До этого 45-летний экстремал-одиночка «намотал» вдоль и поперек планеты более 60 тысяч километров, ни разу не воспользовавшись никаким транспортом, кроме лыж и гребной байдарки
В дальнюю и опасную дорогу Сергей Гордиенко почти ничего с собой не берет: в небольшой тележке-рикше на велосипедных колесах -- палатка, надувная лодка, лыжи, примус, баночка меда, немного сала, круп и сухофруктов. Зато домой из долгих странствий путешественник привозит поистине удивительные подарки и сувениры -- «ледышку» площадью 9 квадратных километров для младшей дочери Алисы (открытый им в Антарктике древний ледовый щит Эллис зарегистрирован Британской антарктической службой и нанесен на карту), якорную цепь от найденного древнего челна 12-го века, на котором норманские купцы ходили «из варяг в греки», а главное -- бесценные научные наблюдения, которые со временем станут основой для книги о науке выживания.
Почему человек боится оставаться один на один с дикой природой, объяснять никому не надо: голод, холод, соседство хищников Сергей же знает об окружающем мире практически все и уверяет, что даже в пустыне можно найти пищу -- была бы вода.
-- На собственном опыте я убедился, что без еды можно обходиться дней 20, за это время пройдешь около 300 километров и в конце концов наткнешься на чье-нибудь жилье, -- утверждает доцент Киевского университета туризма, экономики и права Сергей Гордиенко. -- Конечно, за Полярный круг какие-то запасы приходилось брать с собой, а в тайге, в лесу, у реки просто невозможно умереть с голоду. Я, во всяком случае, больше трех дней без пищи не оставался: ягоды, вареная рыба, яйца насекомых и птиц, кузнечики, личинки Да лес просто кишит завтраками, обедами и ужинами! А какая вкуснятина -- стебли и корни камышей! Только при их варке первую воду нужно слить Есть можно практически все, но нужно знать, как и какую часть. Считается, что растения менее опасны -- это заблуждение. К примеру, все плющи, зонтичные -- ядовиты. Растения, в которых содержатся синильная и щавелевая кислоты, в пищу употреблять нельзя. Бабочек, клопов тоже лучше не пробовать, как, кстати, и дождевых червей. Недавно в программе «Последний герой» участникам предложили «заморить» симпатичного красного червячка -- такие эксперименты чреваты ботулизмом, ведь дождевой червь перерабатывает продукты гниения, содержащиеся в земле.
Сам Гордиенко питается в дороге в основном растительной пищей, но старается добавлять в нее животный белок -- сушеные и растертые личинки жесткокрылых, кузнечиков, пауков, которые, кстати, относятся к семейству членистоногих и по вкусу напоминают раков. Если удается раздобыть мясо, вялит его прямо в пути, подвесив в марлевых мешочках к тележке. Возле рек и морей основной пищей становятся рыба, моллюски и, конечно же, лягушки, с которых кожу перед варкой лучше снять, она ядовита.
Индейцы Амазонки во время путешествия Гордиенко по Южной Америке научили его готовить пиявок: вначале они приставляют их к поросятам, а потом, набухших от крови, кладут на горячие угли. По вкусу, утверждает Сергей, не отличишь от кровяной колбасы.
Где только не побывал за 25 лет туризма днепропетровский экстремал! Во время лыжного похода на Северный полюс в составе международной экспедиции впервые установил здесь в 1995 году сине-желтый украинский флаг. Через год — отправился в Антарктиду и зимовал на станции «Академик Вернадский» вместе с еще 12 украинцами. Кстати, во время первого перехода решил возвращаться в одиночку и провалился в трещину. Едва сумев выбраться из ледяной воды и не имея сил сделать даже шаг, Сергей, сидя на льдине, с каким-то автоматическим упорством собирал и разбирал примус -- лишь бы двигаться, лишь бы сохранять сознание и не поддаваться холоду. Опытные полярники, узнав об этом, поразились: спастись в бескрайних льдах в мокрой одежде на таком морозе практически невозможно! А он выжил и дошел домой, открыв по дороге древний ледовый щит, названный именем дочери. И на следующий год опять отправился в экспедицию, организованную российскими полярниками под руководством Владимира Чукова: группа спортсменов решила пройти на лыжах через Северный полюс до Канады. И хотя единственному в группе украинцу пришлось возвращаться с полпути из-за того, что обещанное днепропетровскими чиновниками финансовое участие так и не состоялось, Сергей разработал план уникального перехода, который до него в одиночку не совершал никто.
Минувшим летом он осуществил эту мечту: прошел пешком и проплыл на байдарке путь от Белого до Черного морей. До него здесь ходили «из варяг в греки» только мужественные норманские воины, проложившие торговый путь для купцов. И эта экспедиция чуть не сорвалась из-за скудного финансирования. Но путешественник-одиночка все-таки отправился в дорогу, надеясь на добрых людей, которых всегда встречал в пути.
-- В городе Волхове Ленинградской области специально для моей байдарки включили шлюзы. Местному градоначальнику пришлось для этого обращаться за разрешением к губернатору, а тот, узнав, что за человек путешествует по Прионежью, устроил мне грандиозный прием, с показом по всем российским телеканалам, -- рассказывает Сергей.
Этот поход был одним из самых сложных в его жизни: за 8 месяцев преодолел пешком, на лыжах и на байдарке более 4 тысяч километров. Переоборудовав свою тележку под нарты, тащил на ней лодку от Мурманска вдоль Белого моря, потом сплавлялся по российским северным рекам до Белоруссии. Все лето шел по болотам и горящим торфяникам, спасаясь от дыма на реке.
