Происшествия

«мамочка, а у тебя хватит денег меня выкупить? « -- спрашивала, просыпаясь среди ночи, десятилетняя девочка узнав, что ее кто-то собирается похитить

0:00 — 2 декабря 2003 eye 485

Пятьдесят херсонских семей получили письма с требованием заплатить крупные суммы за информацию о готовящемся похищении их детей. Через пять дней злоумышленники, державшие в напряжении горожан, были задержаны

«Вашего ребенка держат на мушке, за ним уже несколько дней ведется наблюдение!» Сразу 50 конвертов с таким предупреждением были брошены в почтовый ящик у херсонского главпочтамта. Тех, кто 15-16 ноября эти письма получил, объединяло, как потом оказалось, только одно: все они жили в достатке.

«Когда приятельница позвонила мне, голос у нее был такой, будто вооруженные бандиты уже стояли на пороге»

Припугнуть женщину проще простого, особенно если у нее есть дети.

-- В субботу вечером я вызвала такси, чтобы поехать к кумовьям на чашечку кофе, -- рассказывает Наталья Жукова. -- Сын Женя оставался дома один. Уже у калитки заметила конверт. Почтового ящика у нас нет, почтальон обычно бросает корреспонденцию через забор. Распечатала письмо в машине и попросила таксиста остановиться у первого же фонаря.

Пассажирка дважды перечитала полстранички набранного на компьютере текста и решила срочно вернуться домой.

-- Сына не так напугало содержание письма, -- невесело улыбается женщина, -- как моя реакция. Я была в истерике! Муж, моряк, в рейсе, мне без него всегда тревожно, а тут такое…

Некий «майор одного из правоохранительных ведомств» (так было подписано послание) сообщал Жуковым, будто ему доподлинно известно, что планируется похищение Жени. За вашим ребенком, утверждал автор, уже несколько дней следят, его собираются украсть и потребовать выкуп. Органы готовы предупредить преступление, но сделать это легче на «условиях сотрудничества». А потому, дескать, срочно переведите тысячу долларов на банковский счет, реквизиты которого прилагаются…

-- Я поняла одно, -- говорит Наталья Константиновна, -- меня собираются шантажировать! Сын успокаивал: не стоит сходить с ума из-за дурацкого розыгрыша, наверняка кто-то из одноклассников решил позабавиться. Но шестое чувство подсказывало -- за предупреждением кроется совсем не шуточная угроза.

Страх молодой женщины усугублялся тем, что у ее знакомых несколько лет назад похитили сына-студента. Преступники выманили у родителей около десяти тысяч долларов и в конце концов убили парня. Поэтому ни в розыгрыши, ни в шутки Наталья Константиновна не поверила с самого начала.

В тот же вечер Жуковы обзвонили родственников, дом наполнился людьми. Целых пять суток, пока не поступило сообщение о задержании авторов письма, вся большая родня, друзья не покидали уютный особнячок на улице Старостина в Херсоне.

-- Когда Наташа позвонила, -- вспоминает приятельница Жуковой, -- голос у нее был такой, словно вооруженные бандиты уже стояли на пороге.

По настоянию друзей Наталья Константиновна все же обратилась в милицию, но не в райотдел, а в областное Управление по борьбе с организованной преступностью.

-- Там отнеслись к письму очень серьезно, -- рассказывает Наталья Жукова. -- А пока мы стали жить будто на осадном положении. Хотелось буквально приковать Женю к себе, чтобы видеть его каждую секунду, но было решено не прерывать занятия: неизвестно, сколько продлится тревога, не бросать же сыну школу. Я Женю и раньше на машине отвозила в колледж, а теперь без меня он и за калитку не выходил. Трое суток я не ела, не спала, только пила кофе и курила. Пока сын был в школе, буквально сходила с ума. Но никто не мог сказать, когда этот кошмар закончится. Немножко стало легче, когда узнали, что такие письма получили не только мы. Женя хорохорился: мол, среди тех, кого намереваются похитить, есть двенадцатилетний паренек, им же легче будет украсть его, а не меня, четырнадцатилетнего…

Воображение Натальи рисовало жуткие картины: сына увозят куда-нибудь в Молдавию или Россию…

-- Женщина, вы, наверное, любите читать детективы, -- улыбались убоповцы, но сами готовились к не менее неожиданным сюрпризам.

«Мы опасались, что в городе начнется паника»

-- 15 и 16 ноября к нам обратились семь человек, -- рассказал «ФАКТАМ» заместитель начальника УМВД Украины в Херсонской области, начальник областного УБОП Евгений Корнишев. -- Все они получили одинаковые письма и были напуганы. Пришлось поднять по тревоге горотдел УБОП, силы технической разведки, другие подразделения. В известность тотчас же был поставлен прокурор области. Мы начали отрабатывать круг связей адресатов, но друг с другом они оказались незнакомы, не пересекались и пути их детей: ребята учились в разных учебных заведениях… Тогда решили поработать с почтальонами, но это тоже не приблизило нас к разгадке. Тем временем количество обращений в милицию росло. Через день их было уже девять, потом двенадцать, потом восемнадцать. Мы опасались, что в городе начнется паника.

Задержав некоего Добринского, на чье имя в банке был открыт счет, указанный в письмах, сыщики узнали: минувшим летом мужчина, вернувшись из мест заключения, дал в газете объявление о том, что ищет работу. Добринскому позвонили и предложили 30 гривен за открытие банковского счета на его имя. Так в руках мошенников оказалась кредитная карточка на подставное лицо, по которой удобно снимать со счета деньги через банкоматы. Тем более что получить по пластиковой карточке деньги можно даже в другой стране. Заблокировать счет? В этом случае мошенники останутся с носом, но и милиция тоже -- задержать никого не удастся.

