Происшествия

Посмотрев «чапаева» в 38-й раз, сталин посоветовал изменить некоторые реплики петьки

0:00 — 23 декабря 2003 eye 604

«Вождь всех времен и народов», которому на днях исполнилось бы 125 лет, был большим киноманом и еще большим кинокритиком

Исторические документы из личного архива Сталина для дальнейшего их хранения и изучения были переданы Российскому государственному архиву социально-политической истории. Среди них оказалось 250 записок первого руководителя советской киноиндустрии Бориса Шумяцкого. В них содержатся все замечания и реплики вождя, которые тот делал во время просмотров. Все указания Сталина затем передавались режиссерам. Оказалось, что вождь всех времен и народов всегда лично рецензировал почти все советские фильмы. В Кремле 6--8 раз в месяц устраивались ночные просмотры кинофильмов. Историки не поленились проверить: все поправки вождя были учтены.

Режиссеры и сценаристы провели не одну бессонную ночь в ожидании звонка из Кремля

«Сколько чудных фильмов начинали свое шествие по экранам именно с этого маленького зала в Кремле! «Чапаев», «Трилогия о Максиме», «Цирк», «Волга-Волга»… Фильмы «представлял» правительству сначала Шумяцкий, потом недолго Дукельский, потом -- долгие годы Большаков. Кино заканчивалось поздно, часа в два ночи: смотрели по две картины или даже больше», -- вспоминает дочь Сталина Светлана Аллилуева. В начале 30-х кино становится все более массовым искусством. Сталин видел, что экран притягивает, завораживает, формирует общественное мнение. Поэтому стал все больше и больше вмешиваться в дела кинематографа. Именно от Сталина часто зависела судьба сценаристов, режиссеров и их фильмов. Переступать через своим убеждения, переписывать сценарий фильма и менять реплики актеров пришлось не одному талантливому режиссеру.

Историк кино Евгений Марголит, внимательно изучавший историю советского кинематографа, рассказывает: «Первая звуковая картина «Моя Родина» вышла на экраны страны в 1933 году и за две недели проката получила совершенно роскошную прессу и признание коллег по цеху. Режиссеров фильма Александра Зархи и Иосифа Хейфица наградили тогда путевками в Крым, а также электрическими чайниками и радиоприемниками. И вот через три недели, возвращаясь из Крыма, они купили в поезде газету «Известия» и с изумлением прочитали: «Картина «Моя Родина» является вредной, неправильно воспитывающей зрителя, снята с экрана и запрещена к повсеместной демонстрации». Приехав в Москву, они узнали, что картина запрещена по распоряжению самого Сталина. Тогда в кино нельзя было показывать боевую технику: власти опасались, что империалисты разведают военные секреты. Поэтому режиссеры картины сделали акцент на человеческих отношениях. Но сверху была спущена претензия вождя: где же вся боевая техника? И что, мол, в фильме показано, что мы чуть ли не голыми руками воюем с империалистами.

Получив в подарок фильм «Волга-Волга», Рузвельта осенило, что Сталин намекает на открытие второго фронта

Фильм режиссера Александрова «Веселые ребята», снятый в 1934 году, государственная приемочная комиссия назвала буржуазным, контрреволюционным и легкомысленным. Члены комиссии стали требовать запрета фильма. Но Шумяцкий не согласился с их выводами и, заручившись поддержкой Максима Горького, добился показа фильма в Кремле. Из архивных записок Б. Шумяцкого: «Все гомерически смеялись. Особая реакция была на сценах с рыбой, пляжем и перекличкой фразы «Вы такой молодой и уже гений, как это можно? Привычка!» По окончании сеанса все в просмотровом зале смолкли и ждали, что скажет Сталин. Сталин: «Хорошо. Я как будто месяц пробыл в отпуске». И все оживленно стали вспоминать понравившиеся детали картины… » Фильм «Веселые ребята» прогремел не только в СССР. Картина была отмечена на киновыставке в Венеции и получила замечательные отзывы. Чарли Чаплин, увидев этот фильм, потом писал: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это -- большая победа».

