Происшествия

Веру холодную приглашал в свой театр станиславский, ей посвящал песни вертинский, а публика выстраивалась в нескончаемые очереди, желая посмотреть очередной фильм с ее участием

0:00 — 13 августа 2003 eye 373

9 августа исполнилось 110 лет со дня рождения королевы немого кино

Звезду экрана начала ХХ столетия Веру Холодную обожали миллионы зрителей, о ней вздыхали поэты и музыканты, отечественные и западные режиссеры предлагали ей невероятные по тем временам гонорары. Академик Дмитрий Лихачев назвал Холодную грандиозной актрисой, писатель Константин Паустовский ставил ее имя рядом с Сарой Бернар, а автор известного вальса «Амурские волны» Макс Кюссе написал в ее честь вальс «Королева экрана»…

Холодная поражала собеседников и удивительной -- колдовской -- внешностью: смоляные волосы, тонкий профиль, капризные губы и огромные серые, печальные глаза.

В детстве бабушка называла Веру «полтавской галушкой»

Несмотря на то, что Вера Холодная большую часть своей непродолжительной (всего 26 лет) жизни провела в Москве, она -- наша соотечественница, причем, с деда-прадеда! Одесситы тоже считают ее своей, ведь самые известные фильмы с участием звезды немого кино -- «Молчи, грусть, молчи», «Позабудь про камни», «У камина» -- созданы именно в Одессе.

Кто бы мог предположить, что пухленькая девочка из семьи скромного полтавского учителя словесности, любовно именуемая в детстве бабушкой «полтавской галушкой», станет символом любви и женственности для целого поколения!

Вера родилась 9 августа 1893 года у четы Левченко -- Василия Андреевича и Екатерины Сергеевны. Мать будущей актрисы закончила в Москве Александро-Мариинский институт благородных девиц. Уже два года спустя после рождения дочери семейство перебралось в Москву, где отец стал преподавать в одной из гимназий. Со временем в семье родились еще две девочки -- Надя и Соня.

Вера училась в гимназии, помимо того, она хорошо пела, аккомпанируя себе на фортепиано, танцевала. Отец Веры умер очень рано, заразившись холерой. Мать часто болела, и Вера -- сама еще ребенок -- приняла на себя все заботы о двух младших сестрах.

В девушке проснулась актриса, когда в 1908 году она впервые увидела на сцене великую Веру Комиссаржевскую, приехавшую в Москву на гастроли.

На выпускном балу Вера Левченко познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным. Весь вечер он то читал стихи своего любимого Гумилева, то восхищался необыкновенными глазами Веры и чуть ли не сразу предложил руку и сердце. Семнадцатилетняя девушка согласилась.

Знакомые не приветствовали этот брак, но что могло остановить молодые горячие сердца! Владимир -- умен, всеми любим, талантливый адвокат, блестящий оратор. Ему предсказывали большое будущее. (К слову, Институту ботаники Академии наук Украины присвоено имя брата Владимира Н. Г. Холодного). В 1912 году у супругов Холодных родилась дочь Евгения, а через год они удочерили еще одну девочку -- Нонну.

Супруги Холодные часто посещали кинематограф, бывали в столичном клубе «Алатр», где собирались деятели искусства. Любовь Веры к Великому немому началось с восхищения игрой датчанки Асты Нильсен, которую будущая звезда всю жизнь считала непревзойденной актрисой и в своем творчестве стремилась достичь такого же совершенства.

В 1914 году началась война, Владимира Холодного призвали в армию. Его молодая супруга, испытывавшая материальные затруднения, обратилась на кинофабрику с просьбой попробовать себя в кино.

Красивая женщина привлекла внимание режиссера Владимира Гардина, который, сделав несколько кинопроб, уже в 1915-м снял ее в эпизодической роли в фильме «Анна Каренина». Через друзей из «Алатра» Вера познакомилась с Евгением Бауэром -- ведущим режиссером фирмы «Ханжонков и К «. Он поверил в Холодную и доверил ей главную роль в фильме «Песнь торжествующей любви». Грандиозный успех фильма превзошел все ожидания. Новая звезда получала предложения сниматься на любых условиях, но фирма «Ханжонков и К « предусмотрительно успела заключить с актрисой договор на три года.

Вера стала играть исключительно главные роли, многие сценарии писались специально для нее.

«Вертинский садился, смотрел на Веру и молчал»

Примерно через год работы с Бауэром, снявшись у него в шести фильмах, Вера перешла в ателье Дмитрия Харитонова, который предложил ей сказочный (25 тысяч рублей) гонорар и оплатил фирме «Ханжонков и К « неустойку. Меркантильные соображения сыграли свою роль, ведь в это время Холодная одна кормила семью: двух дочерей, мать, бабушку и младших сестер. Вместе с Верой к Харитонову ушел и режиссер Петр Чардынин (настоящая фамилия -- Красавчиков), с которым она работала до последних дней.

Вера Холодная становится законодательницей моды. Она одевается у лучших портных и демонстрирует образцы элегантности и шика на многочисленных фотографиях в разных периодических изданиях. Однако за внешним блеском стоял нелегкий труд. Актрисе приходилось работать в тяжелых условиях военного времени, ночью часами находиться в гриме, под утро возвращаться домой с головной болью и воспаленными от ярких софитов глазами. Но Вера никогда не позволяла себе «капризов примадонны», сохраняя выдержку и милую доброжелательность. Число ее обожателей росло с каждым днем.

