Происшествия

Жена донецкого инженера-металлурга, имевшего в 1916-м году 25 рублей на книжке, могла позволить себе бриллиантовые серьги

0:00 — 25 декабря 2003 eye 280

В Донецке 21 декабря состоялись вторые торги единственного в Украине постоянно действующего «Аукциона раритетов», на который выставлены предметы, некогда принадлежавшие семье Джона Юза, основателя города

Средства, собранные на аукционе, пойдут на улучшение материальной базы спасательной службы. Его организатором выступил областной Фонд защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций «Донецкий спасатель».

Среди тех, кто решил выставить свои домашние реликвии на продажу, оказалась семья, унаследовавшая раритеты от своих прежних соседей. А те, в свою очередь, получили некоторые из этих вещей в подарок от Айвора Юза, сына основателя города -- английского промышленника Джона Юза. Нелишне будет напомнить, что до 1924 года Донецк именовался Юзовкой…

Английские отпрыски Юза увезли из Донецка редкие фотографии

-- К сожалению, это все, что осталось после того, как у нас погостили англичане, -- рассказывает донецкая пенсионерка Валентина Ивановна (обладательница раритетов согласилась на встречу с журналистом только при условии, что ее фамилия не будет названа. -- Авт. ) и показывает небольшую стопочку фотографий и открыток столетней давности. Съемочная группа из Шеффилда (Великобритания) побывала у них в 1989 году -- тогда впервые английские потомки основателя нынешнего Донецка приехали в Украину, чтобы снять фильм о своем знаменитом предке и найти родственников.

Валентина Ивановна и ее супруг долгие годы были соседями и друзьями вдовы обермастера (так именовался тогда старший мастер, по квалификации приравниваемый к инженеру) литейного цеха Донецкого металлургического завода Михаила Андреевича Погорелова. В конце XIX -- начале XX века металлургическим заводом Джона Юза, уже умершего к тому времени, управляли его старшие сыновья -- Джон Джеймс Юз и Айвор Юз. Айвор дружил с семьей обермастера Погорелова. И когда Валентина Ивановна показала гостям из Туманного Альбиона фотографию с пикника в Святых горах (ныне Святогорск), где запечатлены Погореловы, Айвор Юз и семьи заводской знати, англичане готовы были целовать снимок!

-- Они забрали все фотографии, на которых были потомки Юза. Пообещали вернуть и прислать видеокассету с фильмом о славном английском промышленнике, основавшем наш город, -- вспоминает моя собеседница. -- Рассказали, что Хьюзы (так произносят англичане эту фамилию) состояли в родстве с королевской династией.

Увы, ни фотографий, ни фильма Валентина Ивановна так и не дождалась. Однако продолжала бережно хранить вещи, доставшиеся ей после смерти госпожи Погореловой. А унаследовала она классический мещанский уголок -- предметы обихода представителя городской элиты тех времен.

-- Феодосия Трофимовна Погорелова рассказывала, как Айвор подарил ее супругу чугунные фигурки, отлитые в 1803-м году. Погорелов был одним из богатейших людей города. Труд инженера, начальника цеха, тогда оплачивался очень прилично, -- рассказывает Валентина Ивановна.

У инженера Погорелова в 1916-м году на расчетной книжке общества потребителей Новороссийского завода (как еще называли завод Дж. Юза) Екатеринославской губернии хранилось 25 рублей золотом! В те времена, как объяснила мне Валентина Ивановна, за три рубля корову можно было купить. Поэтому бриллиантовые сережки были позволительной роскошью для жены уважаемого человека.

Указывая стоимость антиквариата, пенсионеры исходили из цены необходимых им лекарств

После революции 1917 года английское руководство завода убыло на свою историческую Родину. Однако одна ветвь потомков Юза -- по линии его внебрачного сына Ивана -- осталась в Донецке. Известно 9 внуков, 15 правнуков и 12 праправнуков Джона Юза, ныне проживающих в разных городах СНГ. Двое правнуков -- Эльвира Федоровна и Александр Федорович Булгаковы -- живут в Донецке.

К концу своих дней золото и почти все серебро Погорелова (Филимонова по второму супругу) понемногу распродала антикварам и коллекционерам. Но вещи, которые любил ее первый супруг, хранила: деревянный буфет с гранеными стеклами, фарфор, ожерелье из серебряных монет и чугунные фигурки долгие годы прятала от посторонних глаз.

А уже после смерти второго супруга Феодосии Трофимовны (Ермолай Филимонов умер в 60-х годах), Валентина Ивановна с мужем стали хранителями мещанского уголка Погореловых. Когда они вышли на пенсию, то за символическую плату (исходили из суммы, которая требуется им на лекарства) предложили исторические реликвии Донецкому краеведческому музею.

-- Мы уже составили договор и вещи перевезли в музей, но в последний момент у них не нашлось средств, -- рассказывает Валентина Ивановна. -- Вот и выставляем вещи на аукцион. Жаль, конечно, что эти реликвии будут разбросаны по частным коллекциям. Ведь у нас сохранился целый уголок классической мещанской зажиточной семьи начала XX века. Есть даже столетние стулья и чемодан из Парижа! Хотелось бы сохранить потомкам часть прошлого нашего города, истории известной фамилии, связанной с миллионным Донецком.