В 1938 году Григорий Александров снял комедию «Волга-Волга» и так вспоминал об этом в своих мемуарах: «Однажды по окончании приема в Георгиевском зале Кремля в честь участников декады украинского искусства И. В. Сталин пригласил группу видных деятелей культуры в свой просмотровой зал. Он не первый раз смотрел «Волгу-Волгу» и посадил меня рядом с собой. По другую сторону сидел В. И. Немирович-Данченко. По ходу фильма Сталин, делясь с нами своим знанием комедии, своими чувствами, обращаясь то ко мне, то к Немировичу-Данченко, полушепотом сообщал: «Сейчас Бывалов скажет: «Примите от этих граждан брак и выдайте им другой». Произнося это, он смеялся, увлеченный игрой Ильинского, хлопал меня по колену. И не ошибусь, если скажу, что он знал наизусть все смешные реплики этой кинокомедии».

Фильм «Волга-Волга» был одним из самых любимых фильмов Сталина. Известно, что в 1942 году вместе с письмом американскому президенту Рузвельту Сталин послал копию фильма «Волга-Волга». В американском посольстве несколько раз просмотрели фильм, пытаясь разгадать тайный смысл подарка. Сам президент также был озадачен: что, мол, Сталин хотел сказать этим подарком? И, наконец, эксперты пришли к выводу, что, видимо, смысл кроется в словах песни: «Америка России подарила пароход: ужасно много пара, но очень тихий ход». Рузвельта осенило, что Сталин намекает на открытие второго фронта.

Из архивных записок Шумяцкого: «В начале просмотра «Чапаева» было, понятно, настороженное отношение. Сцена приезда Чапаева на тачанке с пулеметом и отступление одной из Чапаевских частей вызвала ряд недоуменных вопросов.

-- Что за толпа бежит?

-- Что за суетливый бег?..

Я волновался отчаянно за оценку всей картины в целом… Но, начиная со сцены «А как думает комиссар», стала складываться положительная оценка и картину начали хвалить. Когда лента заканчивалась, И. В. поднялся и, обращаясь ко мне, заявил: «Вас можно поздравить с удачей. Здорово, умно и тактично сделано. Хорош и Чапаев, и Фурманов, и Петька. Фильм будет иметь большое воспитательное значение. Он -- хороший подарок к празднику». Дальше в записках Шумяцкий отмечал: «Смотрели «Чапаева» в 17-й раз», «в 21-й раз», «в 38-й раз»… И каждый раз Сталин предъявлял какие-то претензии. Хотя ему объяснили, что ничего уже нельзя поправить, тираж уже есть, а все равно, вот, мол, здесь бы получше музыку подложить, а вот тут лучше бы у Петьки реплика бы была другая», -- рассказывает киновед Александр Трошин.

К 20-летнему юбилею Великой Октябрьской революции в спешке снимали фильм «Ленин в Октябре». Сроки поджимали, и на государственном уровне решался вопрос о временном освобождении из театра актера Щукина. Вскоре состоялась премьера картины в Большом театре. Фильм очень понравился Сталину, несмотря даже на технические неполадки со звуком. Однако на следующий день Михаила Ромма ждал неприятный сюрприз: фильм с проката был снят! Оказалось, что Сталин пожелал вставить побольше сцен штурма Зимнего и крупным планом арест Временного правительства. Режиссеру пришлось снова собирать массовку и актеров. Когда фильм был окончательно готов и вышел на экраны страны, ему присудили Сталинскую премию. Ведь председателем комиссии по присуждению премий своего имени, являлся, же конечно, сам Сталин.

Так после трудового дня, поздним вечером, в небольшом кинозальчике Кремля решалась судьба актеров, режиссеров и их фильмов. Перед художественными фильмами Сталин любил просматривать официальную хронику. И даже в документальные фильмы вносил свои коррективы. Так, в кадрах с Ялтинской конференции союзников вождь заметил, что он не смотрится наравне с Черчиллем и Рузвельтом… И режиссеру Герасимову пришлось переделывать фильм, добавляя больше крупных планов со Сталиным, тем самым подчеркивая его превосходство.

Вождь всех времен и народов хорошо понимал силу искусства и с помощью кинематографа формировал мифический образ светлого будущего. Вложенные в уста любимых киногероев оптимистические песни, фразы, ставшие потом крылатыми, отвлекали людей от жестокой действительности, и вся страна по многу раз смотрела фильмы «Веселые ребята», «Свинарка и пастух», «Чапаев», «Цирк», «Светлый путь», «Волга-Волга», «Кубанские казаки»…

По материалам документального фильма «Как Сталин снимал кино» подготовила Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ».