Спорт

Памятник роналдо стоит на улице роналдо, шоколадное изваяние бекхэма чуть не съели фанатки, а сергей бубка здоровается со своим бронзовым двойником

0:00 — 22 августа 2003 eye 1464

Ровно 20 лет назад титулованный украинский атлет, единственный из наших спортсменов, которому при жизни поставлен памятник, завоевал свое первое мировое «золото»

Памятники при жизни устанавливались немногим. В СССР такой чести удостаивались только дважды (и более) Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. Но это были даже не памятники, а бюсты, причем устанавливались скульптурные изображения исключительно на родине героев. В независимой Украине возродил забытую традицию Донецк. 27 августа 1999 года перед донецким стадионом «Локомотив» установили статую Героя Украины Сергея Бубки.

А на днях бразильский скульптор Сигомар Бесерра да Силва представил на суд общественности выполненный им памятник народному герою Бразилии Роналдо. В городке Бенту-Рибейро бронзовый Зубастик отныне украшает улицу, на которой вырос. Роналдо гордится такой формой признания своих заслуг. Чего нельзя сказать о Сергее Бубке, который не очень-то доволен скульптурой атлета с шестом в столице шахтерского края.

Шестикратный чемпион мира Сергей Бубка: «Я радуюсь, когда слышу про памятник, что в нем мало общего со мной»

Улица в Бенту-Рибейро, на которой стоит памятник Роналдо, носит имя футболиста. 22 сентября грозный форвард мадридского «Реала» и сборной Бразилии отметит свое 27-летие. Что ж, самое время подводить некоторые жизненные итоги…

- Я горжусь тем, что мне установили памятник, — сказал Роналдо.  — В честь меня переименовали улицу, на которой находится дом моих родителей. Свои первые шаги в большом футболе я делал, живя на этой улице. Так что если хотите мне написать, адрес запомнить совсем просто: «Роналдо, улица Роналдо, Рио-де-Жанейро».

Свои победы я посвящаю семье и близким, которые поддерживали меня последние два года, а также врачам, поставившим меня на ноги. Я немало пережил. Мне всего 26, а кажется, что гораздо больше. 2002-й — год моего возрождения, но называть это воскрешением не стоит. Есть более важные вещи в жизни. Исполнились все мои мечты: я стал чемпионом мира, лучшим бомбардиром мирового первенства, подписал контракт с «Реалом». Но главное — я снова играю в футбол. И вот теперь мне даже поставили памятник. О чем еще мечтать?

Отлитый из бронзы трехметровый Сергей Бубка готовится к разбегу перед прыжком на площади перед стадионом в Донецке. Памятник Бубке (автор — народный художник Украины Николай Ясиненко) пожелал установить его родной город, решивший таким образом увековечить еще при жизни заслуги одного из самых прославленных спортсменов не только Украины, но и всего бывшего Советского Союза.

Атлет присутствовал на открытии памятника самому себе. 35-кратный рекордсмен и шестикратный чемпион мира получил, можно сказать, утешение в бронзе спустя несколько часов после завоевания россиянином Максимом Тарасовым звания чемпиона мира в Севилье. До этого украинский спортсмен в течение 16 лет был единственным в мире чемпионом мира по прыжкам с шестом. Бубка выиграл шесть чемпионатов мира подряд, а мировое первенство в Севилье был вынужден пропустить из-за травмы. Ровно двадцать лет назад, в августе 1983 года в Хельсинки, на первом в истории чемпионате мира по легкой атлетике, 19-летний Сергей Бубка завоевал свое первое «золото». Минуло уже десять лет, как Сергей Бубка установил свой никем непобитый до сих пор мировой рекорд в зале — 6 метров 15 сантиметров (1993 год, Донецк). С 1994 года держится летний мировой рекорд Бубки, установленный им на стадионе в итальянском Сестриери — 6 метров 14 сантиметров.

На церемонии открытия ни Сергей Бубка, ни его семья не могли скрыть смущения. Это и понятно, ведь в современной истории легкой атлетики памятники за выдающиеся спортивные достижения были поставлены только бегунам — финну Пааво Нурми и эфиопу Абебе Бикиле. Правда, жена Бубки Лилия, вглядевшись в лицо вознесенной на пьедестал скульптуры, нашла множество отличий от оригинала. Она сказала журналистам, что памятник можно считать аллегорическим изображением атлета.

