Тем временем служебное расследование установило, что заместитель начальника Малинского РОВД, открывший пальбу из автомата на центральной улице села, действовал согласно инструкции
Во время операции нейрохирурги извлекли из тела 13-летней Кати несколько кусочков смертоносного металла. Сейчас девочка может понемногу двигать левой ногой, чувствует ею тепло и холод. А кисть левой руки пока остается неподвижной -- это следствие ранения спинного мозга
На прошлой неделе «ФАКТЫ» сообщали о происшедшем в селе Любовичи Малинского района Житомирской области неслыханном ЧП: майор районного отдела милиции, участвуя в «рейде по проверке досуга молодежи», открыл автоматный огонь по удирающим от автомобиля ГАИ белым «Жигулям». Потом оказалось, что в «шестерке» находились перепуганные беспричинной погоней подростки. Сразу был ранен 20-летний водитель, еще несколько пуль просвистели над пригнувшимися на заднем сиденье пассажирами. Дело происходило 18 января в 23 часа -- в «крещенский вечерок». Центральная улица села была полна молодежи, возвращающейся в эту пору с дискотеки. Прогуливающиеся парочками парни и девчата бросались врассыпную от смертоносного огня. Только на одном небольшом участке дороги эксперты нашли девять пуль от автомата Калашникова!
Когда погоня наконец прекратилась (у «шестерки» прострелили колесо) и преследователи, окружив машину-беглянку, потребовали выходить «по одному», обнаружилось, что 13-летняя Катя Яценко, дочь председателя Любовичского сельсовета, не может подняться с заднего сиденья. В результате пулевого ранения у девочки отнялись ноги. «Что я наделал!» -- увидев истекающего кровью ребенка, схватился за голову майор
Вскоре после того, как весть о трагическом происшествии облетела весь район, общественности стали известны имена участников рейда: кроме майора милиции Николая Корнейчука, в охоте на «правонарушителей» принимали участие старший инспектор ГАИ Ю. Дидковский, начальник районного отдела культуры П. Недашкевский и начальник отдела по делам семьи, молодежи и спорта И. Дидковский.
Я познакомилась с Катей спустя две недели после случившейся с ней беды в отделении детской ургентной нейрохирургии Института нейрохирургии АМН Украины. Девочка уже переведена в общую палату. Рядом с маленькой страдалицей безотлучно находится мама. Для Кати это большая радость -- ведь в отделение интенсивной терапии, где пациентка лежала до и после операции, родителей пускали лишь на две-три минуты в день.
На личико, лежащее на низкой подушке, нельзя смотреть без боли. По словам мамы Катюши, Галины Ильиничны, дочь и раньше была худенькой, а уж теперь и вовсе щеки впали, руки стали похожи на веточки. На страже возле Катиной кровати сидит разноцветный игрушечный бегемот. Еще недавно он держал в лапах подбодряющие записки от школьных подружек. Но сейчас мама сложила клочки бумаги в тумбочку, их накопилось очень много. Вошедший вместе со мной в палату доктор поднимает игрушку: «Ну-ка, Катюша, возьми своего бегемотика правой рукой. Та-ак, хорошо. А теперь давай левой!» Худенькие девичьи пальцы силятся ухватить увальня, рука дрожит от напряжения, но ничего не получается -- кисть остается неподвижной Мать, наблюдающая за «гимнастикой», незаметно смахивает слезы. (В случившемся Галина Ильинична винит себя: «Зачем отпустила дочку на эти танцы? Надо было приказать дома сидеть, она у меня послушная, не пошла бы без разрешения»).
-- При поступлении в Малинскую районную больницу состояние девочки было крайне тяжелым, -- рассказывает руководитель отдела ургентной нейрохирургии института нейрохирургии АМН Украины, главный детский нейрохирург Киева Георгий Кеворков (через несколько часов после ЧП в составе специализированной медицинской бригады он прибыл в Малин). -- Ее доставили с множественными ранениями в шейный и верхнегрудный отдел позвоночника. Одно из инородных металлических тел попало в левое легкое, из-за чего оно «спалось», перестало функционировать. Это вызвало нарушение дыхания. Развилась сердечная слабость, нарушилось кровообращение. Второе инородное тело оказалось в спинномозговом канале и травмировало спинной мозг. У девочки были нарушены движения конечностей, левую ногу она вообще не чувствовала. Поэтому первоначально речь шла о спасении жизни ребенка.
Во время операции, длившейся 4,5 часа, извлечь пули не удалось, поэтому специалисты приняли решение транспортировать пострадавшую в столицу, в Институт нейрохирургии.
-- Десять дней девочка находилась в отделении интенсивной терапии, -- продолжает Георгий Кеворков. -- Благодаря усилиям медиков ее состояние стабилизировалось, и в прошлую пятницу ребенка прооперировали. В ходе хирургического вмешательства мы извлекли два инородных тела (экспертам предстоит выяснить: это пули или какие-то другие металлические предметы). После операции состояние девочки заметно улучшилось. Опасности для ее жизни больше нет. Катя понемногу начала двигать левой ногой, стала чувствовать ею тепло и холод. Кистью левой руки пациентка пока не владеет -- это следствие повреждения спинного мозга. Заставляем ее петь (доктор улыбается), особенно во время перевязок, чтобы отвлекалась от боли. Девочка хорошо поет, выступала на школьных концертах. И теперь пусть вентилирует легкие -- это прекрасная дыхательная гимнастика.
По самым оптимистичным прогнозам, Кате удастся встать на ноги не раньше, чем месяца через два. А остальное зависит от физических возможностей организма. Медики обещают сделать все, что в их силах, чтобы девочка не осталась инвалидом.
