А в 2004 году ожидается рост доходов киевлян, в том числе работников бюджетной сферы, на 20 процентов
В конце года всегда хочется строить планы на будущее, загадывать, желать, надеяться. Особенно если забот полон рот и с ними придется справляться, или начато какое-нибудь грандиозное дело, и его нужно успешно завершить. Особенно сложно приходится в канун нового года крупным руководителям -- от них в это время народ всегда ждет грандиозных свершений и быстрого решения всех своих житейских проблем.
О самых важных планах на будущее, касающихся подавляющего большинства киевлян, а также о текущих делах мы, опираясь на вопросы наших читателей, подробно расспросили киевского городского голову Александра Омельченко.
-- Постоянные транспортные пробки, узкие дороги и все прибывающее количество машин на магистралях Киева -- самая больная тема для наших читателей и для власти города. Многое уже сделано, а еще большее предстоит сделать. Расскажите об этих планах.
-- Новая дорога в Протасовом яру и реконструкция Соломенской улицы -- лишь один из этапов масштабного проекта улучшения движения транспорта в столице. В следующем году планируем убрать трамвайные пути с улицы Боженко, где трамвай уже несколько лет не ходит, и расширить там проезжую часть. Серьезная реконструкция ожидает и улицу Николая Гринченко -- вдоль ветки железной дороги и Байкового кладбища. Со временем по этой магистрали автомобили из центра города поедут к Южному мостовому переходу, минуя Московскую площадь, а на самой площади будет двухуровневая развязка.
В следующем году намерены также расширить проспект Воссоединения, убрав оттуда, как и на мосту Патона, трамвайные пути, и заменив их троллейбусной линией, а затем и проспект Гагарина -- до станции метро «Черниговская». На Ленинградской площади появится двухуровневая развязка -- от проспекта Воссоединения в направлении Харьковского шоссе.
Наметили мы и строительство в следующем году около 30 подземных и наземных пешеходных переходов. Сейчас. к примеру, уже заканчивают сооружать четыре подземных перехода на Краснозвездном проспекте -- в районе улиц Вузовской, Алексеевской, Головко и Народной, два пешеходных мостика возводят на улице Олены Телиги, один -- на пересечении Московского проспекта с улицей Лайоша Гавро и два -- по Столичному шоссе. Сейчас готовится проектная документация на строительство подземных переходов, в частности на пересечении Большой окружной дороги с улицами Лятошинского, Крейсера «Авроры», улицы Тростянецкой и Харьковского шоссе, бульвара Шевченко -- с площадью Победы, улицы Индустриальной с улицей и Лебедева-Кумача, на проспекте Победы -- возле Воздухофлотского моста. Подземные переходы будут и на пересечении улицы Красноармейской с улицами Жилянской и Саксаганского, Воздухофлотского проспекта -- с улицами Фучика, Курской, Антоновича, Просвещения, Соломенской площадью, на Чоколовском бульваре, бульваре Леси Украинки. Расширим путепровод на Караваевых дачах. Чем больше в городе подземных переходов, тем лучше и пешеходам и водителям.
-- Согласно проекту, утвержденному Кабинетом министров в 1993 году, новый Подольский мостовой переход, который так необходим столице, начнется на Подоле -- в районе улиц Межигорской и Набережно-Луговой, пересечет Гавань, Рыбальский остров, Днепр, Труханов остров, Десенку, урочище Горбачиха, Русановские сады и закончится на бульваре Перова. Однако строительство трассы по такому маршруту «зацепит» несколько сотен садовых и дачных участков на Русановских садах. Здесь и возникли определенные сложности -- многие владельцы участков против строительства перехода и не желают покидать насиженные еще с 60--70-х годов места. Тем более, что многие построили здесь комфортабельные дачные домики. Как будет решаться спор между садоводами и властью?
-- Все киевляне, которые останутся без своих дачных участков на трассе строительства Подольско-Воскресенского моста, получат денежную компенсацию или равноценные земельные наделы. Мы постараемся решить эту проблему цивилизованно: заплатим владельцам участков, учитывая реальную стоимость, если люди захотят получить деньги, или предоставим желающим новые участки хорошей земли в местах не хуже, чем были предыдущие, и в пределах города. И если нынешние наделы занимают четыре--пять соток, то новые могут быть до 10 соток. Думаю, киевляне пойдут навстречу решению властей и поймут необходимость строительства моста для столицы.
