О том, как отдыхал и отдыхает политический бомонд, рассказывает директор правительственного санатория в Трускавце Владимир Балановский
Приближаются рождественские каникулы. Хочется провести их так, чтобы запомнились надолго, а для этого отдых нужно продумать уже сегодня. Интересно, а как отдыхают первые лица государства? С этим вопросом я обратилась к директору правительственного санатория «Кришталевий палац» в городе Трускавце Львовской области Владимиру Балановскому, который почти 20 лет проработал здесь главным врачом. Секретари обкомов, председатели Совета Министров УССР, премьеры и президенты -- кто только не пил воду здешних лечебных источников и не гулял по аллеям тенистых парков.
-- Владимир Петрович, звезды шоу-бизнеса нынче очень капризны в составлении гастрольных райдеров (райдер -- список требований артиста к организаторам концертов в отношении транспорта, гостиницы, еды -- Авт. ). Одному подавай люкс с обоями «в горошек», другому -- лимузин. Номенклатуре, наверное, угодить не легче?
-- Знаете, я ведь много лет работал главным врачом в районных больницах на Виннитчине. Мне и самому казалось, что правительство отдыхает по-царски. Но главное отличие номенклатурного санатория от профсоюзного всегда было не в каких-то изысках, а в отсутствии очередей. Объяснение простое: количество отдыхающих было примерно раза в три меньше, чем в обычном санатории, а штат обслуживающего персонала при этом раза в два больше.
-- А быт? Неужели в правительственном люксе не предусматривались «скатерти-самобранки» или что-то эдакое?
-- Ничего такого. Все добротное: художественный паркет, мебель, посуда, покрывала Но! Исключительно отечественного производства. Никаких евроремонтов и евростандартов. Не стану лукавить -- многие наши бизнесмены отдыхают нынче по сравнению с министрами намного роскошней.
-- Вас послушать, так чего доброго еще и ограничения в отдыхе у правительства водились
-- Были и ограничения. К примеру, пребывание в санатории с детьми строго воспрещалось. Связано это было с тем, что дети могли шуметь, а ответственным работникам требовались тишина и покой. Думаю, многие жены «пилили» мужей за то, что не могут отдохнуть всей семьей, «как люди».
-- Но в деликатесах-то хоть первым лицам отказа не было?
-- Изредка баловали икорочкой, красной рыбой, крабами. Но не каждый день, как думают многие. Эти деликатесы раз в квартал мы получали на киевских базах по разнарядке -- ни на грамм больше, ни на грамм меньше.
-- Кому-то готовили «по спецзаказу»?
-- У Леонида Кравчука, когда он впервые приехал к нам на отдых в статусе президента, мы выясняли, что он любит. Леонид Макарович улыбнулся: «Ничего не выдумывайте. Я вообще-то ем все!» Примерно такая же история и с Леонидом Кучмой была. «Особые» требования периодически возникали у инструкторов райкомов. На отдыхе многие из них любили «покапризничать»: и это им было не так, и то не эдак, хотя дома, быть может, и борща путного кое-кто из них не ел.
-- Санаторий -- это режим. Все ли важные гости его соблюдали?
-- Самым аккуратным в посещении процедур и выполнений предписаний врачей был экс-премьер Виталий Масол -- ни одной не пропустил. И непременно 18 километров в день проходил пешком -- хоть снег, хоть дождь! Труднее всего было со Щербицким: он много курил, так много, что на каждом шагу в санатории пришлось поставить пепельницы. А вот то, что ни Леонид Кравчук, ни Леонид Кучма не курят, было приятным открытием.
-- Владимир Петрович, а «по-крупному» кто-то из высоких гостей дисциплину нарушал?
-- Было дело (улыбается. -- Авт. ). Однажды мы принимали председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина. И вот за завтраком обнаруживается: Косыгин пропал, никому ничего не сказав. Вернулся лишь к ужину. «А что, я съездил во Львов электричкой! -- говорит. -- Посмотрел Львов, повидал, как народ живет » «А кушали вы где?» -- наши сотрудники спрашивают, затаив дыхание. -- «Перекусил в столовой -- обычной, рабочей столовке. Встал в очередь, взял первое, второе» Мы стоим, разинув рты: мол, как же вы рискнули? Вы ведь такое должностное лицо! А он: «Никому в голову не пришло, кто я. Никто мне и «добрый день» не сказал -- даже обидно».
-- Особая тема -- жены. Показать себя царицей -- в крови даже у простушки, а тут дамы такого «полета»
-- Тоже стереотип. Первым высоким лицом, которого я встретил уже в роли главврача санатория, был тогдашний Председатель Совета Министров Украины Александр Ляшко. Я, честно говоря, испытывал поначалу даже какое-то смятение -- ведь с такого уровня лицами общался впервые. Но потом все стало на свои места. Ляшко оказался простым, интеллигентным человеком. Познакомил со своей женой Клавдией Андреевной Давыдовой. Я даже удивился -- быть женой Ляшко на другой фамилии, какой смысл? Оказалось -- чтобы никто не догадывался, чья она супруга. Клавдия Андреевна работала завучем в одном из киевских профтехучилищ. Только его директор знал «тайну» своей сотрудницы. Она не хотела, чтобы ходили какие-то разговоры о «привилегиях». Считанные разы водитель Ляшко подвозил ее на работу, да и то останавливал машину за квартал от училища -- дальше она шла пешком. Ко всем своим ученикам Клавдия Андреевна ездила в села и райцентры на свадьбы. Только в день проводов Давыдовой на пенсию, когда в училище приехал Ляшко, непосвященным открылась истина.