- Не будь этого монумента, мне, наверное, было бы как-то легче жить, — рассказывал в одном из интервью Сергей Бубка.  — Даже радуюсь, когда слышу: «Что-то не очень похож… » К факту существования памятника стараюсь относиться с юмором. Когда проезжаю мимо на машине, рукой двойнику машу: «Привет! Как дела?» А если серьезно, то хочется, чтобы памятник воспринимался как обобщенный образ, как дань результату многолетнего труда и просто как необходимый для молодежи положительный пример.

Говорят, что у финского бегуна Пааво Нурми, которому посвятили три скульптурных изображения, было два сердца

Первым в истории спортсменом, которому воздвигли памятник при жизни, стал легендарный финский легкоатлет Пааво Нурми. Причем даже не один памятник, а целых три. И неудивительно, ведь за всю историю Олимпийских игр современности по девять золотых медалей завоевали, кроме Пааво Нурми, всего трое олимпийцев — наша гимнастка Лариса Латынина, прыгун в воду американец Марк Спитц и его соотечественник легкоатлет Карл Льюис. Одна из трех бронзовых скульптур бегущего Пааво Нурми установлена в Хельсинки, неподалеку от Олимпийского стадиона.

На счету Нурми 24 мировых рекорда — на дистанциях от 1500 метров до 20 километров. 23-летний финский бегун на Олимпиаде-20 в Антверпене завоевал золотые медали в беге на 10 тысяч метров и в кроссе на 10 километров в личном и командном зачетах. А в 1924 году в Париже Пааво добился феноменального успеха — пять золотых олимпийских медалей! Он превзошел все мировые достижения для закрытых помещений. На Олимпиаде в Амстердаме в 1928 году 31-летний финн снова стал обладателем золотой медали в беге на 10 тысяч метров с новым олимпийским рекордом. Достижения Нурми казались просто фантастическими. Поговаривали даже, что у него два сердца.

XV Олимпийские игры проходили на родине Нурми. И 55-летний чемпион вновь появился на беговой дорожке. Нет, он не участвовал в соревнованиях. Замечательный бегун был удостоен чести зажечь олимпийский огонь.

В центре японской столицы установили трехметровую шоколадную фигуру Бекхэма

Чаще всего прижизненные памятники устанавливают представителям любимой игры миллионов — футбола. Так, успешное выступление турецкой национальной сборной на чемпионате мира в Японии и Корее, где она впервые в своей истории заняла третье место, привлекло внимание к игрокам как на их родине, так и за рубежом. В городе Эскешихира, на родине нападающего Ильхана Мансиза, чей гол в ворота Сенегала вывел турок в полуфинал, этому футболисту установили памятник. А главному тренеру сборной Турции Шенолу Гюнешу воздвигнут монумент в Трабзоне.

А вот жители испанского города Виго решили увековечить память российского футболиста Александра Мостового, выступающего за местную «Сельту». Почитатели таланта нападающего этой футбольной команды собрали более 500 тысяч песет (2,5 тысячи долларов), чтобы поставить на одной из площадей города бронзовый бюст Мостового. Скульптурное изображение игрока установили, по словам мэра Хосе Кастрильо, не столько за спортивные заслуги Мостового, сколько за его преданность команде. Кастрильо особо подчеркнул, что в решении горожан установить прижизненный памятник Мостовому большую роль сыграло то, что он в силу своего огромного и незаурядного футбольного таланта давно бы уже мог стать звездой первой мировой величины в ведущих испанских командах — «Реале» и «Барселоне», но вопреки всему остается верным «Сельте».

Установка бронзового памятника английскому футболисту Дэвиду Бекхэму — дело времени. Но болельщики уже успели насладиться обликом своего кумира, воплощенного в воске и шоколаде. В преддверии важной для англичан встречи с командой Нигерии на чемпионате мира-2002 статуя капитана сборной Англии по футболу была временно установлена на Трафальгарской площади в самом сердце Лондона. Восковая фигура Бекхэма была доставлена на площадь из известного музея Мадам Тюссо и вознесена на пустующий пьедестал — один из четырех, окружающих площадь. На трех постаментах стоят монументальные фигуры двух генералов XIX века и короля Георга IV, а четвертый вот уже несколько лет используется как временное пристанище для самых разных произведений современного искусства. На нем раз в несколько месяцев, сменяя друг друга, красовались обвитая древесными корнями книга, статуя Христа и даже зеркальное отражение самого постамента, выполненное из прозрачного плексигласа.