Одновременно мы рассматриваем второй вариант проекта. Возможно, этот мостовой переход будет на 300--400 метров длиннее -- за счет поворотов. Но если в результате под строительство «попадет» меньшее количество садовых участков, чем планируется, мы постараемся утвердить этот второй -- альтернативный -- проект, поскольку следует учитывать социальный фактор. Согласно второму варианту, мостовой переход в районе урочища Горбачиха -- перед Русановскими садами -- планируется прокладывать не к бульвару Перова через сады, а, свернув вдоль залива Десенки, вывести к проспекту Генерала Ватутина и улице Бальзака, где предусмотрено открыть станцию метро. Таким образом, трасса «зацепит» лишь небольшое количество садовых участков.
А пока что подготовительные работы начаты на Трухановом острове. Работают два мостостроительных отряда. Готовят сваи под будущие опоры эстакады, которая пройдет над Трухановым островом от левого берега Днепра до правого берега Десенки. Протяженность участка -- около 900 метров.
-- Приславшие недавно письмо в редакцию жители села Погребы спрашивают, правда ли, что в будущем Троещину застроят аж до Погребов и проведут сюда линию метрополитена?
-- Действительно, в районе станции электропоездов «Огородняя» на левом берегу планируют организовать крупный пересадочный узел. К тому времени здесь пройдет линия метрополитена от улицы Милославской к станции «Левобережная» -- так называемое «легкое метро», а в дальнейшем в сторону Позняков -- по маршруту недостроенного скоростного трамвая.
Возле станции «Огородняя» можно будет пересесть с Подольско-Воскресенской линии на новую -- Троещинскую. Сейчас специалисты разрабатывают и возможность беспересадочных поездок с Троещины к центру города, и в южном направлении -- к Познякам.
Перестроенная под метро линия скоростного трамвая позволит поездам метрополитена «включиться» в Подольско-Воскресенскую линию -- свернув на мост и выехав на Подол, или же доехать до станции «Левобережная» и там «включиться» без пересадки пассажиров в Святошино-Броварскую линию. В перспективе поезда с Троещины смогут на «Осокорках» и «Позняках» переехать на Сырецко-Печерскую линию. Таким образом, в столице появится маршрутное метро -- отличная идея для растущего города.
Есть планы в будущем Троещину достроить аж до села Погребы и провести сюда линию метрополитена -- от улицы Милославской. В этом же районе пройдет и новая Окружная дорога -- в объезд Быковни и Броваров -- для транспорта, двигающегося в черниговском направлении. А на севере столицы, в районе Оболони, возведут еще один мост через Днепр. Сейчас же линии метро на левом берегу планируют так, чтобы «охватить» как можно удобнее такие крупные массивы, как Троещина, Воскресенка, Радужный.
По расчетам специалистов, для сооружения подобного мостового перехода необходимо от трех до восьми лет. Я же предполагаю, что киевские мостостроители при нормальном финансировании справятся за три с половиной-четыре года. Накануне начала строительства мостового перехода ведущие мостостроительные организации объединились в единую корпорацию, что может существенно ускорить выполнение работ. Во всяком случае, президент корпорации «Укрмостобуд» Владимир Продивус уверен, что на месте строительства удастся сконцентрировать большие производственные мощности, и киевляне получат мост в самые краткие сроки.
-- Сейчас интенсивные работы ведутся на станции «Сырецкая», здесь уже построены подземные тоннели от станции «Дорогожичи». Открыть новую станцию на улице Щусева запланировано уже в следующем году, а киевлян интересует: что же будет дальше, когда метро дойдет до отдаленных уголков города?
-- В течение многих лет метро в Киеве строили последовательно -- от станции к станции. Сейчас же тактика изменилась: сооружать подземку стали параллельно на нескольких линиях -- так быстрее можно выполнить программу развития наиболее надежного вида городского транспорта. Думаю, в бюджете столицы удастся найти средства, чтобы в течение трех-четырех лет открыть не менее четырех-пяти станций.
Не прекращая работ на месте будущей станции «Сырецкая», метрополитеновцы уже приступили к строительству нового участка на другом конце Сырецко--Печерской линии -- за станцией «Харьковская». Отсюда поезда метро пойдут в направлении Бориспольской (Харьковской) площади, а затем к массиву Красный хутор. Почти двухкилометровый участок между «Харьковской» и «Бориспольской» сооружают открытым способом, не загоняя под землю тоннелепроходческие комплексы. К тому же применяют новые технологии, в частности гидроизоляцию. Новый участок будет неглубокого залегания -- расстояние от поверхности земли до свода тоннеля составит от трех в районе «Бориспольской» до девяти метров возле «Харьковской».
Подобный способ сооружения метрополитена позволяет экономить не только время, но и деньги: не понадобятся эскалаторы, да и со сложными плывунами не придется бороться. Первые несколько метров тоннеля уже проложены.
