Известный музыкант и аквалангист надеется восстановить судно XVIII века
-- Я даже не мог предположить, что боевой корабль, которому больше 250 лет, может лежать практически в черте города, -- сказал Андрей Макаревич на встрече с журналистами в Запорожье. -- И стало обидно, что пройдет время, и никто его больше не увидит. Раньше была традиция всем миром ставить храмы. Мне кажется, поднимать бригантину тоже нужно сообща. Одна российская компания уже перечислила 15 тысяч долларов для проведения спасательных работ. Думаю, откликнутся и украинские благотворители.
В 1999 году мощный весенний паводок размыл большой кусок дна Старого Днепра. Изучая его, сотрудники Института подводных исследований, работающего на общественных началах, обнаружили остовы восьми старинных кораблей. Казацкую чайку XVIII столетия уже поместили в специальный ангар, а подъем самой большой и не менее ценной находки -- парусно-гребной бригантины -- отложили.
Из досье «ФАКТОВ»
Бригантина -- морское одномачтовое палубное судно, бывшее на вооружении российского флота. Его длина достигала 20 метров, высота в кормовой части -- 4,5--5 метров. Судно имело от 4 до 8 орудий и могло вместить до 60 человек команды. Известно, что в разработке конструкции подобных кораблей принимал участие Петр 1. В 1736--1739 годах у берегов Хортицы велось строительство кораблей днепровской гребной флотилии, общее число которых достигало более 400 вымпелов. Среди них были галеры, бригантины, казачьи дубель-шлюпки, а также другие типы судов.
Левый борт и днище бригантины находятся в относительно нормальном состоянии. Сейчас останки корабля лежат под водой на глубине 4--10 метров. Но минувшие четыре года после их обнаружения «здоровья» деревянному корпусу не прибавили. Летом обугленные доски можно обнаружить в кострищах, которые разводят на берегу Днепра отдыхающие. Еще два-три года -- и от памятника истории, аналогов которому, как утверждают специалисты, нет на территории бывшего СССР, ничего не останется.
Чтобы спасти судно, к проблеме решили привлечь известного российского музыканта и любителя подводных исследований, автора выходящей на канале ОРТ передачи «Подводный мир» Андрея Макаревича. Нынешним летом он приезжал в Запорожье (передача о затонувших у острова Хортица кораблях была в эфире в октябре), погружался на дно и осматривал бригантину. Тогда же пообещал помочь вытащить ее на поверхность.
Артист дал в Днепропетровске концерт, вырученные средства от которого пойдут в фонд нового проекта. Еще один благотворительный концерт планируется в Запорожье. За спасение корабля, кроме запорожских энтузиастов и меценатов, взялись и члены днепропетровского клуба «Андреевский Смак».
Зимой пройдут подготовительные и исследовательские работы, весной приступят к подъему судна. Наиболее сложный и длительный этап -- реставрация и консервация -- может продлиться до 2005 года. Вместе с казацкой чайкой это судно станет первым экспонатом музея истории судостроения и судоходства на Днепре. В том, что в одном помещении будут находиться суда, принадлежавшие российскому флоту и казакам, видится определенная символика.
-- Музей будет уникальным, ведь материальных находок XVII--XVIII века очень мало, тем более в судостроении, -- говорит участник «Запорожской бригантины», председатель полевого комитета Института археологии АН Украины доктор исторических наук Надежда Гаврилюк.