Уже на следующий день после пышного застолья жених и невеста спасали своих гостей, пока сами не слегли с диагнозом сальмонеллез. Всего заболел 151 человек. Великолепные свадебные торты по настоянию санитарных врачей пришлось закопать
Погуляв 2 августа на свадьбе в селе Кирнасовка Тульчинского района Винницкой области (об этом «ФАКТЫ» сообщали в номере от 6 августа), 151 человек попал в больницу с диагнозом сальмонеллез. Слава Богу, все волнения остались позади -- пострадавшие уже выздоравливают благодаря самоотверженно боровшимся за их жизнь медикам.
«Венчается Раб Божий Александр с Рабой Божией Натальей Во имя отца и сына и святого духа, аминь » Церковный хор от души пел здравицы юной красивой паре, присутствовавшие на торжественной церемонии венчания родственники, друзья и знакомые молодоженов искренне желали им счастья. Расписались Александр и Наталья днем раньше, в субботу, а венчались уже в воскресенье.
-- Минут за десять до окончания обряда у меня внезапно закружилась голова, на лбу выступил холодный пот, -- вспоминает супруг Александр Гавенко. -- Вспомнил, что Наташа с утра тоже жаловалась на плохое самочувствие и пила какие-то таблетки, а теща вообще не смогла прийти в церковь, так плохо ей было После венчания мы узнали, что несколько человек, которые были у нас вчера на свадьбе, обратились в больницу с жалобами на плохое самочувствие. Мы очень переживали. Сразу же начали ходить по домам остальных наших вчерашних гостей -- у многих были симптомы сильного пищевого отравления: расстройство желудка, головокружение, высокая температура, рвота.
-- За несколько дней до свадьбы мне приснилось, будто я стою в белом свадебном платье, а вокруг меня все рушится, ревет ветер и земля как будто уходит из-под ног, -- присоединяется к разговору Наташа. -- Я испугалась -- что бы это значило? Но свадьба удалась на славу -- веселая, шумная! Впрочем, случилось несколько неприятностей: один из бокалов, из которых мы пили, треснул, свадебные свечи долго не могли зажечь, кто-то нечаянно зацепил заставленный блюдами стол, и он чуть не перевернулся, а скамейка, на которой мы с Сашей сидели, неожиданно разломалась, и мы упали Но все это мелочи по сравнению с тем, как сильно пострадали люди. Да и нам очень неприятно, что вместо свадебного путешествия угодили на больничные койки
-- Мы с Наташей медики, -- продолжает Александр. -- Она -- медсестра, окончила Винницкий медицинский колледж, я -- будущий военный фельдшер, учусь на четвертом курсе колледжа. И в Кирнасовской больнице, а потом и в Тульчинской районной, куда «скорая» доставляла пострадавших, мы помогали промывать пострадавшим желудки, подключали системы с назначенными врачами физрастворами, разносили таблетки, делали уколы Пока сами не слегли
В воскресенье к полудню десятки людей, побывавших на шумном свадебном застолье семьи Гавенко, обратились за медицинской помощью в Кирнасовскую участковую больницу. У всех были одни и те же симптомы, характерные для многих кишечных инфекций: общее недомогание, головокружение, высокая температура, рвота, расстройство пищеварения. Медики оказывали людям первую помощь и отправляли по «скорой» в Тульчинскую районную больницу. Одним из самых тяжелых пациентов был шестилетний Саша Черный. Малыш угасал на глазах -- он терял сознание, у него начались судороги. Местные врачи делали все возможное для спасения ребенка, а тем временем к нему из Винницы уже спешили ведущие специалисты -- реаниматологи, инфекционисты, педиатры, терапевты. В тяжелом состоянии были Сашина старшая сестра Алена и мама детишек Людмила. Сильно пострадали несколько многодетных семей, в которых заболели и дети, и родители.
