Святки -- самое время веселиться и засылать сватов
Рождество Христово наши предки начали отмечать после принятия христианства в Х веке. Причем всегда это был добрый домашний праздник. Вечер накануне полагалось проводить тихой степенной трапезой в узком семейном кругу. Зато на следующий день на улицу выходил и стар и млад, чтобы поздравить друг друга с появлением на свет Спасителя. Колядки, щедривки, хождение ряженых по дворам и, конечно же, гадания на суженого -- все это делает Рождество неповторимым, таинственным и радостным действом.
В Украине сложилось много рождественских обычаев и традиций, которыми привлекали в дом достаток, мир, здоровье и радость. Так, подготовка к празднику начиналась рано утром за день до Рождества. До восхода солнца хозяйка разводила огонь в печи (для этого в доме еще с лета хранились двенадцать поленьев вишни или яблони) и приступала к приготовлению ужина на Святвечер (еще его называли Богатый вечер). В канун Рождества на столе обязательно должны стоять двенадцать постных блюд, среди них: борщ, вареники, голубцы с пшеном, гречневая каша с конопляным молоком, квашеная капуста, моченые яблоки и соленые грибы, маковые коржики и компот (узвар) из сухофруктов. Главное угощение Богатого вечера -- кутья (сладкая пшеничная каша с медом, маком, орехами и фруктами). Готовить кутью полагалось с молитвой и чистыми мыслями. Мяса, а в некоторых домах и рыбы, на столе не было, ведь до появления на небе первой звезды еще длился Рождественский (Филипповский) пост. Наши предки верили, что двенадцать блюд на Святой вечер -- залог будущего благосостояния, поэтому даже самый бедные семьи делали все возможное, чтобы собрать достойную трапезу.
Пока хозяйка возилась около печи, глава семейства с особой тщательностью наводил порядок в амбарах и на скотном дворе. Ведь «все живое и мертвое должно встретить Рождество на своем месте», и ни в коем случае не остаться в чужих руках -- одолженным или где-то забытым. Дома собирались и все члены семьи. Старинная украинская поговорка гласит: «Боже бережи, десь заночувати в цю нiч -- цiлий рiк будеш блукати по свiту».
В Святой вечер, когда солнце садилось, вся семья мастерила домашний алтарь. Хозяин торжественно заносил в хату сноп пшеницы, ржи или овса (дидух), ставил его в углу под иконами и здоровался с хозяйкой так, будто впервые ее увидел. Затем глава семьи желал счастья, здоровья и богатства всем домочадцам, чтоб те весело праздники провели и других дождались.
Праздничный стол сервировали по-особенному. Его укрывали сеном, а по углам раскладывали зубчики чеснока (в качестве оберега) и только после этого покрывали скатертью. Под стол полагалось положить топор, на который все члены семьи ставили ноги, чтобы быть такими же крепкими. Согласно обычаю на стол ставили один лишний прибор: а вдруг в дом пожалует гость. Кстати, если на огонек заглянет холостой темноволосый мужчина, это расценивалось как очень добрый знак, сулящий в следующем году удачу и достаток. Явится женщина -- голод и болезни обеспечены. Зажиточные семьи даже специально нанимали человека, чтобы он в назначенное время пришел и поздравил всю семью.
Ужинать в Святой вечер принято в кругу самых близких родственников. Трапеза начиналась с молитвы и приглашения к столу душ умерших предков и родичей, пропавших без вести. Потом глава семьи брал тарелку с кутьей и выходил с ней на улицу -- приглашать на ужин морозы, ветры и черные бури. Он трижды призывал их, приговаривая, что если они сейчас обойдут стороной дом, то пусть уж и вовсе не приходят, пашни не портят, голод не приносят «Угостив» стихии, хозяин возвращался в дом, передавал тарелку с кутьей жене, и семья приступала к еде.
После ужина взрослые гадали, каким будет в следующем году урожай (ясное небо сулило полные амбары зерна, сосульки под крышей -- большой урожай кукурузы, а иней на деревьях -- обилие яблок, груш и слив). Детишки же снимали гостинцы с елки, а еще малыши забирались под стол и выбирали из соломы, которой в хате выстилали земляные полы, орехи и мелкие деньги. Обычай велел детям кудахтать: чтобы в будущем году хорошо неслись куры.
