Культура и искусство

Народный артист ссср владимир спиваков: «я не мог остаться жить в испании… »

0:00 — 16 декабря 2003 eye 385

Знаменитый музыкант впервые приехал в столицу Украины с американской оперной звездой

На следующее утро после благотворительного концерта в Национальной опере Украины Владимир Спиваков улетал в Москву. В его номере люкс столичной гостиницы «Лыбидь» уже были собраны вещи, а у выхода музыканта поджидало роскошное авто. Легкий завтрак Спивакова завершала чашка некрепкого чая и… сигарета. Маэстро по-прежнему много курит…

«Я отказался от нескольких предложений возглавить оркестры в Америке. Просто не могу там жить… »

-- Вы совершенно не похожи на человека, спавшего всего несколько часов…

-- Я -- солдат музыки! Поэтому встаю тогда, когда это нужно. Правда, ложусь с трудом. Слишком большое напряжение испытываю после концерта. В организме поднимаются ТАКИЕ силы! Откуда они только берутся?..

-- И как вы с ними справляетесь?

-- С трудом. Правда, я стараюсь как-то воздействовать на себя. Но, увы, это удается не всегда. С самим собой трудно совладать. Наверное, такие чувства знакомы каждому человеку…

-- С целым оркестром справиться легче?

-- Получается, да…

-- Около года назад вы ушли из Национального симфонического оркестра России. По-моему, даже раньше, чем истек срок вашего контракта.

-- За год до его окончания. Причина проста. Ее еще назвал великий поэт Александр Блок по поводу смерти другого гения -- Александра Пушкина. Он сказал, что Пушкина убила не пуля Дантеса, а отсутствие воздуха. Я не могу существовать в безвоздушном пространстве, в духоте. В Национальном симфоническом оркестре это было сплошь и рядом. Потом администрация начала вмешиваться в художественные вопросы. Мне мешали, и я ушел. Так получилось, что в это время мне предложили создать Национальный филармонический оркестр России. Кстати, одновременно я получил приглашения от нескольких оркестров из Америки.

-- Отказались?

-- Я не смог бы там жить. Я продукт не их общества. В России мой язык, моя культура. Духовные ценности, без которых человеку очень трудно. Я выбрал работу в Москве. Тем более, что в филармоническом оркестре совершенно другая атмосфера…

-- Теперь вам дышится легко?

-- Просто чудесно! По крайней мере, пока…

«Чтобы встретиться со мной в Париже, Джесси Норман целую ночь ехала на машине из Германии»

-- О блистательной американской певице Джесси Норман ходит много слухов. Говорят, например, что она совершенно непредсказуема…

-- Она, действительно, часто поступает неожиданно. Но при этом Джесси удивительно ответственный человек. Как это бывает обычно в музыкальной среде, нас познакомили. Потом Джесси побывала на моем концерте в Карнеги-холле. А на следующий день прислала мне орхидею -- это ее любимые цветы. Кстати, ее американская фирма называется «Орхидея». С цветами была записка, полная слов восторга. Мы договорились, что попробуем вместе порепетировать. Но случилось так, что менеджеры госпожи Норман перепутали день репетиции. И, чтобы успеть ко мне в Париж, ей пришлось ехать всю ночь на машине из Германии. У меня был только один день, когда я мог репетировать в середине дня, -- 11 сентября 2001 года. Тот самый трагический день. Вечером я улетал в Геную, где дирижировал оперой Беллини «Пуритане». И Джесси Норман репетировала со мной после бессонной ночи в машине. Когда я взял скрипку в руки и сыграл песню (которая вчера прозвучала и на концерте в Киеве), Джесси заплакала… На самом деле, она очень чувствительная женщина. А менеджеры, которые перепутали день нашей встречи, были уволены. Так что с ней шутки плохи.

-- На концерте в Национальной опере было заметно, насколько трогательно к вам относится госпожа Норман…

-- Наверняка, так оно и есть. Вообще стоит выступать лишь с теми людьми, с которыми складываются теплые, душевные отношения.

-- И часто вам везло на таких людей?

-- Да почти все, с кем я играю, таковы.

-- Вы наконец прочитали книгу своей жены Сати?

-- О, нет! Только отдельные главы.

-- Посвященные вам?

-- Наоборот! Я прочел главу о Собчаке и о «Виртуозах Москвы» (знаменитый российский оркестр Владимира Спивакова, музыканты которого не захотели возвращаться вместе со своим дирижером в Россию. -- Авт. ) Но поскольку уже после этого я был внутренне со многим написанным не согласен, читать дальше не стал…

-- Бывая в Испании, вы общаетесь с музыкантами «Виртуозов»?

-- Конечно. Недавно я записал пластинку с произведениями Эрнеста Шассона -- «Поэма» и «Концерт для скрипки, фортепиано и квартета». Вот квартет и составили старые «Виртуозы» -- Шутер, Мильман, Сулыга, кстати, львовянин, и я. А пять дней назад мне позвонили и сказали, что за эту пластинку мы получили премию «Музыкальный шок» -- это одна из высших музыкальных наград Франции. Представляете, французы признали лучшей музыку, сыгранную русскими!

-- Значит, вы простили музыкантов, предавших вас?

-- Многие, действительно, предали. Но… Человек выбирает, где лучше, где он может больше заработать. Я не мог остаться жить в Испании…

-- А во Франции все же остались.

-- В Париже мой дом. Но… Я там бываю, увы, нечасто. Лишь чемоданы перекладываю да общаюсь с детьми. И еще с моей собачкой -- маленьким ирландским терьером. Ее зовут Сара. Она напоминает мне мою соседку в Одессе, в честь которой я ее и назвал. Сара обожает музыку. Когда я играю, она сидит у меня на коленях или за пазухой. Торчит лишь одна голова.

-- Подпевает?

-- Иногда. Когда я уезжаю, а жена включает пластинку и играет скрипка, Сара начинает дико выть и бегать по квартире в страшном беспокойстве. Ищет хозяина…