По одной из версий, Иван Федоров появился во Львове по приглашению брата гетмана Хотькевича, когда в 1567 году тот вместе с посольством побывал в Московии. Но первопечатник в послесловии к одной из своих книг признался, что бежал из белокаменной: «многие начальники светские и духовные возвели напраслину и обвинили меня во многих ересях». Возможно, мастер-»друкарь» был вынужден принять предложение гетмана, ведь страдавший психическим расстройством и манией преследования царь Иван Грозный казнил или подверг опале многих сподвижников Федорова, мечтавших перевести со старославянского на разговорный язык церковные книги, сделав их более доступными простым людям.
-- О московском периоде работы Ивана Федорова мало что известно, а вот о деятельности и жизни первопечатника в Украине сохранилось много документов, причем, обнаруженных в последние 25 лет, -- рассказывает «ФАКТАМ» заведующая львовским Музеем древней украинской книги Лариса Спасская. -- В город вольных мастеров Львов, обладавший Магдербургским правом, он приехал в 1571 году, чтобы основать типографию. Но его постигло горькое разочарование, так как оказалось, что город не располагает такими значительными свободными средствами. Позднее, закончив в 1574 году своего знаменитого «Апостола», Иван Федоров в послесловии написал, с каким большим трудом все создавалось. За финансовой поддержкой пришлось обращаться ко многим знатным и богатым людям, но ему отказывали: печатание книг в то время не приносило скорых доходов. «И только люди малые и не знатные отдали мне свой последний грош».
Типография находилась в доме, названном Кулгановка (угол нынешних Армянской и Краковской улиц, сейчас здесь детская площадка), где первопечатник снимал два огромных помещения. В чудом сохранившихся налоговых книгах записано, что русский друкарь Иван Федоров, проживавший по данному адресу, уплатил в казну королевского и городского налога сумму в один злотый и грош.
Через три года после издания «Апостола» Федоров по приглашению князя Константина Острожского отправился в Острог (теперь Волынская область) работать в знаменитой тогда академии над изданием Библии и церковных книг (сейчас Острожская Библия известна всему миру!). Вернувшись во Львов в 1581 году, мастер задумал открыть тут вторую типографию. Но все попытки изыскать необходимую сумму закончились неудачей. Сохранилось даже уникальное письмо московского «друкаря» к саксонскому курфюсту Августу, в котором он предлагал тому купить разборную пушку-мортиру собственного производства. Каков был ответ Августа, неизвестно. Но, судя по тому, что 70-летний Федоров на поиски денег отправился в Европу, пушку у него так и не купили. Во Львов первопечатник приехал совершенно больной и 5 декабря 1583 года умер. Похоронили мастера на кладбище при Онуфриевском монастыре. Игумен Марк Гринивецкий сделал соответствующую запись в «Апостоле» и зарисовал надгробную плиту, находившуюся в правом притворе церкви, с надписью-орнаментом на ней: «Иван Федоров, друкарь москвитен, который чаянием своим друкование занедбалое обновил. Представился во Львове 5 декабря 1583 года. Друкарь книг пред тем не виданный».
В конце XVIII века австрийский цесарь Иосиф II, обеспокоенный ростом эпидемий, издает специальный указ, которым ликвидирует все кладбища, расположенные в черте города. Начались массовые перезахоронения. Исключения делались лишь для оригинальных надгробий и могил людей заслуженных. Вот и плита с могилы Федорова в 1777 году была снята с «родного» места захоронения и от непогоды перенесена под алтарь Богородицы, а потом установлена чуть правее. По всей вероятности, в церкви были перезахоронены и останки выдающегося человека, о чем свидетельствуют записи Марка Гринивецкого. Старинные планы, на которых стоял крестик и надпись «Иван Федоров», видели и современные археологи. В 1975 году они, работая в Онуфриевском монастыре, в пустоте стены обнаружили останки двух людей. Как показала проведенная экспертиза, речь шла о мужчинах -- 70 и 25 лет, -- живших в конце XVI века. Сейчас многие исследователи убеждены, что речь идет именно об Иване Федорове и его сыне. Сын пережил отца лишь на год: за долги первопечатника кредиторы бросили наследника Федорова в долговую яму, где он заболел туберкулезом и умер.
После вскрытия захоронения останки поместили в деревянные ящики. Они долго хранились в музее на территории Онуфриевского монастыря, где действовала экспозиция, посвященная Ивану Федорову, и старопечатная выставка. В 1990 году монастырь передали монахам ордена Святого Василия, а экспонаты музея перевезли сначала в помещения Львовской картиной галереи, потом в Музей древней украинской книги. И, хотите верьте, хотите нет, с момента, как останки Федорова покинули монастырь, рядом с ними начали твориться невероятные события.
-- Когда работали в самом монастыре, ничего странного мы с сотрудниками не замечали, -- вспоминает Лариса Спасская. -- А уже в галерее, куда мы сперва переехали, начали происходить чудеса. Экспонаты хранились в залах, которые, как полагается, опечатываются со всех сторон перед закрытием. И вот однажды наша сотрудница случайно нажала на столе селектор связи. Мы ясно услышали, как в закрытом зале передвигаются стулья, что-то падает. Казалось, будто в помещении кто-то есть, причем этот «некто» что-то активно ищет, ходит, кашляет, топает ногами. Но из-за печатей на дверях мы туда не могли войти и проверить. Шумовые эффекты были настолько сильными, что никто не сомневался, что застанем в залах полный разгром. Но утром обнаружили лишь несколько отрытых дверок в шкафах да пару книжек, валявшихся на полу. Когда же мы переехали в новые помещения Музея древней украинской книги, эти явления еще более усилились -- перевернутые картины, разбросанные книги и вещи. Причем, все происходит в определенный отрезок времени: с 1 ноября (канун поминовения всех умерших) и до 25 декабря (старое Рождество). А со мной в конце ноября под вечер вообще произошел почти мистический случай. Я стояла на переносной лестнице и изучала старинные книги. Вдруг с соседней верхней полки внезапно «выпрыгнула» небольшая книга и, несмотря на то, что она была завернута в картон, открылась на странице чин погребения. Книги не стоят на полке тесно, то есть там ничто не могло выдавить наружу. Наверное, в природе все же существует нечто непознанное, а дух Федорова требует христианского погребения. Однако до сих пор никто с этой инициативой не выступал. Мне кажется, что по рекомендации известного археолога, ныне уже покойного, Игоря Свешникова, останки Федорова необходимо поместить в металлический или керамический саркофаг и запаять (для сохранности от разрушения и возможного дальнейшего исследования), а затем опять захоронить в стене Онуфриевского монастыря, где друкарю было так спокойно. Установить скромную табличку, совпадающую с общим стилем церкви: «Тут похоронен первопечатник Иван Федоров». Это было бы нормально. И не делать на этом политику! Просто пусть совершат обряд отпевания представители различных религиозных конфессий
О необходимости захоронить останки первопечатника, не знающие покоя почти 30 лет, говорили и представители правительства Москвы, которые приехали по приглашению руководства Львовской области и горсовета.
-- Дальнейшую судьбу останков русского первопечатника Ивана Федорова должны решать украинские власти и Министерство культуры России, -- заверил «ФАКТЫ» заместитель руководителя Департамента международных связей правительства Москвы Станислав Долгошлюбов.