыва доктора запретили ему нагрузки перед сном.

-- Выходит, инструмент пережил тут и войну?

-- Нет. Во время войны в этом помещении был офицерский клуб, а инструмент, проданный в свое время управляющим Давыдовым каким-то зажиточным людям, находился в Киеве. Его разыскала бывший директор музея Мария Шкалиберда. При ней была собрана основная коллекция экспонатов -- где Мария Антоновна их только не доставала! Редкий двухтомник «Спутники Пушкина» выменяла на… сало, а это было в 40-е тяжелые послевоенные годы, когда в этих местах ох как непросто жилось. А теперь вот экспонаты гибнут на глазах.

По словам Галины Михайловны, для фортепиано требуется, чтобы температура в помещении не опускалась ниже 18 градусов тепла, а минувшей зимой столбик термометра едва-едва поднимался до восьми.

-- Годовой лимит на электричество выбрали, чтобы обогревать музей, но ведь грядет следующая зима, -- сетует директор. -- Нужно перестраивать систему отопления, а это больше 35 тысяч гривен -- откуда их взять? Финансируют нас только по зарплате, да и та у сотрудников музея мизерная. В нашей области два национальных заповедника -- в Чигирине и Каневе. Там смотритель получает столько, сколько у нас директор. Чайковский, выходит, недостоин стоять в ряду гениев, которыми гордится Украина?

А он так ее любил! И песни, и природу. Когда в Каменке расцветали ландыши, у него прибавлялось сил. Поэтому даже если в это время Петр Ильич был за границей, племянница Верочка посылала ему телеграмму: «Дорогой дядюшка, ландыши уже цветут». И к украинским талантам он был неравнодушен. Приглашенный на премьеру спектакля «Безталанна», он был так тронут игрой Марии Заньковецкой, что подарил актрисе серебряный веночек с надписью «Бессмертной -- от смертного». Это он-то смертный?

«Еще два--три года и уникальному инструменту будет все равно, кто на нем играет»

В ноябре весь мир отметит 110-летие со дня смерти Чайковского. При поддержке Центра международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации будет проведен конкурс юных музыкантов из провинциальных городов России и Украины, где жил и работал великий композитор. Патронируют конкурс Российский фонд поддержки исполнительского искусства и Украинский фонд содействия развитию культуры и искусств. Ребята-победители получат возможность учиться в музыкальных учебных заведениях России и Украины. Конкурс планируют сделать ежегодным и проводить в разных городах, с которыми была связана жизнь Петра Ильича Чайковского, но стартует он в Каменке. Здесь к этому готовятся.

Однако что будет дальше? Еще два--три года такого отношения к музею -- погибнут не только книги и антикварная мебель, но и инструмент, хранящий воспоминания о том, как под руками гения рождалась музыка, которая полтора века заставляет замирать сердца миллионов людей.

Уходя, я решила сфотографировать уникальный инструмент. Но без рук, порхающих по клавишам, он мертв. Чтобы сделать снимок, я попросила вошедшую в комнатку посетительницу сыграть… хотя бы гаммы! Женщина оказалась уроженкой Каменки, уехавшей с мужем на Камчатку. Теперь она в отпуске и пришла с детьми проведать Чайковского. Но чтобы сесть за его инструмент!.. К тому же фортепиано оказалось запертым. Принесли ключ, открыли, подняли крышку. Но женщина стушевалась: «Что вы, я не могу. Не смею… »

Галина Михайловна говорит, что за это фортепиано прежде садились, бывая в Каменке, только лауреаты конкурса имени Чайковского. Здесь бывали Григорий Орлов и Григорий Грицюк, Тамара Синявская… Так было. Но через пару лет инструменту великого композитора будет все равно, кто за него садится.