Происшествия

13-летняя мама ольга ткаченко: «врачи меня пугали: либо умрешь ты, либо твой ребенок, но я решила рожать»

0:00 — 18 декабря 2003 eye 534

Когда в киевской школе узнали об Олиной «проблеме», классный руководитель разрыдалась: «Был единственный нормальный ученик, и тот забеременел»

Школьная парочка хотела расписаться через четыре года, а получилось -- через четыре месяца. В загсе появление Оли и Славы (имена несовершеннолетних участников этой истории изменены в соответствии с требованиями Закона о печати) вызвало смех: «Дорогие дети, приходите лет через пять, когда вам будет по восемнадцать». Но жених с невестой предъявили справку от врача, где значилась, что 13-летняя Оля, ученица восьмого класса одной из киевских школ, находится на седьмом месяце беременности.

Штамп о замужестве ей поставили в… свидетельстве о рождении! Влепили прямо посередине, как приговор…

Самое интересное, что развести Олю и Славика теперь не могут. В загсе говорят: «Подождите разводиться до шестнадцати, когда у молодой мамы появится паспорт… »

«В школе вокруг меня собиралась толпа любопытных детей. Даже уроки срывались»

Они познакомились в школьном компьютерном клубе -- идеальном месте для прогуливания уроков. В шестом классе Оля просиживала там почти все время, а в седьмом взялась за ум и даже стала отличницей. Образцовым ребенком и лидером класса. После школы -- с трех до пяти -- она готовила КВН, потом учила уроки, а вечером еще успевала послушать, как бренчат на гитарах местные хулиганы. «Берите пример с Оли, -- говорила классная дама, -- она все успевает».

Но тут подвернулся Славка. Если честно, поначалу он ей совершенно не понравился. Но ухаживал упорно, и Оля сдалась. Слава говорил, что, когда они закончат школу, обязательно поженятся. Родители знали об их дружбе, детишки и за город вместе ездили, ночевали, правда, всегда в своих семьях.

-- Дома я была железно в десять, -- смеется Оля. -- Но через пару месяцев забеременела. Меня потом все спрашивали, а как же вы без презерватива? Как это у вас получилось? Даже в школе уроки срывались, потому что вокруг меня собиралась толпа детей из других классов -- всем было очень интересно, как это происходило. Мне уже надоело отвечать, что в тот момент было не до презерватива. Не думали мы об этом! Хотя про них все знаем -- в школе на БЖ рассказывали. Значит, на уроках по безопасности жизнедеятельности. Правда, я до этих уроков не дошла. А с другой стороны, кому это надо, в шестом классе слушать про презервативы? Про них надо в первом рассказывать! Не скажу обо всех, но у нас в классе еще две девочки -- сто процентов не девочки…

О беременности Оля узнала, проведя обычный аптечный тест. Первая пришедшая в голову мысль -- на аборт не дамся. По телевизору говорили, да и девчонки рассказывали, что после аборта детей может не быть вовсе. Но как сказать об этом маме?.. Ведь прибьет!..

-- Славик, когда узнал о ребенке, совсем не психовал, -- улыбается Оля. -- Мы посовещались и решили родителям пока ничего говорить -- до тех пор, пока видно не станет. Правда, мамы -- и его и моя -- что-то все-таки заподозрили. Я ведь постоянно себе фрукты покупала. Но молчала. А в конце осени моя мама увидела мой… маленький животик. Ты, говорит, что, беременна? Я отвечаю: «Нет, мама». «На каком месяце?» -- спрашивает. -- «На седьмом». Послала она меня к гинекологу. Но что поделаешь, 28 недель беременности. Аборт делать поздно. Только искусственные роды. Но есть опасность, что я во время операции умру. Да и стоит она дорого. Мама говорит: «Ладно, сдашь ребенка в дом малютки, а потом заберешь, когда выучишься». Нет, думаю, ребенка никуда не отдам. Лучше пойду жить к старшему брату или вовсе из дома уйду…

На улицу девочку никто не выгнал. Скоро Оля со Славой сыграли свадьбу, перед которой Олина мама предупредила зятя: «Если жить собираешься -- будь по-вашему, а если нет -- пеняй на себя».

«Я хватала врачей за халаты и просила: давайте, делайте операцию, а то умру»

В школе об Ольгиной проблеме никто, естественно, не догадывался, пока не пришла справка из поликлиники, где указывалось, что Оля Ткаченко… уходит в декретный отпуск. У классной руководительницы перехватило дыхание. Первым ее вопросом было: когда ты успела?!!

-- Вы же сами говорили, что я все успеваю, -- грустно улыбнулась Оля.

Но немного придя в себя, классная отнеслась к девочке с пониманием. А директор горько пошутила, мол, когда будущего ребенка запишем в первый класс, мама будет доучиваться в одиннадцатом. Единственный, кто наговорил Ольге гадостей, была учительница М. Теперь злая училка ходит по школе и рассказывает, что Ткаченко беременна вторым ребенком! Но чего ждать от человека, который их класс иначе, как «дебилами», не называл.

-- А когда я прощаться пришла, -- вспоминает Оля, — наша классная руководительница плакала и говорила, что единственный нормальный ученик из школы уходит по беременности.

Скоро Ольгу положили на сохранение в роддом. Хрупкая, маленькая, совсем ребенок, она весила 35 килограммов! Куда такой рожать? Но ее организм оказался просто удивительным, у девочки не было даже токсикоза. Соседки по палате смотрели на нее по меньшей мере с удивлением. Все они возраста ее мамы, все на лекарствах, под угрозой срыва. Лежать в роддоме было скучно, и Оля часами рассказывала старшим подругам о том, как правильно ухаживать за ребенком. За время беременности она перечитала все женские журналы и все книги для будущих мам, которые смогла найти у знакомых. Взамен женщины делились с ней жизненным опытом: вспоминали, как выгоняли из дому мужей, как делили имущество. Оле все это казалось непонятным и странным. Зачем они так живут?

