Происшествия

Известный киевский художник геннадий гутгарц в присутствии зрителей рисует полотна телами обнаженных девушек, обмазывая их краской и прикладывая к холсту

0:00 — 2 августа 2003 eye 2303

После подобных шоу некоторые мужчины просят, чтобы картины были созданы с помощью тел их возлюбленных

Зрелище, которое носит необычное название «экшен-пентинг» -- создание картины в присутствии зрителей, -- завораживает. На сцене устанавливается огромный холст, на который под музыку художник небрежно наносит мазки. Потом появляется модель -- полуобнаженная девушка с привлекательными формами. Несколько мгновений -- и ее тело покрыто краской с головы до пят. И вот наступает кульминация: с помощью ассистентов художник прикладывает девушку к холсту. На нем остаются очертания лица, груди, живота, ног, которые гармонично вливаются в общую гамму мазков и пятен. Между тем это только начало…

«Чтобы раскрепостить модель, предлагаю ей немного подвигаться под музыку в обнаженном виде»

-- Интересно, после твоих выступлений ни у кого из зрителей не возникает соблазна попробовать себя в качестве модели? -- обращаюсь с вопросом к художнику Геннадию Гутгарцу, который стал одним из первых, кто удивил ночные клубы Киева своим необычным шоу -- экшен-пентинг.

-- Вообще мои первые выступления для публики оказались действительно чем-то необычным. Были восторг, удивление, но испытать себя в роли модели никто не отважился. Правда, в разгар лета, когда мое шоу проходило в одном из ночных клубов в Гидропарке, парочка смелых девушек таки нашлась. Все же это пока редкость. Видимо, люди еще не настолько раскрепощены. Зато было несколько случаев иного характера. После окончания шоу ко мне подходили люди и просили нарисовать картину с помощью тел их возлюбленных. Однако это должно было происходить у них дома, без лишних зрителей.

-- И ты выполняешь такие частные заказы?

-- Конечно. Во-первых, мне как художнику нравится сам процесс создания картины. Я люблю импровизировать. А новая обстановка, новая модель всегда дает повод для фантазии. Во-вторых, такие частные заказы -- это неплохая возможность пополнить бюджет. Не хочу называть конкретные цифры, но иногда за такую картину мои клиенты готовы выложить не одну сотню долларов. Это, безусловно, не тот уровень, что на Западе -- там такие картины стоят несколько тысяч долларов. К тому же многие холсты покупаются чуть ли не во время шоу. У нас же пока никто ни разу не изъявил желания купить картину, созданную на сцене клуба в процессе выступления. И тому много причин. Это и деньги, и сложность с размещением картины в квартире. Ведь холст, на котором я работаю в клубах, не маленький -- два на три метра. Однажды подобных размеров картину мне заказали частные лица. Я создал ее в мастерской. Когда же полотно стали заносить в квартиру заказчика, в дверь оно не проходило. Пришлось снимать холст с рамы и разбирать подрамник.

-- А как люди ведут себя на частных шоу, в момент написания картины телом любимой девушки?

-- Поведение людей очень разное. Однажды мне заказали такую картину в подарок, но попросили, чтобы она создавалась в присутствии того человека, которому будет дариться. Я устроил небольшое частное шоу в своей мастерской. Люди сидели в непосредственной близости от холста и обнаженной модели, видели все тонкости работы. На них это произвело незабываемое впечатление -- зрители признавались, что такого удовольствия и прилива адреналина они прежде не ощущали. А как-то клиент заказал картину (тоже в подарок), которая обошлась ему в тысячу долларов. При этом он всем рассказывал, что купил шедевр за пять тысяч. И такая сумма никого не удивляла.

Что касается индивидуальных заказов, то тут есть своя специфика. Чтобы картина получилась хорошая, девушку надо раскрепостить. Поэтому такие полотна я делаю у заказчика дома, в присутствии друга или мужа девушки, который выступает в роли помощника. Обычно, чтобы настроить всех на нужную волну, я показываю видеозапись своих выступлений. Не помешает и 50 граммов коньячка. Часто предлагаю девушке немного подвигаться под музыку уже в обнаженном виде. Это трудно описать словами, но в какой-то момент я осознаю, что модель уже в нужной кондиции -- пора браться за кисть.

«Первые картины создавались на кусках картона»

-- Экшен-пентинг -- это твое изобретение или же имеет свою историю?

-- Изначально экшен-пентинг не был связан с эротикой, обнаженным телом. Так называли направление живописи, когда какое-либо произведение искусства создавалось в присутствии публики. Наибольшую популярность экшен-пентинг приобрел в шестидесятые годы -- благодаря творчеству американского художника Джексона Поллока. Положив полотно огромных размеров на пол, он виртуозно разбрызгивал на него краску. Кто-то из шоу-бизнеса приметил художника, предложив перенаправить его творчество в русло шоу. Поллок стал выступать в ночных заведениях, где за свои холсты-кляксы получал хорошие деньги.

А вот экшен-пентинг, который ближе к моему стилю, появился в Голландии. Художник Икс Кляй придумал следующее шоу. На сцене оркестр на протяжении всего представления играл одну ноту. На нескольких обнаженных моделей наносили краску, и они, поднимаясь на специальные подмостки, оставляли отпечатки своего тела на разных частях холста.

-- Как ты пришел к этому жанру?