Версий случившегося, как положено в таких случаях, две. Первая принадлежит пострадавшим (имеются в виду подростки, находившиеся в обстрелянной машине), вторая -- тем, кто устроил стрельбу по движущейся мишени. Ребята (в машине их было пятеро: 20-летний водитель Петр Талах, только что вернувшийся домой из армии, его 19-летние друзья Володя и Леся, а также 13-летняя сестра Пети Юля и ее ровесница Катя) говорят, что испугались спрятавшегося в кустах автомобиля с выключенными фарами и, круто развернувшись, решили вернуться обратно в село. Участники милицейского рейда утверждают, что сочли движущийся по проселочной дороге автомобиль находящимся в розыске. Чтобы задержать его, они вышли из салона и даже помахали водителю светящимся жезлом инспектора ГАИ. Версии сходятся в том, что обе стороны приняли друг друга за бандитов.
В номере за 28 января «ФАКТЫ» подробно рассказывали о деталях погони -- со слов ее участников и свидетелей, наблюдавших эту сцену на улице. Жители села утверждали, что машина ГАИ не была оборудована милицейской «мигалкой», а «сирену» правоохранители включили только на въезде в село. Многие лично видели, что высунувшийся из окошка с переднего пассажирского сиденья майор палил в идущую впереди «белую» шестерку практически в упор, с расстояния 8--10 метров. Больше всего обитателей улиц Садовая и Ленина возмущало то, что стрелок мог попасть в любого прохожего. Шальная пуля, залети она во двор или окно, угрожала находящимся в домах людям.
Мы попросили Центр общественных связей МВД Украины прокомментировать ЧП. В частности, нас интересовало, положено ли в случае задержания матерых преступников открывать автоматную стрельбу в людном центре населенного пункта? И вообще -- зачем, отправляясь в рейд по проверке досуга молодежи, брать с собой автомат Калашникова? Вот что ответил начальник Центра Александр Зарубицкий:
-- Согласно служебному расследованию, дело было так. На аппаратном совещании в райгосадминистрации заместителю начальника Малинского РОВД майору Корнейчуку поручили совместно с работниками госадминистрации организовать и провести рейд с целью проверки мест отдыха молодежи -- клубов, частных кафе, торговых точек. Поскольку обстановка в районе напряженная (только в прошлом году совершено 90 краж коллективного и личного имущества, многие из которых до сих пор не раскрыты, зафиксировано 13 случаев демонтажа оборудования электросетей), начальник Малинского РОВД разрешил выходящим в рейд сотрудникам милиции взять оружие. После соответствующего инструктажа Николай Корнейчук получил автомат Калашникова, автоинспектор Юрий Дидковский -- пистолет Макарова.
Автомобиль, водитель которого не отреагировал на приказ автоинспектора остановиться, показался сотрудникам милиции подозрительным. К тому же два дня назад в Малинский РОВД пришел циркуляр об угоне похожего автомобиля бежевого цвета. Начав удирать, водитель «шестерки» сам спровоцировал активные действия со стороны милиции по его задержанию. Он не реагировал ни на предупредительные выстрелы, ни на сирену. Въехав в село на большой скорости, водитель тем самым создал угрозу жизни прохожих. Оценив обстановку и действуя в соответствии с Законом «О милиции», а также методическими рекомендациями о тактике задержания угнанного автотранспорта и лиц, совершивших это преступление, воспользовавшись небольшим расстоянием до преследуемой машины (10-15 метров), майор сделал несколько прицельных выстрелов в направлении правого заднего колеса.
(Выходит, водитель, мчась по людной улице, представлял опасность для окружающих, а милиционер, стреляя на этой улице из автомата Калашникова, никакой опасности не представлял? Настолько стрелок был уверен в своей меткости? Но первый же выстрел, «направленный в колесо», раскрошил заднее стекло и ранил водителя в правую руку, еще несколько пуль угодили в скорчившегося на заднем сиденье ребенка. Кусок металла прошел в пяти сантиметрах от полупустого бензобака (попадание гарантировало взрыв автомобиля). Даже если бы в машине находились угонщики и воры, происходящее скорее напоминало расстрел на месте, чем задержание преступников. -- Авт. )
-- 42-летний Николай Корнейчук -- достойный офицер, за годы службы в милиции не имевший ни одного взыскания, -- продолжает Александр Зарубицкий. -- После происшествия он подал рапорт об увольнении, мотивируя его моральными и этическими побуждениями. Он сам и его семья страшно переживают случившееся. Эти люди отдали все, что имели, для лечения девочки.
В институте нейрохирургии подтвердили, что малинские милиционеры переводят деньги на лечение Кати, которое обходится очень дорого. По словам специалистов, часто только за одни сутки родственникам больного приходится тратить на лекарства до 600 гривен. Из РОВД и райадминистрации Малина каждый день звонят в больницу, интересуются состоянием Кати. Жаль только, что ни один из мужчин, находившихся в ту ночь в машине ГАИ, не подошел к матери девочки и по-человечески не попросил у нее прощения.
Как «ФАКТЫ» уже сообщали, по факту случившегося возбуждено уголовное дело, которое передано на рассмотрение в Коростенскую районную прокуратуру. Следователь Сергей Волков, не пожелавший разглашать подробности, тем не менее заверил нашего корреспондента, что оно будет завершено в установленный законом срок: через два месяца. А Катины родители попросили опубликовать счет, на который можно перечислить средства для лечения попавшей в беду дочери -- «Аваль» р/с 262027695 МФО 311528 код 2154203247 от Житомирской дирекции АППБ «Аваль».