Потому что польские таможенники, прикрываясь лозунгами о «защите экономических интересов», решают свои проблемы?
Такого скопления автотранспорта в пунктах пропуска на украинско-польской границе не было уже давно. Как сообщил «ФАКТАМ» начальник пресс-центра Западного регионального управления Государственной пограничной службы Украины Владимир Чамара, например, вчера на контрольно-пропускном пункте «Ягодин» с украинской стороны стояли 100 грузовых и 40 легковых автомобилей, на КПП «Краковец» -- 60 грузовых и 150 легковых.
Как рассказала «ФАКТАМ» сотрудник отдела по вопросам взаимодействия со СМИ администрации Государственной пограничной службы Украины Ольга Перехрест, такая ситуация сложилась не по вине украинских пограничников и таможенников. Польские таможенники очень тщательно досматривают автомобили, особенно грузовые. Проверка одного транспортного средства иногда затягивается более чем на час, хотя, по мнению украинских специалистов, хватило бы и 10--20 минут. На все обращения украинской стороны с просьбой как-то улучшить ситуацию наши контролирующие службы неизменно получают от поляков один ответ: «Мы защищаем экономические интересы своей страны».
«ФАКТЫ» обратились в посольство Украины в Польше с просьбой прояснить ситуацию на границе. По словам сотрудников посольства, со вступлением Польши весной следующего года в Европейский союз ее внешние границы на западе и севере (с Литвой) становятся внутренними в рамках Евросоюза. В связи с этим пограничные и таможенные подразделения и службы Польши перебрасываются с этих участков на восток страны для усиления границ с Россией, Белоруссией и Украиной. Но как выяснилось, Польша оказалась не готова к тому, чтобы своевременно решить данный вопрос с учетом интересов всех сторон, что и привело к своеобразным забастовкам: пограничники и таможенники, чтобы добиться выполнения своих требований, начинают чересчур строго придерживаться инструкций, что в итоге приводит к волоките.
Кроме того, существует мнение, что польские таможенники затягивают процедуру контроля намеренно, чтобы продемонстрировать своим будущим коллегам по Евросоюзу, как тяжело им работается на восточных границах, и таким образом «выбить» дополнительные капиталовложения.
Однако, по мнению Владимира Чамары, есть и объективные причины возникновения «пробок» на пограничных КПП. Во-первых, увеличилось число граждан Украины, получивших краткосрочные визы, и люди хотят побыстрее их «реализовать» накануне наступающих праздников. Во-вторых, в январе в Польше из-за целой череды праздников большинство магазинов и оптовых баз будут закрыты, поэтому украинские предприниматели спешат закупить побольше товаров сейчас. В третьих, разрешение на перевозку больших партий груза дается сроком на один год, и к Новому году срок, как правило, истекает, поэтому предприниматели-перевозчики стремятся совершить как можно больше поездок.