Женщины-водители лучше мужчин знают, но хуже применяют правила дорожного движения и чаще улыбаются гаишникам
Лет десять назад «работала» примета: если встретишь женщину за рулем -- загадывай желание, и оно исполнится. Увы, вслед за многими природно-погодными, утратившими свой смысл в результате бурной жизнедеятельности человека, и эту примету постигла та же участь. В последние лет пять экзамены на право вождения автомобиля в столице женщины и мужчины сдают приблизительно в пропорции: 60--70 к 30--40, рассказал «ФАКТАМ» заместитель начальника МРЭО-2 Александр Степанов. А каждую восьмую машину в Киеве водит женщина.
Мужчины-водители, раньше чувствовавшие себя полноценными хозяевами дорог и снисходительно посмеивавшиеся над «бабами за рулем», занервничали. Теперь и рост числа дорожно-транспортных происшествий они склонны объяснять тем, что на дорогах слишком много женщин (сотрудники ГАИ, правда, утверждают, что женщины реже становятся виновниками ДТП -- это с учетом процентного соотношения). Когда же мой коллега, задыхаясь от возмущения после поездки со своей знакомой домой за рулем «Мерседеса», заявил: «Надо вообще запретить женщинам садиться за руль. Они ведут себя, как мужчины: подрезают, обгоняют», -- я поняла, что из-под «ног» этого мужского шовинизма нужно выбить почву. Или же сдаться и навсегда закрепить мужчин на завоеванных позициях.
Инспектора столичного полка ГАИ, сотрудники МРЭО и сотрудники Госавтоинспекции, постоянное место службы которых -- центр Киева, гарантированное Основным Законом страны половое равноправие не оскорбляют даже постановкой вопросов, имеют ли право женщины водить и не следует ли обезопасить других участников дорожного движения, обязав дам предупреждать о своем приближении «туфелькой» на авто, не то что статистикой, разделяющей участников ДТП по половому признаку. Инспектора ГАИ, в отличие от многих среднестатистических водителей, оценивают ситуацию со стороны и ничего угрожающего, похоже, в засилье женщин на дорогах не видят. Конечно, то, что все больше дам ездят в автомобилях слева, несет для участников движения некую новизну, но Тот же А. Степанов, к примеру, так ответил на блиц-опрос «ФАКТОВ»:
-- Кто лучше сдает экзамены? Мужчины или женщины?
-- Женщины.
-- Кто чаще нарушает правила?
-- Мужчины.
-- Кто чаще садится за руль в подпитии?
-- Мужчины.
-- Кто чаще нарушает запрет на пользование мобильным телефоном за рулем?
-- Мужчины.
-- А кто, по-вашему, лучше водит?
-- Мужчины.
Увы, женщинам принадлежит другое первенство. 17 августа 1896 года первой жертвой автомобиля, который двигался со скоростью 6,4 км/час, стала пожилая англичанка.
Что же входит в понятие «водить хорошо»? Лена, водитель с 15-летним стажем, уверена, что это значит -- чувствовать свою машину и не бояться ее. Александр Степанов считает преимуществом мужчин то, что они водят «резче». Инспектора ГАИ сошлись в том, что дамы излишне осторожничают и ездят слишком робко и неуверенно, что не есть хорошо ни для них, ни для других участников движения.
-- У меня есть знакомая, у которой принцип -- не превышать скорость 55 километров в час, -- рассказывает Сергей, инспектор дорожно-патрульной службы столичного полка ГАИ. -- Можете себе представить ярость тех, кто едет за ней и рядом с ней. Конечно, превышение скорости недопустимо, но и «красться» так -- означает создавать аварийные ситуации.
Другой инспектор, Анатолий, между прочим, утверждает, что издали узнает автомобиль, управляемый женщиной, -- «по походке». «Часто бывает так: едет кто-то, а я говорю коллеге: или пьяный, или женщина. Так обычно и бывает». Многие мужики-водители, завидев автомобиль с дамой за рулем, пропускают его вперед -- и далеко не всегда из джентльменских соображений, чаще «подает голос» инстинкт самосохранения.
Не стоит, вероятно, напоминать о вещах банальных, к примеру, о том, что женщины-водители, как и мужчины, очень разные. Основные же типажи, наверное, такие.
«Трудяга». Профессионалка с хорошим стажем вождения, уверенная, спокойная, чувствует себя на «большой дороге», как рыба в воде. Мария Власенко, заместитель начальника отдела Департамента ГАИ МВД Украины, вспоминает об одной из таких водителей: «Какое-то время в одном из АТП столицы мы арендовали для выездов телегрупп РАФик. Водители этого РАФа менялись, но самой лучшей из них была Галя. С ней было так приятно ездить: всегда в хорошем настроении, и ездила лучше любого мужика -- уверенно и одновременно не резко. Мы всегда просили, чтобы именно Галочка нас возила, и радовались, когда это случалось». Таких женщин не очень много, но они есть и в таксопарках, и в полку ГАИ, и даже среди дальнобойщиков, есть они и среди любителей. Их стиль практически неотличим от мужского, а вот реагируют на неожиданности на дорогах они спокойнее второй половины человечества. Возраст «трудяг» -- «бальзаковский» и старше, их машины -- чаще «Жигули» или подержанные иномарки.