-- За сутки, прошедшие после свадьбы, к нам госпитализировали 125 пациентов, -- рассказал исполняющий обязанности главного врача Тульчинской районной больницы Виталий Лисица. -- Такого огромного количества пострадавших, прибывших почти одновременно, у нас никогда не было! Причем 21 человек был в крайне тяжелом состоянии: они не понимали, что с ними происходит и где они находятся -- видимо, попавшие в кровь токсины начали поражать головной мозг. Между Тульчином и Кирнасовкой курсировали пять(!) карет скорой помощи. Инфекционное отделение у нас рассчитано на 35 коек, поэтому, чтобы разместить всех заболевших, мы развернули инфекционный стационар на базе терапевтического и неврологического отделений. Находящихся в отпуске врачей и медсестер срочно вызвали на работу, кроме того, задействовали весь медперсонал поликлиники. Представьте себе, 125 пациентам одновременно нужно было промыть желудки, взять анализы на кишечную флору, вводить физрастворы, глюкозу, антибиотики, чтобы остановить интоксикацию организма, да еще делать соответствующие записи в медицинских карточках. Врачи и медсестры не отходили от людей первые сутки ни на минуту, ведь необходимо было наблюдать за пациентами. Все запасы медикаментов в больничной аптеке полностью исчерпались за сутки. Помогли местные власти -- в этой чрезвычайной ситуации с нами было все руководство райгосадминстрации, районного совета Вспоминаю, как внимательно следил за событиями в Суходольске, где пострадало так много людей Тогда еще подумал -- пусть нигде такого больше не повторится! Сейчас, слава Богу, опасности для пострадавших после свадебного застолья уже нет, и угроза жизни миновала.
-- Два малыша были в крайне тяжелом состоянии. Мы отправили их в сопровождении областных специалистов в реанимационное отделение Винницкой областной детской инфекционной больницы, -- говорит заместитель главного врача райбольницы по детству и родовспоможению Любовь Савишена. -- Ежедневно интересовались их самочувствием -- оно улучшалось. Нам очень помогали врачи-консультанты, прибывшие из Винницы, а также врачи комиссии Министерства здравоохранения Украины. Глава райгосадминистрации Евгения Фолюшняк, дежурившая в ту ночь вместе с нами в больнице, под утро съездила домой и привезла пирожки и огромный термос с горячим кофе, угостила медиков.
-- Очень важно уже в первые часы распознать инфекцию, ведь от этого зависит тактика лечения, -- продолжает Любовь Савишена. -- Нашим пациентам мы ставили предварительный диагноз сальмонеллез. Впоследствии предположения подтвердились лабораторными исследованиями. В основном пострадали женщины и дети. Многие из них на следующий день, почувствовав себя лучше, рассказывали медикам, какие вкусные торты были на свадебном застолье! И недоумевали, почему торжество закончилось столь печально. Кстати, пострадали даже те, кто слишком активно пил на свадьбе за здоровье и счастье молодых. В среднем лечение сальмонеллеза длится 5--7 дней. Пациенты, которые хорошо себя чувствуют и у которых анализы уже в норме, выписаны домой. А тех, кто работает в детских коллективах или имеет дело с пищевыми продуктами, оставили в больнице для дальнейшего обследования.
-- Знаете, слухи, кривотолки сейчас в селе ходят разные. Мол, родители жениха закупили продукты за месяц до свадьбы, поэтому люди и отравились, -- говорит повариха, готовившая блюда для свадебного застолья, Мария Боклаженко. -- Такого не было! Утром в четверг, за два дня до свадьбы, продукты привезли из райцентра. В четверг и поросенка закололи -- я тут же взялась мясо разделывать, борщ готовить. Все блюда ставили в огромный рефрижератор, арендованный родителями жениха. Кстати, ночью с субботы на воскресенье я почувствовала себя плохо и подумала, что просто простудилась, так как накануне попала под дождь. Выпила какие-то таблетки, и после этого стало лучше. Мне никак нельзя было болеть, ведь, по нашим местным обычаям, в воскресенье свадьба продолжалась, и гостям надо было подавать борщ и тыквенную кашу с маслом и сахаром. Когда пришла к Гавенкам и узнала, что многие из гостей отравились, поняла, что сегодня ничего уже готовить не придется. Ведь восемь лет помогаю на свадьбах, а прошлой осенью вообще ни одни выходные дома не сидела: односельчане постоянно приглашали готовить на торжества, причем и на пятьсот, и на шестьсот человек -- никогда не было никаких неприятностей. Поэтому я была спокойна Когда медики рекомендовали мне отправляться на лечение в райбольницу, я решила, что поеду только после того, как помогу работникам санстанции отобрать все пробы приготовленных мной блюд -- их было тридцать пять! Но потом узнала, что в больницу госпитализировали моих внучат -- девятилетнюю Маринку и четырехлетнюю Настю, -- бросила все и помчалась к детям. С застолья я принесла им по кусочку торта. Этого хватило, чтобы легли на больничные койки не только внучки, но и мой младший сын, муж Больше всех, наверное, пострадала Сашина мать -- у нее сильно поднялось давление, она жаловалась на резкую боль в сердце.