А в это время врачи вынесли вердикт: придется делать кесарево сечение. Иначе, твердили они, умрешь ты или твой ребенок. Девчонку запугивали как могли, но когда отошли воды, ей вдруг сказали: кесарево отменяется, рожай сама.

-- Хорошо придумали, -- разводит руками Оля, -- я плакала, хватала врачей за халаты, говорила: давайте, делайте мне операцию, а то умру.

Но родила Ольга без осложнений, за час. После родов к ней подошел главврач и назидательно спросил: «Ну что, больше, небось, не захочешь рожать?», на что Оля не смутившись ответила: «Ну что вы, конечно, буду. А где Вита?» Врач не понял: «Какая Вита?» «Да дочка моя!» -- удивилась непонятливости врача Оля. «Ну, шустрая, уже и назвать успела!» -- смеялись в роддоме.

«Мама на Славика очень зла, говорит, лучше бы я тебя тогда засадила»

На семейном совете решили, что с ребенком будет сидеть нянечка, а Ольга, отдохнув после родов, пойдет в школу. Но денег на нянечку не хватило…

-- Сначала я даже обрадовалась, что на уроки больше ходить не надо. Но посидела несколько месяцев дома, стало скучно и сама стала проситься: «Отпустите меня в школу». Все-таки в школе веселее -- уроки всякие…

Слава работал со своей мамой на рынке. Летом на каникулах подрабатывал на СТО. А потом произошло непонятное…

-- Видимо, не нагулялся, -- философски вздыхает Оля, -- после работы стал возвращаться поздно. И мама ему сказала: «Если так и дальше будет продолжаться, лучше собирай вещи и уходи. Он ушел, но вернулся через две недели. Пожил два дня и ушел насовсем. Мама теперь меня упрекает, мол, предупреждала тебя… А на Славика очень зла, недавно сказала ему: «Лучше бы я тебя тогда посадила… »

Развести несостоявшихся супругов не могут. Ольге это совсем не нравится: как же так? Расписать ведь смогли?!

Слава помогает им самую малость. На себя и ребенка Оля получает декретные -- 120 гривен. Немного поддерживает мама, работающая в школе на кухне.

А в последнее время у Славки появилась новая девушка. Она младше Ольги на год. Девочки знакомы, иногда перезваниваются, жалуются друг другу на Славика. У Оли тоже есть парень -- Игорь. Он влюбился в нее, когда юной маме было 12, но Оля тогда выбрала Славу. Игорь ждал и вот дождался. К ребенку он относится с пониманием. Правда, планов влюбленные пока не строят.

-- Ни к чему хорошему планы не приводят, -- вздыхает Ольга.

А директор школы после всей этой истории компьютерный клуб закрыла.

-- Мы с подружками, -- смеется Оля, -- написали 52 заявления, вроде бы как от разных учеников, с просьбой открыть клуб. Но она не поверила. Считает, что вокруг клуба сплошное безобразие -- якобы кто-то спички в замки засовывает, таблички с кабинетов снимает. Или с гитарой приходит и играет так, что охранник спать не может…

О будущей профессии Оля сейчас не задумывается. Да и время пока терпит.

-- Маленькая я еще, -- говорит она, -- может, летом придумаю.

Прокомментировать, правильно ли поступила Ольга, не сделав аборт, мы попросили заведующего кафедрой акушерства и гинекологии Киевской медицинской академии последипломного образования Юрия Петровича Вдовиченко:

-- Необдуманно она поступила, -- сказал доктор Вдовиченко. -- Иного мнения быть не может. До двенадцати недель беременность лучше было прервать. Грамотно сделанный аборт в этой ситуации -- это лучше, чем роды. Слишком уж высок риск осложнений. У таких юных мам, рожающих первый раз, вероятность кесарева сечения достигает 20--25 процентов, а патологических родов -- до 90--95 процентов! Это означает, что роды в таком возрасте, скорее всего, сопровождаются внутриутробным страданием и асфиксией плода, разрывом половых путей. И то, что ваша героиня сейчас нормально родила, еще не означает, что у девочки и дальше все будет нормально с репродуктивной функцией. Кроме того, у очень ранних детей зачастую нарушено умственное и физическое развитие. Не исключено, что у ребенка будет наблюдаться хроническая гипоксия и повышенный уровень заболеваний нервной системы. У дочки вашей героини наверняка возникнет патология в период становления менструальной функции. Потомство от слишком юных мам редко появляется на свет здоровым, ведь их эндокринная система еще не готова к рождению нормального ребенка…

-- Но аборт ведь -- моральная травма! -- попытался я защитить Олю, однако Юрий Петрович по-докторски строго отрезал: «О контрацепции надо было думать!».

Вопреки прогнозам врачей мы уверены: у Ольги и Виточки со здоровьем все будет хорошо. На то они и доктора, чтобы пугать.

Кстати

10-летняя роженица из города Бакэу повергла в шок медицинские умы Румынии, став самой молодой мамой в мире. Она произвела на свет вполне здоровую и симпатичную девочку весом 2,6 килограмма. Не умеющая ни читать, ни писать роженица сообщила врачам, что ведет половую жизнь с 8 лет и живет с 20-летним мужчиной, который по профессии ростовщик и возьмет ее в жены, когда ей исполнится 15. В поисках объяснения, как удалось забеременеть 10-летней девочке, доктора ссылаются на ее цыганское происхождение, утверждая, что цыгане более развиты и раньше начинают половую жизнь. Кроме того, девочка может быть и старше, так как цыгане нередко регистрируют родившихся детей с опозданием.