-- А случалось, что высокие гости отказывались от люкса и просили номер попроще?
-- Было и такое. Недавно отдыхала у нас мать Владимира Литвина Ольга Андреевна, простая сельская труженица. Так она от «люкса» категорически (!) отказалась -- попросила поселить ее в номер с женщиной примерно такого же, как она, возраста, чтоб не было скучно и было с кем пообщаться.
-- В курьезные ситуации бомонд попадал?
-- Без курьезов не обходилось. С Александром Ляшко мы очень тесно общались. Не раз выходили в город, на рынок. И вот однажды Александр Павлович решил для Клавдии Андреевны купить орешков, изюму, кураги. Эти продукты сейчас на каждом рынке в любое время, а тогда считались деликатесом. Выбирал, пробовал Продавец-грузин сделал кулечки из бумаги, все взвесил. Александр Петрович -- в карман за бумажником и вдруг Денег в нем -- ни копейки. «Вот это номер!» -- сконфузился. -- Я же все деньги Клавдии Андреевне отдаю. Выручишь, Владимир Петрович?» Конечно, я одолжил. Но он еще после того не раз вспоминал, улыбаясь: «Председатель Совмина -- и без копейки в кармане!» Благо, грузин не догадался, кто перед ним!
-- Владимир Петрович, бывали «проколы» в обслуживании высоких гостей?
-- Притчей во языцех в санатории стал случай, когда на отдых приехал Герой Советского Союза летчик Алексей Маресьев. Я еще тогда не работал, но мне рассказали -- «в назидание». Понимая, что знаменитому летчику без ног особенно нелегко, администрация санатория послала на вокзал машину. Встретили у поезда мужчину на протезах, поселили в люкс и сказали: «Отдохните маленько. Потом вас зарегистрируют!» Вдруг через полчаса в регистратуру явился с вещами настоящий Маресьев! Перепутали!
-- А при вас происходили «проколы»?
-- При мне, к счастью, не было. Хотя нужно сказать: работа очень специфическая. Бывает, проводишь совещание с сотрудниками и между прочим думаешь: не сидит ли у меня в приемной какой-нибудь министр? Неудобно
-- Выгодная у вас работа. К министрам попасть на прием не так просто, а к вам они в очередь выстраиваются!
-- Так кажется (улыбается. -- Авт. ). На самом деле сотрудникам санатория, обслуживающим наших гостей, запрещено обращаться к ним с просьбами об устройстве детей в вузы, решении квартирных вопросов Нарушение этих правил грозит потерей работы.
-- А местное население не рвется в люксы министров?
-- В люксы-то нет. Но когда наши гости выходят на прогулку, на рынок, непременно находятся те, кто поджидают их в надежде решить свои проблемы. И как люди узнают, когда и какой министр приезжает? Видно, от санитарок, медсестер, которые «по секрету» рассказывают родственникам и друзьям, кого ждут в санаторий на отдых.
К примеру, министру образования и науки Василию Кременю так и не дали отдохнуть -- пришлось посещать школы. Леонид Кравчук охотно общался с народом у бювета, попивая целебную воду. А Леониду Кучме и его супруге Людмиле Николаевне местные дети приходили колядовать. Угоститься конфетами из рук самого Президента Украины -- такое запомнится на всю жизнь!
-- Личные отношения, Владимир Петрович, с кем-то из номенклатуры поддерживаете?
-- Признаться, нет. Здесь, в санатории, общаюсь. К примеру, с Леонидом Кравчуком каждое утро плавали в бассейне, на «уазике» ездили на рыбалку. После этого как-то Леонид Макарович звонил мне домой, поздравлял с Новым годом.
-- Как домашние относятся к тому, что «через вас» проходит весь политический и государственный бомонд?
-- Привыкли. Жена и сама работает в санатории. А вот покойная мама, когда я приехал домой в село и стал рассказывать, как с Председателем Совета Министров УССР Александром Ляшко ходил на рынок, не поверила мне: «Та що ти вигадуєш?» Люди такого ранга для обыкновенного человека -- почти как инопланетяне.
-- Кто из политиков у нас самый пьющий?
-- Знаете, когда Горбачев внедрил «сухой закон», из ЦК поступило указание -- негласное, разумеется, -- проверять холодильники отдыхающей номенклатуры на предмет, есть ли там спиртное, и сообщать, кто нарушает сухой закон. Я этим не занимался, считал: шарить по холодильникам -- ниже моего достоинства.
-- Владимир Петрович, а где вы сами отдыхаете от бомонда?
-- Практически каждый отпуск отправляюсь на родину -- в село Ольгополь на Виннитчине. Моя душа там отдыхает, как нигде. Что же касается отдыха и бомонда, то я вам расскажу еще один курьез. В 88-м году с семьей поехал на море -- в Евпаторию. Обыкновенный пансионат, обыкновенный пляж Дочка моя Алина подружилась с девочкой. Оказалось, что это дочка Иосифа Кобзона. «А где Кобзон?» -- удивились мы с супругой, когда выяснилось, что с его семьей мы практически соседи. «До ночи концерты дает, -- поделилась его супруга. -- Утром искупается в море и на гастроли » Так что от знаменитостей мне не скрыться! (смеется).