Между станциями «Харьковская» и «Бориспольская» попутно соорудят еще одну -- перспективную -- станцию. Пока она проектируется как аварийный выход, и как только возле озера Вырлица появится торгово-развлекательный комплекс, перспективная заработает в режиме обычной станции. Правда, в отличие от других станций столичного метро, где традиционно посередине размещена платформа, а с обеих ее сторон проложена колея, здесь все будет наоборот: платформы обустроят по бокам, а поезда станут двигаться посередине.
От «Бориспольской» почти двухкилометровая линия метрополитена потянется в направлении Красного хутора и далее -- к Рембазе. Новую станцию с рабочим названием «Красный хутор» планируется открыть в районе улицы Бориспольской и конечной остановки трамвая N 31, организовав здесь пересадочный узел. А в перспективе, согласно Генеральному плану развития столицы, метро дотянут аж до массива ДВРЗ. Построить весь почти 2,5-километровый участок от «Харьковской» до «Рембазы» с тремя станциями -- одна пока останется транзитной -- хотим до конца 2005 года. Если, правда, не возникнут финансовые проблемы. Однако я уверен, что хотя бы «Бориспольская» в 2005 году обязательно откроется.
А в конце нынешнего года метростроители начнут прокладывать тоннели от станции «Лыбедская» в направлении Национального выставочного центра.
Что касается перспектив строительства новых станций Куреневско-Красноармейской линии в сторону Теремков, то мы запланировали до конца 2006 года открыть «Демиевскую» и «Голосеевскую», а в 2007 году -- станции в районе Амурской площади на улице Васильковской и возле Национального выставочного центра на проспекте Глушкова.
-- В начале отопительного сезона в «ФАКТЫ» часто обращались киевляне с жалобами на холод в квартирах.
-- Да и в горадминистрацию поступало много подобных заявлений. Сейчас уже все претензии практически удовлетворены. На плохое техническое состояние системы тепло- и водоснабжения жилых домов, подключенных к бойлерной по улице Симиренко, 23а, тепловых и электрических сетей ОАО «Киевский мясокомбинат», которые лишь недавно были переданы в коммунальную собственность, особенно часто жаловались люди. Потому городу срочно пришлось латать «ведомственные дыры».
К зиме в столице готовились тщательно: ремонтировали котельные, магистрали, бойлерные. А сейчас «Киевэнерго» задействует весь потенциал, чтобы максимально быстро подавать теплоноситель, к тому же аварийно-восстановительные бригады готовы оперативно устранять в течение суток! -- повреждения на магистралях. Недавняя авария на тепломагистрали, идущей на Березняки, подтвердили это. Одним словом, отопительный сезон должен пройти без осложнений. Зиму переживем в тепле и достатке.
Единственное, что может сказаться на качестве коммунальных услуг -- задолженность потребителей. Сегодня поставщики газа требуют стопроцентную предоплату за топливо, а вот многие потребители, среди которых есть далеко не бедные фирмы, банки, корпорации, платить за теплоэнергию не спешат.
Жители города более дисциплинированны -- вовремя за коммунальные услуги платит более 90 процентов киевлян. С неплательщиками планируют поступать весьма жестко, оставив их без тепла. Это, правда, не касается жилых домов, тут будут разбираться отдельно с каждой жилищной организацией, а на самых злостных должников станут подавать в суд. Иначе «Киевэнерго» не сможет вовремя платить газоснабжающим организациям.
Пока в ноябре-декабре погода была достаточно теплая, снижение подачи газа не сказалось на работе оборудования «Киевэнерго». А в разгар зимы, когда на Крещение температура опустится до 20 градусов мороза, город начнет использовать накопленные почти 130 тысяч тонн резервного топлива на случай перебоев с газоснабжением. Мазута хватит, чтобы пережить основные холода.
-- Я знаю, что в столице недавно были срочно приняты -- в рамках полномочий, которыми наделены региональные органы власти -- меры по защите городского продовольственного рынка от возможного необоснованного и спекулятивного повышения цен на основные виды продуктов питания.
-- Да, это мы делаем уже второй раз за текущий год, потому что видим, как складывается ситуация с тем же хлебом в других регионах Украины, и не допустим, чтобы в Киеве, как в Одессе, например, он дорожал по нескольку раз в месяц. Сразу скажу, что с хлебом у нас такого не произойдет. Цены на него жестко регламентированы. Неснижаемый запас зерна и муки создан на три месяца, и мы периодически будем их закупать по 1050--1150 гривен за тонну. Так что мы уже не зависим от закупочных цен на зерно, которые, надо сказать, тоже стабилизировались. А готовясь к зиме, город -- с учетом того, что зерно будет доставать трудно, -- заготовил на базах для киевлян больше, чем обычно, картошки, капусты, буряков, яблок, лука и других овощей и фруктов.
