Происшествия

«мамочка, прячься! Здесь волки! «, -- кричал, спасая родных, дениска, когда зверь откусил ему нос

0:00 — 9 декабря 2003 eye 370

Только сейчас, через год после нападения хищников, маленькие жители села Садовое на Николаевщине нашли в себе силы рассказать подробности случившегося

На прошлой неделе «ФАКТЫ» сообщали о массовых случаях нападения волков на собак в селах Закарпатья. Между тем жертвами хищников становятся и люди. Об этом и сегодня с содроганием рассказывают жители Николаевской области. Вблизи степных сел Садовое, Виноградный Яр в минувшем декабре объявились волки. Оголодалые хищники так обнаглели, что стали заходить во дворы, средь бела дня бегать по улицам и огородам, кидаться на людей. Радостное ожидание предновогодья в Арбузинском районе сменила атмосфера страха, -- он поселился в каждой хате, в каждой душе. Местные власти спешно закрыли школы, детям было предписано из домов не выходить, а женщины даже за хлебом отправлялись под конвоем вооруженных мужчин. В один из дней волки до того разбушевались, что «скорые» не успевали доставлять покалеченных и порванных ими людей в больницу.

«Мои маленькие вилы волк унес с собой. Жаль, урон хозяйству»

14 декабря прошлого года сорокалетний Сергей Фесенко, житель села Садовое, с самого утра отправился на рыбалку. Там и услышал от мужика из соседней деревеньки о волках и не поверил. А вернулся домой и буквально остолбенел: пока его не было, здесь такое случилось!

11-летний Дениска всегда помогает маме по хозяйству. Вот и в тот раз он с кошелкой и маленькими вилами пошел в конец огорода за соломой.

-- Дошел до скирды, -- вспоминает Денис, -- и вижу: волк терзает нашего Рыжика. Я бы, может, и принял огромного зверя за собаку, но накануне учительница предупредила, что в Виноградном Яру волки напали на корову. Я решил, что хищник пробирается к нашему сараю, а там ведь мама!

Но не успел паренек сделать и двух шагов, чтобы предупредить родных об опасности, как волк набросился на него сзади, повалил.

-- Мне кажется, я и сейчас чувствую его лапы на своих плечах, -- говорит Денис. -- Сильные, тяжелые, -- не вырваться! Стал звать на помощь.

Денис приподнял голову и увидел прямо перед собой огромную волчью пасть, в ноздри ударил кислый запах дыхания зверя. В этот момент хищник и цапнул его за нос.

-- Боли даже не почувствовал, -- продолжает мальчик. -- Кровь? Я думал, что ударился носом о землю, когда волк меня повалил.

Солома с крошевом золотого ледка все больше окрашивалась в красное. Собственная беспомощность делала эти мгновения невыносимыми, и ребенок догадался: рассчитывать следует только на себя. Он нащупал рукой вилы и, извернувшись, всадил их зверю в бок. Тот страшно зарычал, заметался и, к счастью, отпустил свою жертву.

-- Я даже не поверил, -- улыбается Дениска. -- Поднялся на ноги, крича: «Мама, скорей прячься, волки!» -- помчался домой. Потом папа, между прочим, искал наши вилы, но не нашел. Видно, волк их в своем боку так и уволок. Жалко, урон хозяйству.

-- Денис прибежал заплаканный, весь в крови, -- качает головой мама мальчика, Светлана Михайловна. -- Смотрю, куртка на нем в клочья изорвана, кусок носа висит буквально на кусочке кожи. А тут муж с рыбалки возвращается. Мы быстро сына в машину и скорей в райбольницу -- километров двадцать пять дороги. Но он был в таком шоке, что даже боли не чувствовал. Нос пришили удачно, шрама теперь почти и не видно. Я, признаться, удивилась, когда через несколько дней сын согласился поехать опознать убитого волка, колени не дрожали! Правда, говорит, что на него напал не тот.

-- «Мой» был серый, -- объясняет Денис, -- а привезли какого-то рыжего. Их, наверное, много было.

«Покупая книжки со сказками, мы следим, чтобы в них ни слова о волках не было»

ЧП моментально сделало всех домоседами. Ходить по улицам сел Садового, Виноградного Яра, Зеленой Поляны, Михайловки означало теперь играть со смертью. Особенно страдала от затворничества детвора.

В семье местного механизатора Александра Тесли тоже беспокоились, но удержать сына и дочку взаперти не смогли. В конце концов девятилетняя Лиля с маленьким Сашей на глазах у взрослых чуть ли не у порога лепят снеговика, на дворе белый день, волков не видать…

Шестилетний мальчик даже не понял, откуда зверь появился: волк будто из-под земли вырос -- забавный, со слегка курчавой шерстью, пушистым огромным хвостом, который мел землю. Как в сказке! Саша и не подумал убегать…

-- Сынишка год молчал, даже мне не рассказывал, что тогда приключилось во дворе, -- вздыхает Анжела, Сашина мама. -- Старшая сестричка, третьеклассница Лиля, видела, как огромный зверюга зашел во двор, повалил братика, вцепился в кожушок, сорвал капюшон и шапочку, впился клыками в голову. Брат даже не вскрикнул -- от страха все слова растерял. Если бы Лиля не заголосила и тем самым не испугала хищника, не знаю, чем бы и кончилось. Когда я подбежала к сыну, ребенок был весь в крови. Он не плакал. Молчал и по дороге в больницу, и когда зашивали раны. Я даже стала беспокоиться, заговорит ли вообще.

-- Саша пострадал больше других детей, -- сообщила «ФАКТАМ» сельский фельдшер из Садового Зоя Мухина. -- Раны на голове оказались очень глубокими, еще и бровь разорвана. Это счастье, что волк напал сзади -- обычно он впивался своей жертве в лицо, что характерно для зверей, больных бешенством.