-- Выяснили, что Добринский встречался с неким Сашей, белобрысым пареньком лет двадцати, -- рассказывает начальник Херсонского городского отдела УБОП Геннадий Шнабский. -- Вот и все, что он смог сообщить…

В подробности проведенной операции убоповцы прессу не посвящают. Известно только, что один из отправителей писем был задержан, когда пришел проверить, поступили ли деньги на счет.

-- Мы очень благодарны банкирам, без которых задержание злоумышленников было бы весьма проблематичным, -- говорит начальник УМВД Украины в Херсонской области генерал-майор Сергей Семкив.

Впрочем, сами банкиры предпочли остаться в тени, отказавшись от встречи с журналистом «ФАКТОВ» и попросив не приводить в публикации название банка.

«Если преступников не осудят, сам головы им откручу -- обещаю»

Передо мной список фамилий и адресов пострадавших, которых объединяет одно-единственное: они весьма состоятельные люди.

-- Поэтому и стали объектом шантажа, -- убежден Евгений Корнишев. -- Злоумышленники признались, что разослали 50 писем. К нам обратилась только половина потерпевших. Среди тех, кто не стал искать защиту у правоохранительных органов, немало криминальных элементов, но и они пытались у нас консультироваться, правда, через посредников.

Многие из списка отказались встретиться с журналистом «ФАКТОВ»: изрядно переволновавшись, они не хотят заново все переживать.

-- Нет-нет, -- расплакалась женщина, которой я позвонила. -- Дайте нам возможность поскорее забыть этот кошмар! Моя десятилетняя девочка до сих пор даже во сне держит меня за руку, а ночью, просыпаясь, спрашивает: ты выкупишь меня у дядек? У тебя хватит денег?

А вот отец троих детей предприниматель Виталий Николаевич сначала посчитал все выдумкой.

-- Текст письма весьма топорный, согласитесь, -- убеждает он меня. -- Я и ночью прокручивал его мысленно и в какой-то момент решил: послание сочинили дети. Только подростки могли придумать такую глупость. Ну кто, прочитав эти байки, побежит платить? Но потом я испугался. Проинструктировал своих пацанов, особенно среднего, ему тринадцать. Решил сам отвозить ребят в школу и забирать с занятий, хотя раньше такого не делал. А в школе -- полный беспорядок: то сократят уроки, то вообще отменят. Я приезжаю, как договорились, -- а там никого. Разминулись раз, другой, -- разве не нервотрепка? Обязательно пойду на суд, хочу взглянуть на этих «майоров». Если их не осудят, сам головы им откручу, обещаю…

Все пятьдесят семей интересуются, конечно, кто же разработал сценарий этого «молниеносного обогащения».

-- Мы задержали 19-летнего парня, -- рассказывает Евгений Корнишев, -- который сообщил, что учится в одном из местных вузов. Правда, после второго семестра первокурсник был отчислен, но продолжал посещать занятия в надежде, что сумеет сдать академзадолженность и восстановиться в университете. Саша утверждает, что идея быстро разбогатеть принадлежала… его преподавателю. 30-летний «руководитель проекта» лично составлял списки кандидатов, а студент подписывал конверты, отправлял письма, бегал проверять, поступают ли деньги.

Убоповцы задержали преподавателя прямо в институте, вызвав из аудитории. Его коллеги обиделись: зачем на глазах у сотен студентов надевать на педагога наручники?! К тому же коллеги сомневаются в причастности задержанного к преступлению и полагают, что студент его оговорил.

-- Юрий -- интеллигентнейший человек, -- убеждал один из университетских профессоров. -- Он уже давно написал кандидатскую диссертацию, но пока не защитился: непробивной он, ненахрапистый, в чем-то даже несовременный. Недавно Юрий женился на нашей преподавательнице, мы так радовались, глядя на молодоженов!

-- «Руководитель проекта» и в самом деле долго отпирался, -- говорит Геннадий Шнабский. -- Только сейчас он начал давать признательные показания. Я не спорю, Юрий действительно образованный человек, знает в совершенстве немецкий и английский, читает в университете историю зарубежной культуры. Действовал умно и осторожно, старался все делать руками студента, не светиться. Кстати, у задержанных нашли дискеты с текстами на немецком языке. Злоумышленники уже готовились запустить очередную «страшилку»: «Уважаемый имярек, мне стало известно, что вас «заказали». Я знаю имя и фамилию заказчика, следую за убийцей. Он должен реализовать свой план в ближайшие дни. За 40 тысяч долларов могу сообщить вам имя этого человека, но деньги должны быть перечислены в течении часа на электронную карточку, вот реквизиты… »

Правоохранители располагают доказательствами того, что криминальная парочка готовилась рассылать это сообщение по электронной почте. Открытым остается вопрос, как далеко собирались зайти в своих действиях эти двое.

-- Мы не могли ждать, -- говорит Евгений Корнишев. -- Слишком много людей требовали поскорее задержать вымогателей.

Всего пять суток потребовалось херсонским милиционерам, чтобы найти авторов писем, которые лишили покоя десятки и десятки горожан.

-- Знаете, в чем просчет злоумышленников? -- спрашивает Наталья Жукова. -- Они были уверены: такой мелочевкой правоохранители заниматься не станут. Ведь как раньше было? Даже если у вас похитили ребенка, заявление примут только через трое суток после его исчезновения. А тут никого не похищали, только припугнули. Но милиция сработала суперпрофессионально. Поблагодарите от нашего имени убоповцев, которые напряженно работали, чтобы дать нам возможность снова жить спокойно.

P. S. Имена подозреваемых изменены