Обычно перед большими всенародными праздниками -- Новым годом, Пасхой-- продукты на рынке дорожают. Именно оттого, что у торговцев появляется повод, дающий возможность спекулировать: ведь покупателям некуда деваться -- каждый стремится хоть как-то подготовиться к празднику. В конце декабря на киевских базарах подорожали мясо (на 25--30 процентов), соления, овощи. В ответ на это мы провели во всех районах столицы большие новогодние продовольственные ярмарки, где приняли участие сельхозпредприятия из соседних областей. Сегодня вот тоже проходит такая ярмарка в Дарницком районе.
Недавно объединение «Птахопром» заявило, что, возможно, повысятся на 30 процентов цены на мясо птицы, так как значительно подорожали комбикорма. Поэтому я подписал распоряжение о временном регулировании цен и установлении предельных торговых надбавок на основные продовольственные товары. Для всех субъектов предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности, временно установлен предельный размер рентабельности производства -- 10 процентов от полной стоимости -- на муку, макаронные изделия, крупы, говядину, вареные колбасы, молоко, творог, сливочное и подсолнечное масло.
Ограничиваются торговые надбавки к закупочным или оптово-отпускным ценам предприятий-производителей независимо от числа посредников и перепродаж: 12 процентов -- при реализации муки, макаронных изделий, круп, сахара, 20 процентов -- при реализации говядины, колбас вареных, молока, творога, масла сливочного и подсолнечного.
Напомню, что в отношении тех коммерсантов и производителей, кто не подчинится данным требованиям, госинспекция по контролю за ценами будет взимать огромный штраф. На проверки выйдут и специалисты Управления защиты прав потребителей, контрольно-ревизионного управления, а также сотрудники других уполномоченных служб.
Между прочим, везде в цивилизованном мире существуют и совершенствуются элементы государственного вмешательства в процесс ценообразования, и это очень разумно, ведь рыночные отношения не должны переходить в «дикую» стадию.
-- В Киев часто наведываются делегации Московской мэрии. Что полезного в таких встречах?
-- В рамках протокола, подписанного в этом году между киевской городской властью и правительством Москвы в области строительства в Москве и Киеве в 2003--2005 годах, будут осуществляться проекты по сооружению Московского микрорайона в Киеве и, соответственно, Киевского в Москве. Для нашей столицы это привлечение средств московских инвесторов и использование новейших строительных технологий, возможность для киевских предприятий выйти на зарубежные рынки.
В ближайшие годы планируется создать в Киеве специальную программу по аналогии с программой «Электронная Москва», благодаря которой в ближайшем будущем каждый киевлянин получит специальную карточку с магнитным кодом, которая сможет служить одновременно способом для накопления денег, для осуществления платежей и которую можно будет использовать как магнитную карточку для проезда в метро, других видах транспорта. На магнитном носителе карточки будут содержаться специальные данные о его собственнике: например, информация о состоянии здоровья, хронических заболеваниях -- это необходимо для экстренной диагностики в случае срочной госпитализации в результате несчастного случая. Как видите, встречи с москвичами для нас полезны и перспективны.
Хочу подчеркнуть, что все наши планы довольно таки реалистичны при всей своей масштабности. Все это делается для людей, для киевлян. Несколько дней назад Киевсовет утвердил бюджет города, а также программу социально-экономического и культурного развития на 2004 год. Не вникая в подробности, скажу, что при всей сложности бюджетного процесса я доволен главным финансовым документом. Во-первых, потому, что он лучше предыдущего и несет в себе все признаки бюджета развития. Во-вторых, в нем четко прослеживается социальная направленность. Впервые за всю историю Киевсовета больше половины бюджетных средств будет использовано на социальную защиту малообеспеченных категорий киевлян, на образование, здравоохранение, культуру. Расходы на эти сферы выросли по сравнению с 2003 годом почти на 400 миллионов гривен! В следующем году значительно улучшится материальное положение учителей, медицинских сестер, а в целом мы ожидаем рост заработной платы в пределах 20 процентов.
Даже беглый анализ основных показателей на протяжении последних лет дает право говорить об устойчивом развитии города и стабильных темпах его экономического роста.
Конечно же, все это сделано и делается руками и умом наших прекрасных людей, которых накануне новогодних и рождественских праздников очень хочется поблагодарить за взаимопонимание, терпение и большую любовь к нашему родному Киеву.
Если такое взаимное уважение и слаженная работа будут продолжаться и будущем, то у меня нет сомнений: общими усилиями нам удастся вывести Киев на уровень лучших столиц Европы и мира!