-- Бывали минуты, когда казалось, что уже не выплыву из стелющегося над водой черного смога: на сотни километров все покрылось дымом от горящих торфяников, -- вспоминает Гордиенко. -- Но выживание -- это моя профессия, к тому же экспедиция проходила под эгидой ООН и ЮНЕСКО, которые ждали моего отчета о состоянии пути «из варяг в греки». По значимости этот исторический маршрут стоит на 24-м месте в реестре ЮНЕСКО, из 1600 ему подобных.
Сергей Гордиенко не только доказал, что подобные путешествия, первое упоминание о которых есть в «Слове о полку Игореве», были возможны, но и нашел тому подтверждение. В одном из болот близ Западной Двины, ориентируясь по рассказам старожилов, он обнаружил древний челн, едва выступающий над поверхностью. Остов его практически сгнил, но, судя по ржавой якорной цепи, лодке было не меньше 8 веков (что подтвердили с помощью спектрального анализа новгородские ученые).
Во время одной из ночевок к палатке путешественника вышел медведь и, оторвав клок парусины, потянул к себе мешок со съестными припасами. Отбиться от мишки удалось только с помощью клизмы, начиненной красным перцем. Обладающие тонким нюхом косолапые ужасно не любят резких запахов, поэтому, бросив добычу, хозяин леса скрылся в зарослях.
Встретилась на пути Сергея и волчья стая -- вожак несколько километров шел за ним следом, видимо, не решаясь напасть, а потом все же отстал.
-- Звери на здорового мужчину первые никогда не нападут. Гораздо больше стоит опасаться людей, особенно бродяг и наркоманов, которым все равно, чем разжиться -- котелком или рубашкой -- лишь бы было что продать, -- объясняет путешественник.
Впрочем, ни беглые зэки, с которыми пересеклись его пути-дорожки, ни грабители, «бомбящие» автобусы с челноками, на его нехитрый скарб не позарились. Одних он накормил, сварив на примусе походный супчик. Другие, узнав, что делает на трассе человек с тележкой, сами накормили его шашлыком, да еще и сотню «зеленых» сунули в качестве спонсорской помощи.
Вообще-то полное имя черного, как уголь, пса двойное -- Пеленг-Румб. И с морской терминологией оно связано не случайно. Собаки породы лабрадор словно созданы для путешествий: они умеют нырять на глубину до 10 метров, доставать людей из-под лавин, рыбачить, охотиться, идти по следу и даже впрягаться в тележку или сани. Румба подарили Сергею в Севастопольском кинологическом центре, чтобы пес мог поддержать его в пути. Но Гордиенко и в этом усмотрел научную цель.
-- Если Румб пройдет хотя бы половину маршрута, это отложится у него в генах и передастся потомству. Так что одна из самых загадочных и интеллектуальных пород может обогатиться новыми качествами, -- считает исследователь.
Правда, Сергей возлагает на своего друга и более прозаические надежды: лабрадор способен запоминать десятки голосовых интонаций, поэтому с ним в дальней дороге можно «поговорить». Да и опасностей в этой экспедиции ожидается столько, что помощник не помешает. Ведь подобным маршрутом в одиночку пешком человек отправляется впервые, и если Сергею Гордиенко удастся одолеть 34 тысячи километров вокруг земного шара, его достижение будет достойно Книги рекордов Гиннесса.
Об этом маршруте он мечтал много лет, досконально продумав все его детали и сотни раз пройдя мысленно. Но, как известно, гладко только на бумаге К сожалению, мужественная профессия путешественника доходов не приносит. А многочисленные спонсоры, которые обещали поддержать уникальную экспедицию украинского экстремала, в последний момент передумали, и из списка самых необходимых в таком пути предметов многие пункты пришлось вычеркнуть. Гордиенко отправился, что называется, налегке: у него нет мобильного телефона, фотоаппарата (тем более видеокамеры), диктофона, радиоприемника, нет даже простейшего газового или воздушного пистолета.
Не удалось изготовить и разработанную изобретателем Юрием Воропаем новую модель тележки, хотя это стоило бы каких-то 1000 гривен. Поэтому Сергей вышел в путь, подвязав и подремонтировав потрепанную на пути «из варяг в греки» старую рикшу.
Конечно, кто-то сочтет подобное путешествие, столь слабо обеспеченное материально, сущим безумием. Но разве мало мы знаем первооткрывателей, которые именно благодаря отчаянной решительности вписали в историю и собственное имя, и свою нацию!
К Новому году Сергей Гордиенко планирует пройти от Севастополя до Днепропетровска, встретить там праздник с женой и дочками -- Викой и Алисой. А потом через Киев двинуть на Россию. Снабженного «верительными грамотами» ЮНЕСКО и ООН украинского ученого уже ждут во многих городах Нечерноземья и Сибири, где он будет читать лекции по экстремальному туризму и технике выживания. В канун 2005 года, пройдя всю Россию до Владивостока, Сергей Гордиенко намерен переправиться через Сахалин в Японию, чтобы поклониться могиле своего духовного учителя Наоми Уэмуро, впервые в истории человечества совершившего в одиночку пеший переход к Северному полюсу.
А потом начнется самый сложный и опасный отрезок пути: на баркасе вдоль Курильской гряды, на лыжах по побережью Берингова моря. Переправившись через Берингов пролив в Америку, украинский путешественник планирует пересечь континент вдоль и выйти в одном из американских портов к Атлантическому океану. Куда занесет его парусный челн, ветер и течение, он и сам сегодня не знает, но уверен, что до Европы все же доберется. А там и до дома рукой подать!
Сергей верит и надеется, что ровно через четыре года вернется в Украину, в родной Днепропетровск. Давайте и мы будем в это верить! Пусть хотя бы наше благословение и наша гордость за него помогут бесстрашному путнику с собакой, идущему по планете.