Полет украинско-российской машины запретили, когда она уже вырулила на взлетную полосу. Разрешение поступило сразу же, как только президент РФ покинул аэродром в Жуковском
Позавчера, прилетев в подмосковный город Жуковский на МАКС-2003, группа украинских журналистов сразу же попала на пресс-конференцию земляков-киевлян из Авиационного научно-технического комплекса имени Антонова. Одной из основных тем стал скандальный инцидент -- срыв демонстрации президенту России полета не имеющего аналогов самолета Ан-70.
На банальный вопрос «Как у вас дела?», который мы задали сотрудникам антоновского КБ, встречавших в Жуковском «журналистский десант» из Киева, услышали эмоциональное: «Содом и Гоморра -- 19 августа, в первый день работы МАКСа, здесь было такое столпотворение, что из-за автомобильных пробок мы смогли выехать с территории выставки только в полтретьего ночи, а самые «удачливые» из участников -- аж в 5 утра. И это при том, что в 9 часов нужно было вновь быть в Жуковском. Впрочем, это ерунда по сравнению с разочарованием, которое мы пережили, когда не удалось продемонстрировать Владимиру Путину полет Ан-70. Сейчас поедем на пресс-конференцию, там вам расскажут о случившемся подробнее».
Подъезжая к выставленным бесконечными рядами самолетам и вертолетам, мы сразу же заметили Ан-70 -- он стоял на перекрестке полос аэродрома. Напротив красовался легендарный стратегический бомбардировщик В-52, который находится на вооружении армии США более пятидесяти лет. Он, кстати, пользовался большой популярностью у посетителей: каждый, у кого была камера, фотографировался возле этой машины. Когда я подошел посмотреть на нее, мне пришлось выполнить просьбы пятерых человек «щелкнуть» их возле В-52.
На пресс-конференции журналисты узнали, что за приличное место для демонстрации Ан-70 пришлось побороться: организаторы-де намеревались поставить самолет на задворках выставки. Впрочем, все, что связано с показом «семидесятки» на МАКСе, было сопряжено с большими трудностями.
Антоновцам все же удалось добиться включения Ан-70 в программу полетов, но, как заявил «ФАКТАМ» заместитель генерального конструктора АНТК им. Антонова Олег Богданов, от его шефа потребовали расписку в том, что с самолетом ничего плохого не случится. Договорились, что Ан-70 поднимется в воздух в присутствии президента России Владимира Путина. Авиашоу началось с полетов новых российских самолетов. «Семидесятка» должна была взлететь на 37-ой минуте представления. Самолет вырулил на взлетную полосу, и пилот ожидал команды руководителя полетов. Но, к недоумению присутствующих, машина все не взлетала. Пауза затягивалась, и Владимир Путин покинул выставку.
-- Я хочу, чтобы вы знали: руководитель полетов запретил нам взлетать, -- заявил на пресс-конференции командир экипажа Ан-70 летчик-испытатель Виталий Горовенко. -- Взлет нам разрешили, когда Путин уже улетел.
Любопытно: утром в тот день многие полагали, что полеты вообще не состоятся -- небо было плотно затянуто тучами. Но затем минут на двадцать зарядил сильнейший дождь, после чего небо стало на удивление чистым. «Чудо», как меня уверяли свидетели, произошло благодаря тому, что в облаках было распылено специальное вещество, заставившее пролиться дождь. Опровергнуть или подтвердить эту версию никто не смог, даже руководитель аэродрома в Жуковском.
Зато доподлинно известно, что Владимир Путин прибыл на МАКС на одном из двух новеньких вертолетов Ми-17, изготовленных по спецзаказу государственной авиакомпании «Россия». Машины, сделанные для президента РФ, соответствуют самым высоким требованиям безопасности, а их салоны разрабатывались совместно с западной фирмой и имеют статус VIP (для высокопоставленных лиц). Об этом на пресс-конференции рассказали представители вертолетных КБ.
В украинском павильоне мы имели возможность увидеть, что представляют собой такого рода салоны. Свой вариант продемонстрировало харьковское предприятие «ИнтерАМИ»: шикарные кожаные кресла, диван, бар, телевизор, акустическая система Права на некоторые дизайнерские решения, например, на стильные шторы для иллюминаторов, защищены государственными патентами.
-- За несколько дней до начала МАКСа мы продемонстрировали представителям государственной авиакомпании «Украина» (она обслуживает высшие должностные лица страны) выполненный заказ -- самолет Ан-74 ТК 300 с салоном VIP-класса, -- рассказал главный инженер «ИнтерАМИ» Вадим Калинин. -- Заказчик отказался от того, чтобы в салоне был установлен диван. Остановились на шести кожаных креслах и столах. Для их изготовления использованы редкие породы дерева: тропическая памела-махагони, падуб, канадский клен. Пепельницы покрыты позолотой. Есть видео- и аудиотехника, бар. Салон состоит из трех частей (две из них -- для лиц, сопровождающих VIP-персону) и двух кухонных блоков. Заказчики остались довольны нашей работой. Прежде мы выполняли салоны VIP-класса для частных лиц из Украины и России в Як-40 и чешском L-410.
Еще одним сюрпризом украинской экспозиции стала знаменитая система радиолокационного обнаружения воздушных целей «Кольчуга». Хотя ее в буквальном смысле задвинули на задворки выставки, отбоя от желающих увидеть ее не было. Интересовались «Кольчугой» в основном иностранные военнослужащие, особенно американцы. Кстати, последние представили на МАКСе несколько своих боевых машин, в том числе широко известный бомбардировщик F-16, и продемонстрировали его в полете. Вероятно, опасаясь террористов, американцы охраняли свои самолеты по 5--7 человек, не подпуская к ним посетителей ближе, чем на 10 метров.
Россияне для обеспечения безопасности на МАКСе задействовали около пяти тысяч милиционеров. Даже после обеда посетители и участники выставки, возвращаясь на авиасалон, подвергались такому же досмотру, как в аэропорту: содержимое сумок просматривали через специальный аппарат, а людей проверяли металлоискателем.
Дожди внесли коррективы в программу полетов, которая планировалась беспрецедентной по количеству участвующих в ней самолетов. Но и то, что успели продемонстрировать военные летчики из России, США, Франции, Италии, оставило сильнейшее впечатление: программы напоминали акробатические трюки. Если позволит погода, полеты будут продолжены сегодня и завтра. Антоновцы надеются, что им разрешат полетать еще раз.
-- Противодействие проекту Ан-70 со стороны отдельных высокопоставленных лиц идет вразрез с недавней договоренностью премьер-министров Украины и России о продолжении сотрудничества, -- заявил Олег Богданов. -- Российские специалисты высоко оценивают качества машины. А то, что в ходе испытаний были выявлены недостатки -- это нормально. Ведь так бывает с любой новой техникой. Все замечания правительственной комиссии по поводу Ан-70 устранены, и препятствий для продолжения совместных испытаний сегодня нет. Причины же торможения проекта руководством ВВС России не технические, а финансовые.
Напомним: вопрос о том, что средний транспортный самолет Ан-70, испытания которого подходят к завершению, будет поступать на вооружение армий Украины и России, еще в прошлом году казался решенным. Но в апреле главком Военно-воздушных сил России генерал-полковник Владимир Михайлов вдруг стал выступать за другое решение -- поставку модернизированного варианта Ил-76, нещадно критикуя при этом Ан-70. Михайлов договорился до того, что если «семидесятка» будет выступать с демонстрационным полетом на МАКСе, то она разобьется.