Политика

Доставляя отпечатанные в канаде гривни, участники спецоперации «щит украины» действовали по всем правилам мировой практики

0:00 — 23 августа 2003 eye 385

«Нелегальной транспортировки оружия под чужим флагом» во время выполнения этого ответственного государственного задания не было и быть не могло, заявляет руководитель операции генерал-лейтенант запаса Василий Крутов

19 августа сего года запорожский собкор «ФАКТОВ» Юрий Гаев опубликовал интервью с председателем правления международной общественной организации «Международное антитеррористическое единство» Василием Крутовым об операции «Щит Украины», обеспечивавшей в начале 90-х годов тайную доставку отпечатанной за рубежом национальной валюты. Читателей заинтересовала организация, которую возглавляет генерал Крутов, и корреспондент «ФАКТОВ» попросил Василия Васильевича подробнее рассказать о ней. Правда, разговор начался с уточнения нескольких эпизодов упомянутого интервью, в заголовке которого, к сожалению, журналист исказил некоторые обстоятельства проведения операции. В частности, Василий Крутов отметил: «Доставка денег в страну -- очень важная миссия. И вполне логично, что мои подчиненные имели при себе все необходимые средства для отражения любой возможной террористической или пиратской атаки. Этими средствами защиты сотрудники владели исключительно на законных основаниях, проходя установленную процедуру декларирования, что и предусмотрено международными законами, регламентирующими подобные мероприятия. А причины опасаться нападения были. За период 1984--2003 г. г. количество только официально зафиксированных случаев пиратских нападений на морские суда превысило три тысячи. Ныне такие акции совершаются практически ежедневно. Только в 2001 году было осуществлено 370 нападений, а в 2002 -- 383, в том числе в таком, казалось бы, спокойном и цивилизованном регионе, как Средиземное море».

«Наше государство и общество не должны допустить того, чтобы стать слабым звеном»

-- Это правда, что ради обеспечения безопасности операции даже наши дипломатические представительства за рубежом не ставились в известность?

-- В деятельности спецслужб всех стран существует практика, когда о серьезных операциях за рубежом ставится в известность только посол, но отнюдь не весь дипломатический состав посольства.

Что же касается тогдашнего посла Украины в Канаде Левко Лукьяненко, то хотелось бы подчеркнуть, что его личный вклад в дело обеспечения нашей страны национальной валютой достоин высокой оценки.

-- Василий Васильевич, сегодня вы возглавляете общественную организацию «Международное антитеррористическое единство». Считаете, можно противостоять терроризму, образно говоря, «на общественных началах»?

-- Долгие годы я занимался и в практическом, и в научном плане проблемами борьбы с терроризмом. Созданная нами организация объединяет людей, обеспокоенных нарастающей угрозой терроризма и экстремизма. Тех, кто понимает, что необходимо искать конструктивные пути гражданского противодействия «чуме ХХI века», создавать нравственный климат, полностью дискредитирующий и отвергающий терроризм, как в свое время рабство. Конкретные направления этой работы нами определены, но это тема отдельного разговора.

-- Каковы цели и стратегические направления деятельности вашей организации?

-- В первую очередь -- информировать общество о современных тенденциях в международном терроризме, привлечь внимание к этой проблеме, прежде всего в Украине. Главная же цель -- свести социальную базу терроризма и экстремизма до минимума, достигнуть общественного неприятия террористической идеологии.

-- Почему именно сегодня возникла идея включения общественных сил в борьбу с терроризмом? Не дань ли это политической моде?

-- Отнюдь. Кого нужно убеждать в том, что любую кризисную ситуацию лучше предупредить, чем бороться с ее последствиями? Сегодня мы спокойно ходим в театр, на концерты, другие массовые мероприятия. Однако нельзя думать, что системный терроризм обойдет нас стороной. Было бы недальновидным и безответственным недооценивать существование такой угрозы, ведь Украина стала активным игроком в системе международной безопасности -- это во-первых. Во-вторых, в своем стремлении к массовым жертвоприношениям организаторы терактов учитывают потенциальную готовность стран к противодействию и выбирают наиболее уязвимые места. Наше государство и общество не должны допустить того, чтобы стать таким слабым звеном.

-- А как вы себе это представляете?

-- Нужно создать многофункциональную систему противодействия экстремизму и терроризму. Наше общество уже готово и должно стать полноправным партнером государственных структур в создании эффективных механизмов защиты собственности, прав и жизни человека, преодоления чиновничьего произвола и противостояния криминалитету. Эти негативные явления могут стать почвой для экстремистских проявлений внутри страны. Уверен, что противодействующая роль общества, без преувеличения, станет определяющей среди приоритетов политики национальной безопасности.

«Специфический рынок услуг в сфере безопасности в Украине развивался хаотично»

-- Что конкретно делается сегодня вашей организацией?

-- «Международное антитеррористическое единство» инициирует формирование негосударственной системы безопасности предпринимательства. Сегодня в Украине не счесть негосударственных служб безопасности предприятий, фирм и банков, а также организаций, специализирующихся в сфере охранной деятельности. Много частных структур занимаются и вопросами информационной, коммерческой, финансовой и экологической безопасности. К сожалению, этот специфический рынок услуг в Украине развивался хаотично, в том числе из-за отсутствия необходимого организационно-правового обеспечения. Не буду анализировать детально причины сложившегося положения. Скажу только, что фактически весь негосударственный сектор, включая объединения, ассоциации и общественные организации, находится вне процесса единой политики обеспечения безопасности предпринимательства.

-- Какое это имеет отношение к борьбе с терроризмом?

-- Известно, что именно в сфере предпринимательской деятельности и бизнеса совершается большинство преступлений, которые по способам, средствам и разрушительным результатам близки к террористическим проявлениям. Например, во многом из-за отсутствия веры в возможность защитить свои интересы в законном порядке отдельные предприниматели прибегают к криминальным способам разрешения разногласий. Совершаются уголовные преступления, имеющие террористическую окраску: заказные убийства, захват заложников и другие. И это только один аспект большой проблемы, требующей усиленного внимания и гражданского контроля над системой национальной безопасности.

Второй аспект заключается в оттоке из госструктур квалифицированных, обладающих специальными знаниями и специфическими навыками кадров. Убежден, что при наличии господдержки процесс формирования негосударственной системы безопасности предпринимательства в Украине будет управляемым и эффективным. В частности, наша организация подготовила конкретные предложения, касающиеся комплексной программы трудоустройства и переквалификации военнослужащих, которые будут увольняться в процессе военной реформы.