Изобретателю единственного на Днепре электрического моторного судна едва не дали десять лет тюрьмы
За создание чудо-лодки Борис Александрович Мороз, или просто дядя Боря, взялся после вздорожания бензина. Если в прежние времена топливо обходилось не дороже газированной воды, то теперь
-- теперь такая арифметика, -- поясняет дядя Боря, -- литр бензина -- две гривни. Час на моторной лодке катаешься -- десять литров. Бензин выходит дороже водки .
-- Почему же дороже? -- удивится человек, далекий от проблем активного отдыха.
-- Как почему? Бутылку выпил -- день свободен, а тут час поездил -- и до свидания
Вздорожавшее топливо ущемило не одного дядю Борю. На киевских лодочных станциях, РОПах, уже который год гниет некогда многочисленная флотилия моторок. По нынешним временам собственный катер -- вещь элитарная. Большинство бывших лодочников с таким положением дел смирились, но не таков наш дядя Боря. Ради своих любимых моторок он не побоялся оставить высокую должность в вычислительном центре Министерства статистики и нанялся на работу на третий киевский РОП, расположенный неподалеку от метро «Выдубичи». Чтобы не расставаться с любимой станцией даже на зиму, дядя Боря оставил городскую квартиру детям и с женой Валей устроил в одном из старых катеров уютное жилище. Здесь, на лодочной станции, изобретатель строил из обычных совдеповских моторок парусники. На жизнь зарабатывал тем, что на собственном БТРе, переделанном в грузоподъемник, стаскивал в воду лодки. Правда, недавно доходное дело дядя Боре пришлось оставить -- уж очень нервное это занятие.
-- Слишком большой стресс, -- хмурится дядя Боря, -- в последний раз стаскивал лодку и перевернулся. И как тут спокойно работать, когда у лодочников спуск лодки -- это праздник. Все под это дело угощают, сами под лодку лезут, не ровен час, раздавишь
О знаменитом БТРе дяди Бори ходит много легенд. Купил он его в Николаеве, на заводе по ремонту военной техники. Как раз в канун президентских выборов. Перегоняли боевую машину своим ходом. На первом же КПП это вызвало переполох. Два десятка гаишников и автоматчиков в камуфляже залегли в бурьянах
-- А мы люки подняли, -- вспоминает дядя Боря, -- и кричим: «Хлопцы, мы свои!» Они с опаской подходят, откель, спрашивают? Из Николаева, говорю, идем на Киев Самый главный подходит и осторожно спрашивает, что, мол, уже началось? -- «Да вроде, -- отвечаю, -- началось » Главный автоматчик развернулся к своим и кричит: «Хлопцы, открывай шлагбаум, наши на Киев шуруют».
Однако вернемся к электролодке. Как и все гениальное, она результат «неслучайной случайности».
-- Делать было нечего, -- затягивается сигареткой дядя Боря. -- Зима. Ну и попался мне двигатель авиационный. Генератор ДСК 1500. Мощный
-- В каком смысле попался?
-- Люди принесли. С авиазавода. Нужен, спрашивают? Почему бы не взять? Сочиню, думаю, из него электродвигатель. Конечно, понадобились мощные аккумуляторы. Хорошо, у нас тут на РОПе есть ребята из троллейбусного парка. Притащили мне пару аккумуляторов. До этого я как-то встречал описание лодочных электродвигателей в литературе. Еще, правда, советской. Но кто о них тогда всерьез задумывался? Бензин был дешевый. Сейчас, конечно, навалом импортных экономичных мощных двигателей, но сколько они стоят!
