К вопросу о том, есть ли в нынешнем законодательном органе парламентское большинство, следует подходить диалектически. Де-юре большинства как бы и нет, но если посмотреть на такой немаловажный фактор, как принятие подавляющим числом депутатских голосов, например, поправок к закону об усилении ответственности за отмывание «грязных» денег, то почти конституционное большинство (а это 300 народных депутатов) просматривается явно!
Примечательно, что многие старожилы Верховной Рады задаются вопросом не столько о существовании парламентского большинства, сколько о точной формулировке, выписанной в законе (которого, кстати, нет), что же такое это самое большинство, каковы его функции и полномочия. Так, лидер фракции социал-демократов Леонид Кравчук недавно признался, что его волнуют вопросы функционирования большинства. При этом, заметим, речь вообще не шла о численности депутатских штыков в этом парламентском объединении. Здесь, считает Леонид Макарович, чисто принципиальный вопрос -- до тех пор, пока нет закона о большинстве и оппозиции, не имеет смысла говорить о назначении руководителя парламентского большинства.
Напомним, на днях лидеры «девятки» обнародовали свое общее мнение -- руководителем большинства вполне достоин быть один из руководителей НДП Анатолий Толстоухов. «Я против Толстоухова не выступаю, -- заметил Леонид Кравчук, -- но я в принципе говорю: если мы не можем реально работать, то делать вид, что мы работаем, не надо». Столь принципиальная позиция первого президента понятна уже потому, что он сам «на заре» образования парламентского большинства был его координатором. Правда, очень непродолжительное время. Видимо, еще тогда г-н Кравчук понял, что «будут голосовать все и за что-нибудь, а ответственность будет нести большинство». Следующим руководителем большинства, и довольно долго, был Александр Карпов, сложивший с себя полномочия после того, как в декабре прошлого года оппозиционные силы устроили кулачные бои со взятием президиума. В таких ситуациях парламент становится действительно неуправляемым, и, что интересно, зачинщиков дебошей можно лишь на некоторое время лишить возможности посещать милый сердцу сессионный зал. Когда у парламентского большинства, считает Леонид Кравчук, будут реальные рычаги воздействия, тогда и следует говорить о новом кураторе.