В субботу, 20 декабря, в Харькове с особыми почестями были похоронены члены экипажа транспортного вертолета, разбившегося под Конотопом в Сумской области
Как уже сообщали «ФАКТЫ», вертолет 29-летнего майора Вадима Осетрова разбился 17 декабря во время облета машины, которая до этого 2 месяца была на хранении.
В тот роковой день экипаж уже произвел облет одного вертолета и пересел на другой. Согласно плану, Ми-8 10 минут повисел над взлетной площадкой, после чего приземлился. Бортовой техник произвел осмотр машины и никаких неисправностей не обнаружил. Далее вертолет должен был проверяться в так называемых высотных площадках, то есть показывать свою надежность на определенных высотах по заданным параметрам. Ребята поднялись на 200 метров и совершили горизонтальный полет, после этого планировали набрать высоту 800 метров. Но вдруг в 12. 00, на одиннадцатой минуте после взлета, вертолет исчез с экрана локатора, за которым внимательно следил руководитель полетов
Сейчас украинские вертолетчики ожидают результатов расследования обстоятельств и причин конотопской трагедии. Ведь по законам авиации, если с летательным аппаратом происходит катастрофа, все машины такого типа должны быть посажены на землю до выяснения причин аварии. На днях комиссия, назначенная Главнокомандующим ВВС Украины, должна пролить свет на то, что случилось в «черную» среду. Свое расследование проводят также Главная инспекция министерства обороны Украины по безопасности полетов и Генпрокуратура. Среди версий: ошибка экипажа, отказ двигателя, столкновение с птицей
-- Была ли вообще в произошедшем чья-либо вина? Не стоит сейчас гадать, -- говорит бывший начальник кафедры тактики ВВС Харьковского института Военно-воздушных сил, летчик истребитель, полковник запаса Валерий Атрошонок. -- В небе всякое случается. Ясно одно: экипаж вертолета состоял из лучших высококлассных специалистов. Рядовым пилотам столь важных заданий не поручают: летчики должны были дать заключение, возможна ли практическая подготовка курсантов института на конкретной машине, которая два месяца перед этим не эксплуатировалась. Я хорошо знаю Вадима Осетрова. Это очень ответственный, надежный человек. Нет сомнений, что, оказавшись во внештатной ситуации, он думал прежде всего о том, как спасти вертолет и людей на земле.
Согласно документации, Ми-8 был испытанным и имел еще дополнительный ресурс. 30 лет для такого вертолета -- не «возраст».
Очевидцы трагедии говорят разное. Одни, что Ми-8 загорелся еще в воздухе, другие -- вспыхнул на земле. Но ребята боролись до последнего. Уже то, что они увели терпевшую бедствие машину от двух населенных пунктов, расположенных в километре друг от друга, говорит об их сознательном выборе.
Столкновение вертолета с землей было страшным. Командир Вадим Осетров и штурман Сергей Рогачев, сидевшие впереди, оказались выброшены на несколько десятков метров от места падения. Борттехника, находившегося в кабине сзади, вытащили подоспевшие свидетели трагедии. Огонь с его одежды сбивали снегом.
Через несколько минут на место катастрофы из Нежина Черниговской области подлетел Ми-8 с поисково-спасательной командой МЧС на борту. Ей не довелось долго искать потерпевший бедствие летный экипаж. Увы, спасать уже было некого
Командир Вадим Осетров, штурман Сергей Рогачев и бортмеханик Николай Хухия вместе летали более двух лет и понимали друг друга с полуслова, полувзгляда. Это был слаженный маленький коллектив.
Пожалуй, больше всего испытаний выпало на долю самого старшего члена экипажа, 36-летнего Николая Хухия, грузина по национальности. В 1985 году по направлению Курского военкомата Николай поступил в Харьковское высшее военное авиационное инженерное училище, прошел курс молодого бойца. Его отец и мама с нетерпением ждали дня, когда единственный сын будет принимать воинскую присягу. Но вместо радостной встречи парня ожидало тяжелое испытание. По дороге из Курска в Харьков автомобиль родителей попал в аварию. В семнадцать лет Николай остался сиротой. А теперь сам оставил полусиротой единственного сына Георгия.
27-летний Сергей Рогачев еще не успел жениться. С бывшей однокурсницей Александрой (кстати, летчиком самолета Ан-26) последний год они жили душа в душу в гражданском браке, но их счастье оказалось недолгим.
Сергей -- тоже выпускник Харьковского института ВВС -- попал по распределению на Конотопскую авиабазу. Сначала летал на Ми-2, потом переучился и получил разрешение на полеты на Ми-8, работал летчиком-инструктором. В 2000 году сбылась его мечта: Сергей был переведен в Чугуев, поближе к родным. И хотя он, как и остальные ребята экипажа, через сутки добирался на базу из Харькова за свой счет, на судьбу не сетовал. Ведь у него была работа, любимая женщина, а рядом мама, папа и бабушка.
Вадим Осетров был непререкаемым авторитетом для младших братьев Юры и Димы. По его примеру Юрий тоже выучился на летчика. Вот уже несколько месяцев он работает в Бориспольском аэропорту. А пока учился в Харькове, жил у старшего брата, даже стал крестным отцом четырехлетнему племяннику Артуру. Родители, простые рабочие, очень гордились своими сыновьями.