На пустующий постамент конкуренция достаточно жесткая. На это место претендовали Винни Пух, туфля на высоком каблуке, бывший диктатор Уганды Иди Амин, клонированная овечка Долли, капитан Джеймс Кук, принцесса Диана, Нельсон Мандела, королева Елизавета II, статуя цифровому аудио, Махатма Ганди, «неизвестный хулиган», голограмма. Поступило 275 предложений! Победил Бекхэм.

Дэвид Бэкхем — не только футбольная звезда мирового уровня, но и рекламная суперзвезда. Как известно, футболист рекламирует конфеты от «Мэйдзи Сейка» — известного японского производителя. После чемпионата мира Японию охватила настоящая эпидемия бэкхемомании. Кондитеры, например, решили, что лучшего рекламного героя, нежели капитан английской сборной, для своей продукции просто не найти. В декабре прошлого года в центре японской столицы был установлен трехметровый памятник Бэкхему. И не какой-нибудь, а из шоколада. На изготовление сладкого памятника ушло несколько тысяч плиток шоколада. Фанатки Бекхэма все норовили лизнуть своего кумира или откусить от него кусочек. Чтобы оградить скульптуру от посягательств, шоколадного футболиста поместили в прозрачный саркофаг и приставили охрану.

Чтут при жизни своих кумиров и норвежские поклонники спорта. В местечке Симостранда, на родине биатлониста Оле Эйнара Бьорндалена, завоевавшего в Солт-Лейк-Сити три золотые олимпийские награды, установили бронзовый памятник. Оле Эйнар Бьорндален вошел в «Клуб трехкратных олимпийских золотых медалистов Норвегии», став седьмым членом клуба, которому на одних зимних Олимпийских играх удалось завоевать три золотые медали.

Оле Эйнар — не первый скандинавский спортсмен, удостоившийся прижизненного памятника. Герою Олимпиады-52 норвежскому конькобежцу Ялмару Андерсену, который завоевал три золотые медали в Осло, при жизни установлено три памятника — около стадиона «Бишлетт» в столице Норвегии, в конькобежном центре в Хамаре и в его родном Тронхейме. Перед главным входом на знаменитый стадион «Бишлетт», где в 1952 году проходили зимние Олимпийские игры, сооружен памятник не только Андерсену, которого в народе любовно зовут Яллас. Напротив — памятник известной норвежской бегунье Грете Вайц. Во время традиционного весеннего пробега спортсменка ежегодно стартует вместе со всеми желающими от своего памятника.

В Нью-Йорке установлен четырехметровый памятник теннисисту Эшу, умершему от СПИДа

И все же прижизненные памятники — это, конечно, не правило, а, скорее, исключение. Вообще, памятников великим спортсменам в мире немало.

Теннисная ассоциация США увековечила имя американского спортсмена Артура Эша, установив памятник в виде обнаженного теннисиста, подающего мяч. Четырехметровая статуя стоит на нью-йоркском стадионе имени Эша, на котором проходят матчи турнира «US Open». Артур Эш родился в 1943 году в Ричмонде (США). Его мать умерла, когда малышу было всего шесть лет. Благодаря своим незаурядным физическим данным он смог впоследствии стать первой ракеткой мира. Эш выиграл Открытый чемпионат США в 1968 году, а в 1975-ом — Уимблдон, став первым чернокожим победителем этого состязания. Умер он от СПИДа в 1993 году, не дожив пять месяцев до своего 50-летия.

В Харькове на площадке городского сада имени Тараса Шевченко лежит на постаменте из черного гранита бронзовый футбольный мяч диаметром полтора метра. В церемонии открытия принимали участие легендарный футболист Олег Блохин, который первым расписался на мяче-памятнике.

Самый большой в мире памятник биатлонисту — в Екатеринбурге. Чугунное изваяние высотой 4,5 метра посвящено победам биатлонистов города на Олимпийских играх и чемпионатах мира и находится на базе местного «Динамо». А жители Екатеринбурга создали один из самых величественных памятников спортсменам: высота фигуры конькобежца — три с половиной метра.