Одна из главных причин сложившейся ситуации -- несовершенное законодательство
В последние годы из-за возрастающих объемов промышленного производства потребление воды увеличивается, а качество ее снижается. Во многих регионах страны уже давно остро стоит проблема обеспечения населения питьевой водой. О том, насколько обеспечена водой Украина и какие меры принимаются для сохранения и рационального использования этого ценнейшего ресурса, рассказал корреспонденту «ФАКТОВ» заместитель председателя Государственного комитета Украины по водному хозяйству Василий Сташук.
-- Скажите пожалуйста, насколько Украина обеспечена водными ресурсами?
-- Проблема воды стоит в нашей стране достаточно остро. Украина является одной из наименее обеспеченных водой стран Европы. В засушливые годы на одного жителя у нас приходится около 1 тысячи кубометров речного стока. А согласно определению Европейской экономической комиссии ООН, государство, где на человека приходится менее 1,7 тысячи кубометров, считается недостаточно обеспеченным водой.
Для сравнения, в России на человека приходится 25,4 тысячи кубометров речного стока, Белоруссии -- 3,3, Польше -- 1,4 кубометра, Великобритании -- 5, США -- 6,8, Канаде -- 219.
-- Какие основные источники воды в Украине?
-- В Украине насчитывается более 60 тысяч рек. Для обеспечения населения и народного хозяйства водой на них построено 1160 водохранилищ. Кроме того, есть 7 каналов и 10 водопроводов большого диаметра.
Около 80 процентов водных ресурсов в Украине относятся к бассейну Днепра. Эта река вместе со своими притоками обеспечивает водой около 30 миллионов человек (2/3 населения страны). Для водоснабжения используется также вода из бассейнов Северского Донца, Днестра, Южного Буга и Дуная.
-- Кто следит за качеством воды, которая подается населению? Ведь до сих пор реки остаются основными артериями для сброса промышленных стоков.
-- Управление всеми водными ресурсами страны осуществляет Госкомитет Украины по водному хозяйству (Госводхоз). В его задачи входит регулирование и распределение водных ресурсов, радиологический и гидрохимический контроль водных объектов, строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений, решение других проблем отрасли.
Естественно, особое внимание уделяется контролю качества воды в районе питьевых водозаборов. В экстремальных ситуациях, когда там резко ухудшается качество воды, Госводхоз принимает оперативные меры по изменению режимов работы водохозяйственных систем с целью скорейшего устранения негативных последствий.
В регионах, где в реки попадает большое количество промышленных стоков, осуществляется постоянное управление водными объектами с целью обеспечения удовлетворительного качество питьевой воды.
Например, Госводхоз проводит оперативный контроль за сбросом высокоминерализованных вод из накопителей горнорудных предприятий Кривбасса в соответствии с утвержденным регламентом. После окончания сброса производится промывка русел рек Ингулец и Саксагань, что позволяет подавать воду нормативного качества в Ингулецкую оросительную систему и город Николаев.
Для предотвращения эпидемий Госводхоз постоянно проводит обследования водных объектов и осуществляет меры по поддержанию их в удовлетворительном санитарно-эпидемиологическом состоянии. Особенно тщательно мы отслеживаем ситуацию в регионах, где вероятность возникновения эпидемий более высока: Николаевской, Херсонской, Одесской областях и Крыму.
-- Насколько совершенно законодательство в сфере водного хозяйства? Позволяет ли оно эффективно управлять ресурсами?
-- Водное законодательство на сегодняшний день практически сформировано. Основным законом отрасли является Водный кодекс и Закон «Об общегосударственной программе развития водного хозяйства». Разработан также ряд нормативных актов по вопросам безопасности водопользования и рационального осуществления водоохранных мер.
Главной задачей является разработка правовых актов, которые обеспечили бы эффективное выполнение требований действующего законодательства. Однако сегодня эта работа, к сожалению, продвигается слишком медленно. Особенно это касается нормативно-правового обеспечения экологического водопользования: выдачи разрешений на специальное водопользование, сборов за специальное водопользование, аренды водных объектов, выдачи разрешений на проведение работ на землях водного фонда.
Основная причина возникающих проблем -- несовершенство законодательства, определяющего функции водохозяйственных и природоохранных органов и их взаимодействие в вопросах управления, охраны и воспроизводства водных ресурсов, что мешает законодательной и нормативно-правовой работе.
На наш взгляд, реорганизация отрасли водного хозяйства, в результате которой функции единого органа, решавшего все вопросы, связанные с водными ресурсами, были разделены между несколькими правительственными учреждениями, неоправданна. Поэтому в Украине сложилась ситуация, когда распределение полномочий в водном хозяйстве требует усовершенствования.
Несогласованность функций по регулированию и контролю за использованием и отведением водных ресурсов значительно усложняет систему управления водохозяйственным комплексом. Однако, не взирая на несогласованность функциональных обязанностей, мы совместно с другими органами центральной исполнительной власти постоянно работаем над усовершенствованием природоохранного законодательства, приведением его к общеевропейским стандартам.