Однажды в квартиру Веры зашел очень худой, высокий солдат…

«Впервые он появился у нас с письмом с фронта от Владимира Георгиевича, мужа Веры, -- вспоминала младшая сестра Холодной, Софья Васильевна. -- Вижу, стоит худющий-прехудющий солдатик. Ноги в обмотках, гимнастерка вся в пятнах, шея тонкая, длинная, несчастный какой-то. Он служил тогда санитаром в поезде -- передвижном госпитале. Я провела его в гостиную. Он передал Вере письмо и стал приходить к нам каждый день. Это был Александр Вертинский… Садился, смотрел на Веру и молчал. Однажды попросил прослушать его. Это были какие-то никуда не годные куплеты. Вера честно сказала свое мнение. Потом он приносил еще и еще -- и, наконец, Вере что-то показалось интересным. Вера попросила Арцыбушеву, которая была директором Театра миниатюр в Мамонтовском переулке (ныне Московский ТЮЗ), устроить выступления Вертинского.

Вертинский посвящал ей одну за другой все свои песенки: «Маленький креольчик», «Лиловый негр», «В этом городе шумном», «Где вы теперь?» Он тосковал по ней, мучимый безответной любовью… »

Вертинский вспоминал: «Я был, как и все тогда, неравнодушен к Вере Холодной. Я впервые придумал и написал титул -- «королева экрана». Титул утвердился за ней. С тех пор ее так и называла вся Россия».

«Лучше быть первой в кинематографической деревне, чем последней в театральном Риме»

«После выхода на экран картины «Живой труп» Вера получила от Станиславского приглашение зайти побеседовать, -- вспоминает младшая сестра актрисы. -- Никогда я не видела сестру такой восторженной, такой окрыленной. Константин Сергеевич предложил ей вступить в труппу Художественного театра и готовить роль Катерины в «Грозе». Как ни поразило Веру это почетнейшее для актрисы предложение, но еще больше была она потрясена впечатлением, которое произвел на нее сам Станиславский. Он ведь был ее богом. В кино Вера к этому времени снималась из картины в картину. С ее участием создавалось уже не то десять, не то даже пятнадцать фильмов в год. Уход в театр означал прекращение работы в кино. Ну, может быть, время от времени, в одной какой-нибудь картине…

Выбор был мучительным, и в конце концов она приняла решение остаться в кино. Пойти к Станиславскому сказать об этом она не решилась и написала письмо. Несколько дней она писала и переписывала его, плакала над ним. И, наконец, отправила. Я думаю иногда -- может быть, она предчувствовала, что ей осталось так мало жить, что расчет на годы уже не для нее… »

Актриса любила повторять: «Лучше быть первой в кинематографической деревне, чем последней в театральном Риме». К слову, ее гонорары -- единственной из отечественных звезд -- уже тогда были сопоставимы с голливудскими: 25 тысяч царских рублей за один фильм! (Месячная зарплата учителя гимназии в то время составляла 30 рублей, а килограмм мяса стоил 25 копеек).

Вера уже не могла свободно появляться на улице. Состояние зала после просмотра фильма с ее участием было сравнимо разве что с массовым гипнозом. Журнал «Фигаро» писал: «В Кишиневе на концерте Изы Крамер посреди симфонии вдруг все вскакивают на стулья. Паника… Оказалось же, что появилась Вера Холодная! Ринулись туда, опрокидывая стулья… Окружив артистку, восторженная толпа, в лице особенно восторженных поклонников, тянула ее за платье». В харьковском кинотеатре «Ампир» перед демонстрацией фильма «Позабудь про камни… » началось настоящее вавилонское столпотворение. У кассы стояла нескончаемая очередь. Когда просочился слух, что нескольких человек пропустили через запасной вход, публика ринулась в зал, разбивая окна и срывая с петель двери. Администрация кинотеатра едва не подверглась жестокому самосуду. Был вызван отряд конных драгун, который с большим трудом успокоили разбушевавшуюся толпу… И так было во многих городах.

«Фильмы с участием кумира смотрели по десять--двадцать раз!»

-- После фильма «Жизнь за жизнь» (1916г. ) Вера Холодная становится звездой первой величины. А когда в одесских кинотеатрах шел фильм «У камина», стояли очереди многие дни и ночи, -- говорит известный одесский киновед Евгений Женин. -- Смотрели его по десять--двадцать раз!

… Летом 1918-го вместе с матерью и младшей сестрой Софией Вера Холодная приехала в Одессу для съемок в фильме режиссера Петра Чардынина «Княжна Тараканова» по роману Г. Данилевского.

«Когда Одессу заняли французские войска, -- вспоминала младшая сестра София, -- Вера начала получать одно за другим приглашения от иностранных фирм. Они обещали ей огромнейшие гонорары, но Вера решительно все отклоняла. Она опубликовала заявление в печати, в котором публично заявила, что ни за что не покинет свою Родину в тяжелое для нее время, и призывала других артистов тоже последовать этому решению».

За четыре последние года жизни Вера Холодная снялась в полусотне кинофильмов. Но в Госфильмофонде сохранились только пять картин: «Дети века», «Жизнь за жизнь», «Миражи», одна из серий «Молчи, грусть, молчи», а также лента «Похороны талантливейшей артистки Веры Холодной», где она, уже умершая, «сыграла» саму себя. Актриса неожиданно и скоропостижно скончалась в феврале 1919 года. На одном из концертов в голодной нетопленной Одессе она заболела гриппом -- «испанкой» и через восемь дней умерла.

Одесситы решили увековечить память королевы немого кино.

На днях известный в Одессе скульптор Александр Токарев (автор памятников Александру Пушкину, Леониду Утесову, Сергею Уточкину) завершил работу над скульптурным образом Веры Холодной. Открытие композиции планируется в день рождения Одессы -- 2 сентября. По творческому замыслу Токарева, звезда немого кино предстанет в полный рост на небольшой сцене, у ног актрисы -- цветы от поклонников.