Недавно Вадим собственноручно отремонтировал квартиру, которую украсил выращенными им же комнатными растениями. Не квартира -- оранжерея! Даже лимонами военный летчик второго класса лакомился из домашнего урожая.
Не успел майор Осетров получить диплом Национальной академии обороны Украины: осталось сдать последнюю контрольную.
И не сможет уже выполнить обещание, данное родителям -- приехать погостить на Новый год в Лутугино на Луганщину. Правда, собираясь на родину, Вадим успел до командировки купить родным подарки. А для сына припас детское шампанское
-- Очень тяжело терять друзей в мирное время, -- говорит сослуживец погибших членов экипажа Юрий Астаков. -- Я выполнял миротворческую миссию в составе ООН в Югославии, многое видел. Но смерть экипажа Осетрова меня потрясла. Ведь ребята --асы, и поверить в то, что они могли допустить ошибку, я не могу.
-- Расшифровка пленки «черного ящика» многое объяснит, -- уверен заместитель начальника ХИВВС полковник Николай Ушань. -- И то, на какой высоте вертолет начал терять управление, и даже -- на какой секунде. Пока же могу сказать, что разбившийся Ми-8 прошел плановый капитальный ремонт в 1997 году, а через год был произведен плановый ремонт его двигателей. После регламентных работ, которые предполагают замену или реставрацию отдельных деталей после определенного налета, машина не эксплуатировалась два месяца.
Спрашивается, почему всегда гибнут лучшие? Наверное, потому, что именно лучшим доверяют решение самых сложных задач. Вадим Осетров был заместителем командира эскадрильи. Чтобы получить эту должность, надо уметь очень многое, обладать высокими моральными и человеческими качествами. Облет -- своего рода испытание, здесь нужно особое мастерство. Кстати, на чугуевской авиабазе за последние 18 лет это первая катастрофа.
-- Вертолеты считаются менее опасной техникой, чем самолеты
-- Так оно и есть. В случае происшествия на нем обычно можно спланировать (поэтому вертолеты и не оснащены системой катапультирования). Но, чтобы выпрыгнуть с парашютом из вертолета, нужна определенная высота. Видимо, у ребят ее не было.
-- А почему облет делали служащие не конотопской авиабазы, а чугуевской?
-- В Конотопе не нашлось летчиков, которых можно было бы допустить до такого вида полетов. По правилам, если профессиональный летчик не сидел за штурвалом более 4 месяцев, считается, что он частично теряет необходимые навыки и до полетов такого вида без инструктора не допускается. Да что тут говорить, коль приходится экономить на топливе и, следовательно, на вылетах. После распада Советского Союза больше всего пострадало, пожалуй, летное дело.
Военные приказов не обсуждают. Экипажу майора Осетрова, несшему службу в поисково-спасательном отряде, было не привыкать к командировкам. Никто из них не мог предположить, что именно эта окажется роковой.
А вот родственники погибших вспоминают сейчас о недобрых знаках, преследовавших их незадолго до трагедии. 74-летняя бабушка Сергея Рогачева, Прасковья Васильевна, рассказывала, что за несколько дней до гибели единственного внука, у нее выпал зуб.
Отец же Вадима Осетрова, выходя из подъезда дома, наткнулся на окровавленного мертвого голубя, лежавшего под дверью. Вот и его голубь, его сын, уже никогда не взлетит в небо.
Похоронили членов экипажа Ми-8 в братской могиле на Харьковском городском кладбище N 14. На похоронах присутствовал Главком ВВС генерал-лейтенант Ярослав Скалько, который лично и от имени командного состава выразил родным и близким погибших глубокие соболезнования. Как было заявлено на траурном митинге, областная и городские госадминистрации семьям Осетрова, Рогачева и Хухия выделили материальную помощь. А на счет, открытый в поддержку родных погибших летчиков, поступают деньги со всех частей ВВС Украины.
Из досье «ФАКТОВ»
Ми-8 -- самый массовый вертолет в мире, используется во всех «горячих» точках планеты.
Первые машины появились в 1962 году, а спустя два года были запущены в серийное производство. Изготавливались на заводах в Улан-Уде и Казани, ремонтировались в Азербайджане. После распада Советского Союза большая часть Ми-8 осталась в России.
Украинские военные используют вертолеты данного типа, неся миротворческую миссию в составе ООН в Сьерра-Лионе и Ираке.
Во многих странах мира Ми-8 обслуживают первых лиц государства. Такой же вертолет закреплен и за Президентом Украины.
Тактико-технические характеристики вертолета: год принятия на вооружение -- 1966, длина --18. 22 м, высота -- 5. 65 м, масса -- 7260 кг, максимальная взлетная -- 12200 кг,максимальная скорость -- 260 километров в час, крейсерская -- 225 километров в час. Ми-8 оборудован противообледенительной системой. При отказе одного из двигателей в полете другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полет выполняется без снижения высоты. Ми-8 оборудован автопилотом.