На следующий день -- то есть на само Рождество -- начиналось настоящее веселье, длившееся до Крещения (19 января). С утра дети отправлялись к крестным родителям. Нарядные ребятишки пели песни, желали своим вторым мамам и папам в новом году много радости и богатства, несли им угощение -- кутью и колбасу. За веселые песни и пожелания крестные награждали детей сладостями, игрушками и мелкими деньгами. Детвору и кумовьев приглашали за рождественский стол. Чего только на нем не было: холодец, поросенок, начиненный гречневой кашей, свиная голова с хреном, домашняя колбаса, жаркое со свининой и, конечно же, жареный гусь. Отощав за время сорокадневного поста, люди от души наедались. И, естественно, изрядно выпивали.
Наевшись, молодежь покидала богатый стол и отправлялась колядовать. Парубки и девушки, разряженные кто во что горазд, с песнями ходили по дворам. Любимыми персонажами рождественских маскарадов были черти, козлы, медведи, свиньи, солдаты и смерть. Костюмы и маски делали заранее. Из решета, оклеенного промасленной цветной бумагой, мастерили звезду. Нести ее считалось делом почетным и поручалось обязательно чернявому парубку.
Толпа ряженых могла заглянуть в любой дом, и часто хозяин оставался в неведении (из-за масок на лицах гостей), кто же именно у него побывал. Но разве это важно? За веселые поздравления и спектакли в мешки ряженых летели колбасы, пироги, пряники, бутылки с горилкой и мелкие деньги.
А еще парубки носили вертеп с фигурками пастухов, священников, царей, Девы Марии, старца Иосифа и новорожденного Исуса Христа. Верхушку вертепа украшала звезда. Кукольное представление начиналось с разыгрывания библейской истории, а заканчивалось шуточными спектаклями из жизни односельчан. В Западной Украине рождественские колядования заканчивались вождением кобылки. Молодежь вырезала из доски голову лошади, которую украшали соломенной гривой и казацкими усами из конопляной пакли. Лошадкой, естественно, был холостой юноша, к сапогам которого привязывали подковы. Парубки «заводили» кобылку на подворье, чтобы та под величальные песни отметила своим копытом пашню, хлев, амбар и хату. Считалось, что это приносит богатый урожай пшеницы, овса и ржи, а также повысит рождаемость всего живого в хозяйстве.
Пока парубки колядовали по дворам, девицы гадали на суженого. Очень популярными в селах были гадания на берегу реки. Девушки разжигали огонь, а потом по очереди бросали в прорубь горящие головешки. Если уголек погаснет с треском и шипением -- муж будет богатый и красивый, ну а если головешка только «пшикнет» -- стать девице женой бедного.
В Украине Святки считались лучшим временем для сватанья. Так, за неделю до Нового года (имеется в виду Новый год по старому стилю) в домах, где были незамужние девушки, ждали гостей. На угощенье должны были пожаловать ряженые, чтобы спеть величальные песни будущей невесте и ее родителям. Этот церемониальный обход назывался праздником Меланки. Роль Меланки исполнял парубок, одетый в девичий наряд. Все остальные роли (цыганки, сватов, деда, козы и солдата) также исполняли неженатые молодые люди. После того как Меланка побывала в гостях, девку можно было сватать.
Рождественские гулянья заканчивались праздником Богоявления, известным в народе как Крещение (Иордан). Вечер накануне этого дня назывался вторым Святвечером, или Голодной кутьей. Накануне Крещения дом украшали сухими цветами васильков, бессмертника и голубыми лентами. Обязательным были соблюдение строгого поста и приготовление второй кутьи.
Вечером перед Богоявлением люди отправлялись в церковь помолиться и набрать воды, называвшейся иорданской. Считалось, что она обладает даже большей силой, чем крещенская. Эту воду хранили весь год, как эффективное средство против всякой беды и сглаза. Ею каждый хозяин окроплял всех членов семьи, хату, хлев, колодец. Еще на Голодную кутью готовили коржики с медом -- подпалки. Перед ужином отец, сын или брат отца шли с подпалком в хлев, кропили там все водой, мелом писали кресты на дверях и воротах, а затем съедали по коржику, чтобы уберечь своих родных от злых духов.
На само Крещение вся семья степенно отправлялась в церковь, а оттуда -- к ближайшему водоему. К Богоявлению на озерах, прудах и речках мужчины и парубки вырубали крестообразную полынью, в которую выливали свекольный квас: чтобы вода была красной, праздничной. На берегу из кусков льда и еловых лап сооружали «царские врата». Для полного очищения от грехов через них нужно было пройти после купания в проруби.