-- Я давно увлекался живописью. Очень большое впечатление на меня произвели работы московского художника Зверева. Они-то и подтолкнули заняться живописью профессионально. В Киеве моим учителем стал Евгений Мухоид. Мне очень нравилось изображать на холстах обнаженное тело женщины. К тому же я увлекался изучением первобытного наскального творчества. Параллельно с этим работал в шоу-бизнесе, организовывая гастроли различных исполнителей и групп, раскручивая новые имена. И постепенно решил, что пора раскручивать себя, а не других. У меня была одна хорошая знакомая, которая согласилась помогать мне. Эта девушка и стала первой моделью в экшен-пентинг. Сначала делал работы на огромных кусках картона, которые собирал в полотна нужного размера. Но потом решил, что картон -- не самый подходящий материал. Краска на картон ложилась плохо, и цветопередача была не очень хорошая. Поэтому, когда я более-менее отработал технику, то перешел на холст, используя для работы полотна максимальных размеров.

-- Я видел видеозапись твоего выступления. Модель словно припечатывают к холсту. Но ведь это довольно трудно, не так ли?

-- Определенная сноровка и сила нужна, поэтому сейчас я использую ассистентов. Ведь, кроме того, что нам приходится поднимать модель, надо следить еще и за тем, чтобы она не выскользнула из рук. Тело-то покрыто краской. Но я использую не только эту технику. Способ рисования, когда модель словно впечатывают в холст, хорош во время выступления на сцене в ночных клубах. Зритель с любой точки зала должен видеть сам процесс работы и его кульминацию -- момент соприкосновения модели с холстом. Он длится секунды, поэтому каждое наше движение выверяется и подготавливается предварительно. Правда, иногда случаются курьезы. Как-то на одном из выступлений рабочие плохо закрепили холст на специальной подвижной станине, и, когда мы прислонили к нему модель, он начал уезжать вглубь сцены под тяжестью тела.

Существует еще один способ создания картины, когда холст лежит на полу. В некоторых ситуациях его использовать выгоднее -- кульминационный момент соприкосновения модели с холстом можно растягивать хоть на полчаса, хоть на час. Модель просто движется по холсту, оставляя в нужных местах отпечатки своего тела. Очень хорошо это получается у моей первой модели Юли. Она бывшая акробатка, очень пластична, и, когда начинает двигаться по холсту, это становится настоящим эротическим шоу. Юля любит раскрашивать тело в серебристый цвет. Поверх него я наношу другую краску.

«Модель должна перевоплотиться в краску или кисть»

-- Обязательно ли при создании картины модель должна оставлять на холсте точно угадываемые очертания частей тела -- груди, ягодиц, ног?

-- Все зависит от выбранного мной направления или от пожелания заказчика. Если это некая абстрактная картина, то совсем необязательно, чтобы оставляемые пятна в точности напоминали черты женского тела. Важно уже то, что пятна на холсте оставлены именно телом, а не кистью. И зритель это видит.

Если же выбран контурный стиль, то здесь уже действительно важно, чтобы отпечатки на холсте напоминали фрагменты тела. Порой удается даже пропечатать черты лица, не говоря уже о других частях тела.

-- Модель движется по холсту по какой-то заранее оговоренной схеме? И это импровизация?

-- Это очень тонкий творческий момент. Иногда, когда я начинаю создавать картину, представляю ее только в общих чертах. Работа над холстом начинается с так называемых подмалевок -- есть такой художественный термин. Я наношу на холст какие-то пятна, мазки, создавая общее настроение картины. И тут все зависит уже от моей раскрепощенности, моего настроения. Когда я берусь раскрашивать модель, как бы передаю ей некий творческий импульс. Художники говорят, что краска -- как живое существо. Она сама знает, как и куда ей лучше лечь на холст. Художник просто должен ей помочь в этом, но не мешать. Поэтому мои модели, с которыми я работаю уже долгое время, прекрасно знают и ощущают, что на какое-то время они должны сыграть роль… краски, перевоплотиться в нее. И она сама подскажет, куда ей лучше всего лечь. Модель должна отбросить всякие мысли о стеснении, о десятках глаз, смотрящих на ее обнаженное тело, и полностью отдаться творчеству. Тогда картина получится хорошая.

-- Краска не вредна для тела моделей?

-- Та, которую я использую в клубных шоу, -- нет. Это обычная водоэмульсионная краска, хорошо смываемая и растворяемая водой. Были случаи, когда модель находилась в краске более двух часов, и каких-либо плохих последствий не было. В общем, мои модели уже привыкли к этому и не сетуют. Наоборот, им нравится. Иногда, конечно, я использую и акриловые краски -- когда выполняю частные заказы или создаю полотно в подарок. Акриловая краска более стойкая поэтому и картина сохраняется довольно долго. Правда, ее долго на теле держать нежелательно, так как она, словно пленочка, покрывает кожу, забивая поры. А чаще приходится работать с водоэмульсионной краской. Это в какой-то степени и безопаснее. Ведь у меня был случай, когда брызги от краски попали на зрительницу. Признаюсь, в первую секунду я подумал, что сейчас ее парень выльет мне на голову оставшуюся в ведерке краску. Но все обошлось. Девушке я потом объяснил, что краска легко смывается, и, пригласив в мастерскую, подарил ей одну из своих работ.

В целом подобные казусы случаются редко. Правда, иногда зрители очень бурно выражают свой восторг. Я работаю под живую музыку -- джазовые импровизации исполняет известный киевский джазмен Владимир Молотков. В последнее время стал использовать оригинальный прием -- после покраски модели я местами раскрашиваю и музыканта. В итоге публика требует, чтобы я разрисовал и себя. Но это пока в мои планы не входит, хотя, может быть, когда-нибудь и буду использовать такой номер. Сейчас работаю над еще одним направлением, так называемой имитацией: картинами, созданными с помощью тел девушек, имитирую какие-то изображения из реальной жизни. Первая такая работа, когда удалось сымитировать нотный стан, вызвала у зрителей восторг.