Мимо столь необычного сооружения в центре города никто не может ни пройти, ни проехать равнодушно
Хозяин архитектурного чуда -- профессиональный строитель. Юрий Вьялый говорит, что когда посмотрел на почти готовый дом и увидел на плоской крыше торчащие вытяжные трубы, приуныл: получалось не очень красиво. Решение каким-то образом скрыть трубы пришло ему в образе украинской селянской хаты
Семья Вьялых, приехав в Полтаву из Средней Азии, купила на улице Фрунзе бывшую поповскую хату, построенную еще в 1895 году. Сыновья, женившись, сняли квартиры, а Юрий Иванович с женой Галиной Григорьевной остались в старой хате. И только четыре года назад у хозяина появилась возможность начать строительство собственного дома. Он вплотную примыкает к ветхому зданию, поскольку развернуться на маленьком участке практически негде, и по документам числится «пристройкой». Площадь нового дома выигрывает за счет этажа, который ушел на три метра под землю.
-- Младший сын собирается поступать в технический университет, а темой дипломной работы я ему уже сейчас советую избрать технику строительства, примененную при сооружении нашего дома, -- улыбается Юрий Иванович. -- Уникальность его в том, что фундамента нет. Мы не рыли, как обычно, котлован экскаватором, а углублялись в грунт лопатами. Что может быль лучше спрессованного тысячелетиями, не нарушенного техникой слоя глины? Сухость подвальному этажу обеспечат три слоя рубероида, отделяющего стены от глины, и кладка в два с половиной кирпича.
В семье уже давно определили, где кто и что расположится в новом доме: подвальный этаж с камином -- гостиная, на первом -- Юрий Иванович с Галиной Григорьевной, на втором -- младший сын с женой и ребенком (он должен скоро родиться). Ну, а в хате с камышовой стрихой семья будет отдыхать в жаркие летние дни. Кстати, подняться на самый верх поможет лифт -- предусмотрено, что он станет останавливаться на каждом этаже.
-- Наши предки были очень грамотными в вопросах строительства жилья, -- говорит Юрий Вьялый. -- Я изучил очень много литературы, ездил по селам, смотрел на хаты, разговаривал со старыми людьми. Поэтому из современных материалов для своей хатки выбрал только известковую смесь, которую, смешав с цементом, использовал для внешней облицовки стен. Все остальное выдержано в духе национальных традиций: каркас под облицовкой -- из камыша и рабицы, внутри стены обмазаны смесью глины и конского навоза. В таких хатах летом прохладно, а зимой тепло.
Самым сложным, утверждает Юрий Иванович, было отыскать умельца по камышовым стрихам. И только в Перещепино Новосанжарского района хозяин необычного дома нашел 71-летнего Виктора Омельченко. Тот долго не решался взяться за дело и продемонстрировать свое мастерство, ссылаясь на возраст, но в конце концов согласился. В подсобники старик взял земляков Сергея Пистряка и Сергея Дубчука. На крышу пошло шесть ЗиЛов камыша. Зато, уверяет Виктор Омельченко, тридцать лет у хозяина не будет возникать проблем: камыш не горит, и мыши его не точат.
Окна и двери в полтавском стиле изготовил столяр из Рыбцов Федор Лисный, а ковку на дверь и старинный замок -- полтавский кузнец Александр Кравченко. Стены необычной хатки (площадью 25 квадратных метров) укрыли пленкой -- «законсервировали» на зиму. Внутреннее убранство хаты хозяин предусмотрел тоже традиционным: печь с лежанкой, старинная мебель, рушники, вышивки, казацкие экспонаты
-- Моя хата, которая не с краю, а сверху, станет нетронутым уголком украинской истории, -- говорит Юрий Иванович. -- Нам надо уважать свои традиции, беречь для будущих поколений.