Дяди Борина лодка стала шедевром отечественной техники. Бесшумная, она хоть и не развивает большой скорости, но совершенно не портит воздух -- не дымит, не чадит, не оставляет на воде масляные пятна. Лодку изобретатель застелил коврами, разложил мягкие пуфики, на аккумуляторы положил крышку -- получился столик Ход у тяжелой посудины (одни аккумуляторы весят 400 килограммов) необычайно плавный, что называется, не расплескать рюмку. Но, главное, лодка хоть и заряжается несколько суток, ездит целый день без перерыва, «съедая» за это время около 13 киловатт -- то есть около трех гривен. Живи дядя Боря в другой стране, он наверняка бы обогатился -- однако в наших местах у изобретателей нелегкая карма
-- История однажды вышла нехорошая, -- потирает затылок дядя Боря. -- Четыре года на допросы таскали А началось все с того, что у наших хороших друзей, браконьеров местных, замерзла в заливе лодка. В заливе лед стоял, а фарватер еще чистый. Они и выпросили у меня электролодку -- напрокат, значит. Традиция у нас была какая -- с утра ребята приезжают, и мы садимся завтракать. Бутылочка водочки, естественно Жена им термос чая в дорогу. А лодка пока заряжается И вот прилетают они однажды с опозданием -- давай скорее лодку, люди уже тягают, а мы тут муму водим Поплыли, вдруг минут через двадцать как рванет! Думал, на дебаркадере стекла повылетают. Хороший был взрыв. Лапти на тридцать метров летали Через полчаса их буксируют. Проводка расплавилось, горит! Лодка разворочена. Но на плаву -- она же непотопляемая. А под кормой и носом спрятано около четырехсот литровых бутылок из-под пива. Но парням, конечно, крепко досталось. Одного скамейкой прижало Ноги переломаны, но живой. Как выяснилось потом, у каждого из парней по семнадцать переломов. Через полчаса прилетает милиция -- кто тут у вас рыбу глушит? Лодку забрали как вещественное доказательство Я на следующий день в больницу скорой помощи поехал, захожу в палату, вижу, сидят они, довольные, все в гипсе, водку пьют. Ну, я им еще принес. Неудобно, говорят, Александрыч, левой рукой рюмку держать Ну, им рюмку неудобно держать, а мне, следователь сказал, червонец светит! Но парни нормальные -- написали, мол, изобретатель ни при чем
-- А отчего лодка-то взорвалась?
-- Один из парней полез с сигаретой в ящик с аккумуляторами. А там водород скопился. Я аккумуляторы на ночь пленочкой укрыл, а она возьми и примерзни. Водород и скопился. Я на допросы каждую неделю ездил, меня уже вся милиция знала, даже кличку придумали: «взрыватель» Ну, потом дело закрыли. Однако через какое-то время приезжает к нам на лодочную станцию полковник милиции -- женщина необъятных размеров. Приехала в «жигулях». Как она там поместилась, ума не приложу. Говорит мне: «Решили ваше дело возобновить, вы, гражданин изобретатель, должны понести заслуженное наказание». Дала почитать документы, а в конце заявление к Президенту с просьбой помиловать, потому как я немощный пенсионер и прочая в том же духе дребедень. Я прошение подмахнул -- она и уехала. С концами Но что интересно -- лодкой заинтересовались какие-то люди
-- Кто такие?
-- На следствии мою лодку до винтика разобрали -- все пытались понять, как мотор устроен. Следователь мне шепнул, мол, появились влиятельные люди, которые заинтересовались вашим мотором. Он вроде бы действительно уникальный, и они хотят на него патент оформить и в серийное производство пустить Ну, я им все и рассказал!
-- Зачем же, наивный вы человек?
-- Чтобы лодку отдали. Но рассказал я все, кроме главного секрета. У меня вся система передачи с двигателя на вал на хоккейной шайбе держится -- там резина очень плотная, вроде танковой. Долго мне пришлось поломать голову, прежде чем все придумать. Хитрость в том, что в шайбе нужно отверстия высверлить. Но вот беда -- при сверлении она разлетается. Так я что придумал -- загнал ее с помощью домкрата в подшипник и спокойно делаю в ней дырки. Так вот про шайбу я им рассказал, а про подшипник молчу. Через неделю они меня находят -- говорят, уже сотню шайб испортили! Так сверлите, говорю, хорошо! Может, у вас сверла плохие!? Опять пошли сверлить. Наломали шайб, но секрета так и не поняли
Получив обратно лодку, дядя Боря ее восстановил и теперь катает знакомых, милиционеров и утопленников. Их в немалом количестве приносит с киевских пляжей на соседний с лодочной станцией остров Дикий. Так электролодка стала первым на Днепре водным катафалком