Врачей Арбузинской райбольницы мальчик удивил мужеством и необычайной терпеливостью.

-- Мы с сыном провели в палате больше двух недель, -- уточняет Анжела. -- Лечились, я учила его читать, долгими зимними вечерами просиживали над сказками, разглядывали рисунки. Правда, покупая книги, муж внимательно следил, чтобы в них ни слова не было о волках, это табу соблюдаем до сих пор. А Сашуня, хоть прошел уже год, ни за что не останется дома один -- боится, мы его прозвали маминым хвостиком. Как только опускается ночь, сын начинает опасаться, что темнота обернется волком, ему кажется -- запах волчьей шерсти моментально наполняет комнату, стоит мне на секунду выйти. Этот волк у него теперь в голове, и как его оттуда прогнать, не знаю… Раны наши только к лету зажили. Шрамы, правда, остались. Ну да ничего, шрамы мужчин украшают, правда, сынок? -- Анжела ласково прижимает мальчика к себе.

«Кум, услышав про волка, бросил меня ему на съедение, а сам в подвал спрятался»

На волков организовали облаву: в терроризируемые ими села съехались милиционеры, охотники со всего района, встали под ружье десятки добровольцев. Сутками бригады прочесывали улицу за улицей, окрестные поля и балки, пытаясь выследить зверюг, но все напрасно -- те, избегая встреч с преследователями, продолжали нападать на людей.

-- С утра мой муж, охотник, взял ружье и ушел на волка, -- вспоминает Нина Попрожук. -- Часов в пять пополудни вернулся обедать. А тут истошный крик: «Папа, волк!». В двух шагах от дома нашим дочкам-школьницам зверь преградил дорогу. Я выскочила и успела заметить убегающего хищника. А в другой раз шла к куму. Только в калитку, глядь -- за мной волчара. Как заору: «Спасите!». Кум в мгновенье ока в подвал сиганул, через минут пять выглядывает оттуда и спрашивает: ну что, кума, ты еще жива?

Сейчас сельчане вышучивают свои прошлогодние страхи, вспоминают забавные моменты, но тогда всем было не до смеха.

-- Я не сразу и догадался, что в нашем дворе волк разгуливает: думал, чей-то теленок забежал, -- 36-летний Анатолий Мачиха держится молодцевато, но признается, что и сейчас при слове «волк» страх перехватывает ему горло. С собственного двора Анатолия отвезли в реанимацию: зверь полностью вырвал мужчине щеку, перегрыз горло, разодрал глаз. Медики спасли механизатора, но он остался инвалидом.

-- Нет, официально инвалидность мне не дали, -- замечает Мачиха. -- Почему? Не знаю. Я просто не добиваюсь. Вот один глаз не видит, беда. Когда выписался из больницы, врач-окулист сказала: мол, дальше будете лечиться за свои деньги, поэтому никуда со своими болячками я и не пошел.

Натворив беды у Мачих, волк отправился в соседний двор, где напал на супругов-пенсионеров.

-- Ну мы страху и натерпелись! -- качает головой Анатолий Федосеевич. -- С жены зверюга чуть скальп не снял. Повезли нас с ней в фельдшерский пункт, оба в крови, а там наро-о-ду израненного! От одного этого можно было с ума сойти. Так и не дождавшись «неотложку», стали своим транспортом до больницы добираться.

Дедушку быстро подлечили, а вот его супругу Нину выхаживали долго.

Впрочем, в селе на 300 дворов мало кому удалось избежать встречи с волками. 17-летний Вася Шевченко, к примеру, хоть и не пострадал, но минуту, когда столкнулся со зверем нос к носу, вряд ли когда забудет.

-- Вышел с хаты дров взять, -- говорит Василий, -- а он тут как тут. Смотрит мне прямо в глаза и делает шаг назад. Про этот шаг я уже был от людей наслышан -- так он к прыжку готовился. Я не стал ждать, юркнул в сараюшку. Он подождал под дверью и ушел. Запомнились волчьи глаза -- тепло-каштановые, без зрачка, без злобы, вообще без смысла…

Когда количество волчьих жертв достигло девяти, удача улыбнулась охотникам: в одной из заброшенных хат, где зверь отдыхал, его наконец убили. Со временем выяснилось, что животное бешеное! В селах стали делать массовые прививки домашним животным, тщательно обследовать население.

-- В качестве рождественского подарка пострадавшим предложили бесплатную вакцинацию, мы ездили на уколы аж до самой весны, -- рассказывает Анжела Тесля. -- Правда, обещали еще и бесплатные путевки на море, но с этим не сложилось.

К Рождеству все искусанные благополучно вернулись из больницы в село, но праздника здесь, как они утверждают, не чувствовалось.

«Хотя волков постреляли, люди боялись выходить из домов, -не скрывают сельчане. -- Не слышно было колядок, никто не щедровал. Разве что кто-то крепко выпьет для храбрости да и заглянет на огонек поколядовать».

Со временем происшествие забылось, люди вздохнули с облегчением. Стали интересоваться, книжки почитывать и узнали: последнее нападение волков на человека в бывшем СССР было сразу после войны в Кировоградской области. Заняться «волчьей проблемой» тогда поручили НКВД, и с тех пор эти хищники советского человека за кормовой объект не принимали.

P. S. Между тем в нынешнем декабре в Садовом вновь заговорили о волках.

-- Я недавно охотился на фазанов, -- волнуется Виктор Попрожук, -- и километрах в десяти от Любоивановки заметил серую козу. Подошел ближе, смотрю, а это волк! Ушел от нас с кумом он не торопясь, по-волчьи -- боком. Как Новый год приближается, так у нас и начинается! С чего это хищникам Садовое так приглянулось?!