Происшествия

«после того, как церковь разрушили, завод стали преследовать неудачи: увольнялись рабочие, менялись директора, не выполнялся план»

0:00 — 27 августа 2003 eye 306

Через 70 лет восстанавливается храм Петра и Павла

Храм первоапостолов Петра и Павла на Куреневке закрыли в 1933-м. Его помещение использовалось заводом киноаппаратуры, а потом и вовсе было снесено. Лишь через 70 лет на этом месте возрождается духовная жизнь. То, что сейчас возведено, пока называется всего лишь «временным архитектурным сооружением», но строители уверены, что со временем Петропавловский храм восстанет во всей своей былой красе.

«Вашей преступной деятельности наступил конец. Давайте показания. »

Последним настоятелем храма Петра и Павла был Борис Саврасов. Как и многие священники он был репрессирован и канул в неизвестность, не оставив по себе даже фотографий. Но материалы его дела хранятся в Государственном архиве Службы безопасности Украины, где я их и нашла.

Вот она, папка в грубой обложке. Длинный, несколько раз перечеркнутый номер дела. В папке не больше сотни листов, но и этого, говорят историки, изучающие дела репрессированных, более чем достаточно. В те годы жизнь человека часто решала одна бумажка -- с приговором.

Первый лист дела -- анкета арестованного. Саврасов Борис Михайлович почти всю жизнь проработал мастером золотых и серебряных дел и только в 1922 году, когда ему исполнилось 47 лет, решил стать священнослужителем. Что двигало этим человеком, нам не узнать. Но за свой выбор ему пришлось расплатиться жизнью. После того как закрыли Петропавловский, Борис Михайлович сменил шесть храмов, которые закрывались один за другим. А в октябре 1938 года к нему пришли с ордером на обыск и арест. В документе не указывалась причина ареста, но о ней говорит первая же фраза в протоколе допроса: «Вы обвиняетесь в принадлежности к антисоветской организации. Преступной деятельности наступил конец. Начните давать показания. » «Я не буду убеждать, что по своим взглядам не был враждебен советской власти», -- говорил Саврасов. Но позже он подпишется и под тем, что состоял в организации, которая проводила «деятельность, направленную на подрыв советской власти», и под тем, что проводил агитацию среди населения, чтобы, в случае нападения иностранных войск, люди им не оказывали сопротивления (это в 1938 году-то! -- Авт. ).

«Добыв» эти сведения, следствие передало дело в суд, но тот принял решение лишь через несколько месяцев: подсудимый находился в терапевтическом отделении тюремной больницы из-за воспаления почек и проблем с сердцем. На суде Борис Михайлович отказался от своих показаний, объяснив, что в тюрьме «сознался» во всем, чтобы его больше не вызывали на допросы. Суд трактовал его слова следующим образом: подсудимый пытается уклониться от наказания за содеянное преступление. » Саврасова приговорили к пяти годам работ в исправительных трудовых лагерях и ограничению в правах на пять лет.

Борис Михайлович подавал кассационную жалобу в Верховный Суд УССР: «Прошу срочно пересмотреть мое дело…, а также изменить меру пресечения и освободить из-под стражи. Мой преклонный возраст и заболевание сердца не позволяют мне находиться в тюрьме». Суд был непреклонен: поскольку преступление доказано, то нет причин для удовлетворения жалобы.

Дальнейшая судьба священника неизвестна: в материалах дела нет ни даты смерти, ни даты освобождения. В 1990 году его дети пытались узнать о судьбе отца и хлопотали о реабилитации. 27 октября 1992 года было вынесено соответствующее постановление -- «из-за недоказанности вины». Но родные Саврасова до этого дня не дожили.

«Здание служило заводу то клубом, то цехом… »

А что же сталось с храмом, который вел свою историю с 1735 года? Его закрыли, а купол снесли. Убрали и колокольню. С 1944 года здание служило заводу клубом, позже гальваническим цехом, а затем проходной. Оно обросло различными постройками, так что снаружи практически потеряло храмовые очертания. А в 1984 году его окончательно разрушили.

-- Здание бывшего храма решено было снести ввиду расширения завода, а на его месте построить новый административный корпус, -- рассказывает бывший работник завода КИНАП Иван Васильевич. -- Старые люди говорили: «Не к добру это. » -- Но их не слушали. Привезли строительный кран и подвешенным на крюке грузом стали бить в стены. Ударили раз -- ничего! Даже трещины не появилось. Второй, третий -- стоит! Только после седьмого удара стены поддались. От церкви остались одни кирпичи, которые рабочим было разрешено забрать для своих нужд. Поговаривали, что у директора и его заместителя гаражи были выстроены из этого кирпича. Не построить, а под ними вдруг обнаружились подземные воды. Да и с заводом стали происходить странные вещи: увольнялись массово люди, один за другим менялись директора, «горел» план, хотя до этого предприятие считалось передовым. Верующие люди утверждали: все беды из-за того, что надругались над храмом. Высказывались за его восстановление. Сегодня это стало возможным.

Возглавил строительство храма отец Тимофей. Человек из семьи, которая служила церкви несколько поколений, он слышал о храме Петра и Павла еще от деда. Увы, в советское время не мог и думать, что займется когда-либо его возрождением.

-- Мать сказала: «Получи нормальное образование, а потом -- как Бог даст», -- рассказывает отец Тимофей. -- Я закончил Киевский инженерно-строительный институт, а потом семинарию. И вот судьба привела меня сюда. Церковь пока еще недостроена и официально называется «временным архитектурным сооружением». Но сюда уже с радостью приходят люди.