-- В селе у нас почти каждые выходные свадьба, -- говорит Ольга Гавенко, мама Александра. -- Нас с мужем часто приглашали, вот и мы старались, чтобы все было как у людей. Столько усилий приложили, чтобы навести чистоту и порядок. Свинина и курятина были домашними, а рыбу, масло, маргарин, колбасу покупали в магазинах в Тульчине, яйца -- на рынке в райцентре, еще часть яиц закупили в селе у родственников и знакомых. Картошка, лук, морковь -- все свое Торты «Птичье молоко», «Киевский», «Каприз», «Эльвира», «Муравейник» в пятницу пекла женщина -- дипломированный повар-кондитер, а в субботу рано утром их перемазывали кремом. Много несъеденных тортов оставалось и на следующий день. Их, как и большой свадебный, пришлось закопать. Остававшиеся в изобилии мясные и другие блюда -- тоже. Как тяжело осознавать, что у наших детей медовый месяц начался с таких неприятностей
Впрочем, Саша и Наташа после пережитого не теряют оптимизма и надеются, что все злоключения и недоразумения скоро забудутся, а любовь будет согревать их всю жизнь. Молодые супруги планируют сразу же после полного выздоровления съездить отдохнуть на море. А пока по вечерам распевают в больничной палате вместе с друзьями свадебные песни -- те, которые не допели за свадебным столом.
Как сообщил «ФАКТАМ» главный государственный санитарный врач Тульчинского района Николай Кириченко, причиной массового отравления людей на свадьбе в Кирнасовке стало нарушение технологии приготовления и хранения скоропортящихся продуктов. В данном случае люди отравились тортами со сметанными, белковыми, масляными кремами. Из взятых проб в лабораторных условиях выделили возбудитель кишечной инфекции -- сальмонеллу. Сотрудники санстанции подсчитали: на приготовление разнообразных блюд свадебного стола использовали около 800 яиц, четвертую часть которых -- на изготовление тортов. За 4--5 часов до начала торжества торты разрезали и поставили на столы.
-- Мы предположили, что люди отравились тортами, когда узнали, что трое детей, которые не были на свадьбе, съели по кусочку торта, принесенного им бабушкой, и анализы подтвердили наше подозрение, -- говорит директор Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава Украины Сергей Бережнов. -- Видимо, технология приготовления тортов, в состав которых входят сырые яйца, была нарушена, вдобавок они простояли на столах больше 12 часов. Яйца часто бывают заражены болезнетворными бактериями -- сальмонеллами, которые погибают только при хорошей термообработке. Бактерии размножились: сахар и белок для них -- прекрасная питательная среда, да еще в жару. Остатки тортов залили хлоркой и закопали. Минздрав принял решение выделить 50 тысяч гривен из средств, предусмотренных для мероприятий по борьбе с эпидемиями. Эти деньги пойдут на приобретение дезинфицирующих средств, реактивов для бактериологических анализов, для обследований. Медики продолжают обходить дворы, расспрашивают о самочувствии: возможно, добавится еще несколько больных, потому что инкубационный период сальмонеллеза семь дней. Летом нужно особенно тщательно выполнять элементарные правила: для приготовления еды использовать свежие продукты, подвергать их длительной термообработке, хранить пищу только в холодильнике.
-- На внеочередном заседании мы решали, как сделать так, чтобы подобные ЧП больше не случались, -- говорит глава Тульчинской районной госадминистрации Евгения Фолюшняк. -- Печально, что свадьба -- такое чудесное событие -- оказалась испорченной по причине чьей-то халатности или недостаточной ответственности. Хотелось бы пожелать счастья и здоровья в первую очередь молодоженам Саше и Наташе, их родителям, всем гостям и медикам, которые трое суток героически сражались за жизнь каждого пострадавшего.