«Бизнесвумен» -- водители от 30 до 45 лет, стиль вождения -- резкий, рисковый, любят испытывать возможности своих автомобилей, отношение к которым -- утилитарное. Предпочитают юркие, небольшие и обязательно новые иномарки. По мнению инспекторов ГАИ, эти дамы водят лучше других, так как машины заводят для дела, а не для поездок по ночным клубам. Телезвезда Руслана Писанка, например, водит давно и в нынешнем году на ралли, которое проводила «Комсомольская правда», заняла второе место. Неплохо водит свой джип супруга столичного мэра Людмила Омельченко. Эта столь же любезная, сколь и элегантная дама, неизменно вежлива с гаишниками, даже когда те останавливают ее за незначительные промахи. Леди, одним словом. Вкусы относящихся к этой категории представительниц шоу-бизнеса несколько иные -- им подавай машины престижные, яркие, эксклюзивные. Например, Наталья Могилевская водит, и, по мнению гаишников, неплохо водит, двухместный «Мерседес» или джип, а Руслана Лыжичко -- «Хаммер».
«Папина дочка». Чего только не встретишь на столичных улицах. Сергей вспоминает, как у него на глазах из-за руля огромного, как танк, «Шевроле-Сурбарана» легко, как из какого-нибудь «жучка», выпорхнула 18-летняя красотка. Другая девушка водит по Киеву ярко-желтый «Хаммер», а самый дорогой столичный автомобиль, управляемый юной водительницей -- ярко-желтый же «Феррари». «Между прочим, около 400 тысяч долларов такая игрушка стоит», -- уточняет Сергей. Юные леди, в отличие от более практичных дам первых двух категорий, предпочитают спортивные авто и кабриолеты. У работников ГАИ к ним особых претензий нет, хоть Анатолий как нежеланный, но распространенный типаж отметил такой: «Ногтями одной руки держит руль, а ногтями другой -- мобильник». А вот другие участники движения не очень-то довольны. Один из коллег, управляющий стареньким «Москвичом», обратил внимание, что молодые дамы, сидящие за рулем «крутых тачек», значительно высокомернее мужчин -- водителей таких же машин.
Сергей, смеясь, рассказал, как остановил за незначительное нарушение такую вот малышку, управлявшую БМВ, и попросил у нее техпаспорт ее авто. Девушка лучезарно улыбнулась и выдала ему даже два -- «мерседесовский» и «ягуаровский». «Извините, но сегодня вы на БМВ», -- напомнил инспектор. И, порывшись в документах еще минуту, забывчивая водительница выдала ему нужный техпаспорт. Ночью на Крещатике и других центральных улицах Киева мажорные водительницы устраивают настоящие гонки. С замиранием сердца за ними наблюдают гаишники, а когда останавливают авто, мчащееся с запредельной скоростью, то частенько обнаруживают, что дама за рулем еще и пьяна. В ночном городе именно эти претендентки на участие в «Формуле-1», а не мужчины создают аварийные ситуации. Хоть, конечно, подавляющее большинство женщин и сами за рулем «ни-ни», и очень переживают, если такое случается с их мужьями. Например, в тот день, когда угнали БМВ Екатерины Серебрянской, в Шевченковское райуправление милиции поступило еще одно заявление об угоне. Оказалось, что подвыпивший муж, не спросив разрешения жены, взял ее машину, и обеспокоенная супруга заявила ее в угон. Ей пытались объяснить, что это чревато тем, что обнаруженный автомобиль попадет на штрафплощадку и забрать его можно будет, лишь заплатив немалый штраф. Но обеспокоенную даму волновало лишь то, что за рулем нетрезвый муж. К счастью, вскоре и машина, и мирно храпящий супруг были обнаружены на даче, но высокая сознательность, проявленная женщиной, гаишниками была оценена по достоинству.
«Мужняя жена». Большинство женщин, имеющих права, редко садится за руль. Они получают их для подстраховки -- мало ли, выпьет муж или заболеет. Тут-то верная подруга и подставит плечо.
35-летняя Татьяна водит свой БМВ недавно, но уже оценила все преимущества своего пола. «К женщине-водителю лучше относятся и другие водители, и гаишники. Когда я ездила совсем неуверенно, часто практиковала следующее: растерявшись в сложной для меня ситуации на дороге, разворачивала машину поперек движения и просила милиционера помочь. Помогали все и всегда. Водители, которым я фактически мешала ехать, снисходительно давали советы. Муж, однажды проезжавший мимо, когда я проводила очередную проверку мужского великодушия, заявил, что спокоен за меня, и укатил восвояси». Инспектора ГАИ тоже признаются, что не всегда могут устоять против улыбки симпатичной мордашки.
Все рассказанное столичными стражами автопорядка убеждает в одном: женщины за рулем -- не хуже и не лучше мужчин. Они просто другие. Англичане вообще говорят, что мужчины и женщины -- это разные расы. Ну и что? Мы ведь не расисты.
P. S. Дамы «битые» (в смысле ДТП) советуют вновь вступающим на эту стезю не использовать для этого новые машины (5--6-летние здесь будут в самый раз) и, конечно, выбирать автомобили с автоматической коробкой передач.